навесов Т ут нет поканефтебазы.для тракторов, комбайнов и автомобилей, шумных мастерских и Под раскидистой ветлой в побуревшей от суховеев степи стоит лишь одинокий домик из самана со скромным палисадником, а около него — сеялки, плуг, культиватор, бороны да немудреный заправочный инвентарь. Это и есть Екатериновская школьная МТС Краснодарского края. Мимо «здания» МТС в степь, где сквозь знойное марево виднеются медленно двигающиеся машины, проскакало несколько всадников. Это к школьникам, работающим на уборке «своего» урожая, спешила смена. Уборка — дело сезонное, тут медлить нельзя. И ребята это прекрасно понимают. Впрочем, в этом нет ничего удивительного — ведь все члены школьной МТС родились и выросли здесь, в Екатериновке. В графу: «Валовый сбор в центнерах* вписываются внушительные цифры. Это, конечно, приятно и секретарю совета МТС Вале Сердюк, и директору школы Измаилу Михайловичу Церекову.ж*ш# ^Что же это такое — школьная МТС, как она возникла! Первым, кто подал мысль о необхомости ее создания, кто взял на себя и все заботы по ее организации, был старый сельский учитель Измаил Михайлович Цереков — грузный, уже седеющий человек, назначенный прошлой осенью директором Екатериновской школы. Еще раньше Цереков пришел к твердому убеждению, что изучение техники в школах ведется плохо. Поначалу ребята увлекаются, с интересом слушают преподавателя, жадно читают учебники, рассматривают картинки с изображением автомобиля или трактора'. — Самому поездить, это было бы здорово! — мечтает каждый из них. Но проходит время, а обучение, как началось с картинок и чертежей, так на этом и кончается. Но вот Цереков сам возглавил школу в Екатериновке. В окна его кабинета сиротливо глядели остовы комбайна и автомобиля — пособий по машиноведению. Первое же собрание подтвердило мнение директора, что, заканчивая школу, юноши и девушки хотят иметь специальность, нужную здесь, в колхозе. И, конечно, каждому хотелось научиться управлять сложными машинами, которые работают на колхозных полях. Но ведь легко сказать — дать ребятам специальность, а как это сделать! Цереков распорядился увеличить количество уроков по машиноведению ив основу занятий положить программу подготовки трактористов. — Смотрите, Измаил Михайлович, попадет вам.., — говорили чересчур осторожные учителя, когда Цереков без разрешения районе изменил сетку часов. Однако этого было недостаточно. Нужна была земля и машины. БёФлих вся затея школьников оставалась красивой мечтой. Ребят поддержало правление колхоза. — Ну что же, — решили колхозники, — землю нарежем, да и агроном наш поможет. С машинами дело было сложнее. Расположенная рядом Екатериновская МТС помочь не могла. Но полезную идею поддержали в партийных органах. Секретарь райкома М. Судьин побывал в крайкоме КПСС, рассказал о почине Екатериновской школы. И когда на школьном дворе, на месте развалившейся полуторки, появился новый трактор КД-35, а по вечерам, отшагав по непролазной грязи восемь километров, ученики своими руками стали собирать пришедшие в ящиках прицепные орудия, всем стало ясно: школьная МТС будет жить. Да, теперь даже самые заядлые скептики загорелись новым делом. Но какой должна быть эта небольшая машинно-тракторная станция! Ведь посоветоваться было не с кем, никто не мог подсказать, как лучше организовать работу, чтобы МТС принесла пользу не только школе, но и родному колхозу. Однажды чуть свет Ваня ШабельнЫй забарабанил в окно дома, где жил Цереков. — Измаил Михайлович, смотрите... Ваня показал Церекову только что принесенный почтальоном свежий номер газеты «Сельское хозяйство» со статьей о том, что под Ленинградом, в Гатчине, уже создана школьная машинно-тракторная станция. В этот же день юные механизаторы отправили в Гатчину письмо с просьбой написать о том, как в Гатчине работают. Скоро пришел ответ. Оказалось, что основная задача, которую поставили перед собой гатчинцы, состояла в том, чтобы подкрепить теорию практикой. Екатериновцы решили Добиться большего: каждый старшеклассник должен получить специальность механизатора. Ранней весной на 50 гектарах, которые отвел школе колхоз, закипели ра- Смена приехала... боты. Ими руководил выбранный рехорошо организованная подготовка во время учебного года. бятами совет школьной МТС. ОбработРодине нужен хлеб. Ребята знали, что ка площадей шла по плану, утверждентеперь и от их работы зависит многое, и ному агрономом и механиком. Между не жалели сил. На раздельной уборке юными трактористами развернулось сохлеба Володя Мазаный, Коля Мироненциалистическое соревнование. Как ив ко, Витя Галиченко, Вера Величко выкаждой бригаде, на полевом стане стаполняли нормы взрослых механизатола выходить стенная газета, появилась ров, скашивали по 12—16 и даже 18 передвижная библиотека, ребята огородили футбольное поле, расчистили вогектаров. Каждый из них вырабатывал за смену по нескольку трудодней. Полейбольную площадку. По утрам пешком и на велосипедах том, когда скошенный хлеб уже был обмолочен, выяснилось, что урожайдвигались в поле школьники, и с восходом солнца уже гудел их трактор. Быность на участке школьной МТС на 4 центнера с гектара выше, чем в средвало, что в двигателе, прицепных манем по колхозу. Школьники не подкашинах обнаруживались неполадки. И хотя на полевом стане, а во время рабочали! ты на гонах постоянно находился меха...МТС при Екатериновской средней ник — опытный специалист Ф. Коваленко, школе — пока что единственная на Куему ни разу не пришлось брать в руки бани. Но слух об успехах ребят разлеинструмент. Все неисправности ребята телся по всему краю. Из многих школ устраняли самостоятельно—сказывалась приезжали в Екатериновку учителя и Заседание совета школьной МТС, школьники. Следующей весной только в Екатериновском районе на поля выйдут тракторы четырех ковых школьных МТС. Мягкой им земли и высокого урожая! Н. БОБРОВ (наш спец. корр.). Фото автора. — Болт отошел, а ты не замечаешь,— говорит Витя Галиченко, принимая смену от Вити Корзина.