долго до этого, во время розыгрыша первенства Эстонии, она установила рекорд трассы — 97,2 км/час. Развив высокую скорость и пытаясь на первом же круге оторваться от соперниц, Э. Мяги не рассчитала своих возможностей и проскочила поворот Румми. Это сразу отбросило ее на одно из последних мест. Лидером гонки стала И. Озолина. За ней шли Н. Сусова и Ы. Касеорг. В таком порядке женщины и закончили соревнование. Ценой поистине героических усилий Э. Мяги удалось переложиться на четвертое место, но большего она сделать не смогла. ОШИБКА НИКОЛАЯ СОКОЛОВАV/'\<извНовая система зачетаВ ряде авто-мотосоревнований — кроссах, шоссейных линейных и кольцевых гонках — зачет спортивных результатов производится обычно по времени прихода участников соревнований в пределах заранее определенного судейской коллегией контрольного времени. Этот метод зачета в соревнованиях по кроссу имеет большой недостаток, так как правильное определение контрольного времени, необходимого для прохождения всей дистанции средним по квалификации участником в том или ином классе машин, представляет значительные трудности, в особенности при резком изменении погоды. Из практики работы судейских коллегий известно, что в одних случаях контрольное время превышало в 1,52 раза действительно необходимое, а в других — судейская коллегия вынуждена была в ходе соревнований, вопреки действующим правилам, резко увеличивать контрольное время. Ошибки ив ту, и в другую сторону недопустимы н приводят иногда к весьма неприятным последствиям. Так, в 1956 году на международных соревнованиях по мотокроссу в. Ленинграде в классе мотоциклов до 750 см ! с колясками призовые места оказались неразыграннымн, так как даже лидеру соревнований не хватило нескольких минут до закрытия финиша. С этой точки зрения, большое преимущество имеет очковая система зачета по победителю, обладающая и некоторыми другими достоинствами. Такая система оправдала себя на международных соревнованиях по мотокроссу в г. Риге .2! июля 1957 года. Сущность этой системы зачета заключается в следующем. Как только лидер в данном классе мотоциклов » пересек ЛИНИЮ финиша, пройдя установленное число кругов, все остальные участники в этом классе финишируют независимо от того, сколько кругов они прошли.пионов страны в многодневных соревнованиях. А всего две недели спустя им были вручены золотые медали за победу в шоссейно-кольцевой гонке. Заезд на трехколесных мотоциклах отличался не только своей красотой, которую придавали ему бесстрашные действия колясочников на поворотах, но и необычайно острой борьбой. Поначалу гонку возглавили А. Волченков и В. Нечитайло («Трудовые резервы»). Затем вперед вышли армейцы А. Разоренов и В. Поляков, потом их опередили Н. Абдрахманов и Н. Айвазов (ЦСК МО). Но и они были вынуждены уступить лидерство А. Лиханову и А. Карасеву. Победители прошли 20 кругов — 135 км со средней скоростью 101,5 км/час.• 1ВЯ— Тридцать первый круг первым прошел армеец Николай Соколов, за ним идет Медведев.., — явно иронизируя, объявил диктор. То, что они, увлекшись гонкой, прошли лишний круг, для зрителей и диктора было лишь забавной шуткой, а Н. Соколову это «увлечение» стоило звания чемпиона страны. В заезде на мотоциклах до 350 см 3 , в котором стартовали Н. Соколов и В. Медведев («Зенит»), собралось наибольшее количество участников — около 40. Со старта возглавил гонку Н. Севастьянов, в группе лидеров находились Н. Соколов, Я. Кююнемяэ и В. Хельм. Примерно до половины дистанции лидировал Н. Севастьянов, но потом (который уже год подряд!) из-за неисправностей мотоцикла он вынужден был прекратить соревнование. После этого вперед вышли В. Хельм и Н. Соколов, вплотную к ним приблизился В. Медведев. После 28-го круга во главе гонки, меняясь местами почти после каждого поворота, шли Н. Соколов и В. Медведев. Армеец нарочно не обгонял Медведева, чтобы перед самым финишем неожиданно рывком выйти вперед. Однако, потеряв счет кругам, он сделал это лишь на 31-м круге, не зная, что дистанция уже закончена и чепионом страны стал В. Медведев. ДВАЖДЫ ЧЕМПИОНЫПрием участников после финиша победителя производится в течение контрольного времени, определяемого средним временем, затраченным победителем на прохождение одного круга с коэфициентом 1,0—1,5 (с округлением до целой минуты). Занятые места определяются в зависимости от числа пройденных каждым участником кругов. За первые шесть мест начисляются очки (8, 6, 4, 3, 2 и 1), причем если в одном классе стартуют менее шести мотоциклов, участники получают за занятые места только половину очков. В зачет не попадают участники, не финишировавшие в пределах контрольного времени, прошедшие менее 75% общей длины дистанции или занявшие 7-е и последующие места. В прошедших международных соревнованиях в Риге в одном из заездов участвовало четыре класса мотоциклов. Поэтому пришлось каждому классу присвоить определенные группы стартовых номеров, да и номерные знаки были разных цветов. Лидеру, идущему на последний круг, показывался желтый флаг с черным крестом. Этот флаг вместе со стартовым номером лидера видели и все остальные гонщики данного класса, что служило для них информацией, необходимой для правильной тактики и расчета своих сил и возможностей. Извещая участников о том, что победитель закончил дистанцию н соревнования заканчиваются, в зоне финиша ставился щит с надписью «Финиш». В зависимости от вида и масштаба соревнований число мест, за которые начисляются очки, может быть изменено. В личных же соревнованиях очки вообще значения для распредеti ления мест не имеют. А. КАРЯГИН, главный судья международных соревнований по мотокроссу в г. Риге, судья всесоюзной категории.ПОБЕДИТЕЛИОчень трудно завоевать почетное звание чемпиона Советского Союза. Стать жев течение одного сезона чемпионом дважды — настоящий спортивный подвиг. Такой подвиг совершили армейцы А. Лиханов и А. Карасев. В первых числах июля они были удостоены звания чем-Перед началом соревнований, когда по традиции чемпионы прошлого года направлялись для подъема флага к мачте, капитан команды армейцев Г. Фомин не очень любезно напутствовал обладателей золотых медалей: «Пересмотреть надо ваши ряды». Напутствие оказалось пророческим. Ни один из чемпионов СССР 1956 года не сохранил это почетное звание. Но и сам Г. Фомин перестал быть капитаном команды-чемпиона. В этом году армейцам пришлось уступить первенство дружному коллективу «Трудовых резервов». Команда ЦСК МО осталась на втором месте, на третьем — спартаковцы. Приходится с большим сожалением отмечать, Что в юбилейном первенстве На снимках (слева направо): На страны не выставили полных команд вираже мастер спорта В. Хельм. Вручетакие общества, как «Динамо», ДОСААФ, ние призов победителям. Случай на «Зенит», «Авангард», «Торпедо». В. ДВОРЦОВ. дистанции. Фото В. Довгялло. Таллин.11