ТОСПОРТ HE ДОЛЖЕН СТОИТЬМИЛЛИОНЫВ прошлом номере журнала «За рулем» было напечатано несколько материалов, поднимающих важный для советских спортсменов вопрос о самоокупаемости автомобильного и мотоциклетного спорта. Редакция обратилась к заместителю редактора чехословацкого журнала «Свет мотору» тов. 3. Унграду с просьбой рассказать об опыте работы чехословацких автомотоклубов СВАЗАРМ в этой области.В этом году празднование Дня освобождения Чехословакии в городе мотоциклистов — Страконицах — проходило при широком участии спортсменов-мотоциклистов.О дним из главных принципов организации автомотоспорта в Чехословацком союзе содействия армии (СВАЗАРМ) является требование соблюдения строгой экономии. Именно на это обратил особое внимание первый общегосударственный съезд СВАЗАРМ, состоявшийся в прошлом году. Конечно, путей экономии много. Расскажу лишь о тех, которые, на мой взгляд, дают наибольший эффект в условиях Чехословакии. Членом автомотоклуба у нас может стать каждый свазармовец. При этом ему предоставляется возможность пользоваться всем необходимым инвентарем. В автомотоклубах имеются различные учебные пособия, автомобили и мотоциклы, предназначенные для тренировок и спортивных выступлений. Стоимость их исчисляется миллионами крон. Устав СВАЗАРМ обязывает всех членов клуба бережно, по-хозяйски, относиться к спортивному имуществу, Как показывает опыт, значительным источником экономии средств может явиться рациональная организация спортивных мероприятий. В начале этого года в округе Ичин проходили международные мотогонки, в которых принимали участие спортсмены десяти стран. Прежде организацией подобных спортивных мероприятий занимались оплачиваемые работники аппарата ЦК СВАЗАРМ и Центрального автомотоклуба. На этот раз Центральный комитет СВАЗАРМ, по договоренности с областным комитетом в Градце Кралеве, решил организацию соревнования возложить на автомотоклуб в Ичине. Ичинские активисты не только успешно справились с задачей, но и значительно сократили расходы, указав, таким образе м, путь остальным клубам. Они сэкономили почти 50 000 крон. Положительно отозвались о хорошей организации и порядке проведения этихсоревнований присутствовавшие на соревнованиях председатель ЦК СВАЗАРМ генерал-лейтенант Ченек Грушка и наш гость председатель ЦК ДОСААФ генерал-полковник П. А. Белов. Обучение вождению автомобилей и мотоциклов у нас ведется преимущественно опытными работниками из числа активистов. Недавно ЦК СВАЗАРМ издал постановление, согласно которому расширяются обязанности областных комитетов СВАЗАРМ, а вместе с тем их ответственность за организацию и руководство автомотоспортом. Вполне понятно, что успешно решить эти задачи можно только с помощью привлечения широкого круга активистов и спортсменов общества. Нужно сказать, что в то время, как Центральный автомотоклуб и областные клубы имеют немало штатных сотрудников, всю работу в окружных автомотоклубах, которых в республике около 300, выполняют добровольцы-активисты. Между тем задачи окружных автомотоклубов довольно значительны. На их обязанности лежит забота о политическом и профессиональном росте инструкторских кадров, спортивных судей и других работников, а также руководство окружными спортивными командами. Они организуют спортивные соревнования местного значения, туристические выезды. Нередко бывает, как мы видели на примере Ичина, что наилучшим окружным клубам ЦК СВАЗАРМ поручает организацию крупных спортивных соревнований — областных, общегосударственных и даже международных. В окружных автомотоклубах читаются беседы и лекции по устройству автомо-биля и мотоцикла, создаются мастерские взаимопомощи, кружки автомехаников и автомоделистов, работники клубов помогают учебным группам в первичных организациях. Вся работа добровольно выполняется активистами СВАЗАРМ после своего обычного трудового дня, по воскресеньям и праздникам. Финансовые средства клубов составляются из членских взносов, дотаций и прочих доходов. Для создания необходимой материальной базы и изготовления учебных пособий клубы во всей полноте используют взаимопомощь и инициативу своих членов, а также различные иные местные возможности. Широкий размах получило у нас строительство мастерских взаимопомощи, необходимых для обслуживанияСпортсмены Пражского областного автомотоклуба СВАЗАРМ во время агитационной поездки по Праге.8