П од седлом, в небольшом моторном от•• секе, закрытый обтекаемым кожухом размещен силовой агрегат мотороллера «Тула» (Т-200), состоящий из двигателя, сцепления, коробки передач и задней передачи. Тут же размещены бензобак, приборы электрооборудования и системы питания. Такое компактное размещение силового агрегата в моторном отсеке определило конструкцию этих механизмов. Двигатель мотороллера — двухтактный, одноцилиндровый, с вертикальным расположением цилиндра, скомпоиован в общий блок со сцеплением и коробкой передач. Принудительное воздушное охлаждение осуществляется вентилятором, расположенным на коленчатом вале с правой стороны. Цилиндр двигателя и его головка закрыты металлической рубашкой, которая направляет поток воздуха на ребра охлаждения. Цилиндр отлит из мелкозернистого чугуна повышенной прочности, имеет один впускной, два перепускных и один выпускной каналы, обеспечивающие возвратно-петлевую продувку. Поршень с выпуклым днищем имеет три канавки для установки уплотняющих колец. Он отлит из алюминиевого сплава и термически обработан. Поршневые кольца изготовлены из мелкозернистого чугуна. Коленчатый вал мотороллера — стальной. Он состоит из трех частей: двух маховиков, откованных совместно с коренными шейками, и шатунного пальца, который запрессовывается в маховик. Коленчатый вал имеет три подшипника. Его левая коренная шейка вращается на двух шариковых, а правая на одном роликовом подшипнике. Шатун имеет двутавровое сечение. В его верхнюю головку запрессована втулка, изготовленная из оловянистой бронзы, а в нижнюю — двухрядный роликовый подшипник. Двигатель имеет рабочий объем 197 см* (диаметр цилиндра —62 мм, ход поршня — 66 мм) и при 4900 об/мин развивает мощность 8 л. с. Сцепление (рис. 1), установленное на мотороллере, — многодисковое, масляное; оно состоит из ведущего барабана, пяти ведущих дисков, ведомого барабана, пяти ведомых и одного нажимного диска, пяти нажимных пружин. Ведущий барабан (1) свободно вращается на первичном валу коробки передач и соединен с коленчатым валом двигателя безроликовой цепью. Обод ведущего барабана имеет пять продольных прорезов, в которые входят выступы ведущих дисков сцепления. Ведущие диски (2) — стальные, в их окна залиты вкладыши из пластмассы КФ-3. Ведомый барабан (4) имеет на наружной поверхности пять пазов и бурт. В пазы барабана заходят выступы ведомых дисков, а в бурт упирается крайний ведомый диск. Ведомый барабан устанавливается на шлицы первичного вала. Ведомые диски (3) — стальные, по внутренней окружности они имеют пять выступов, которые заходят в пазы ведомого барабана. Ведомые и ведущие диски располагаются поочередно и сжимаются пятью нажимными пружинами. Выключение сцепления производится рычагом, расположенным на левой стороне руля.СИЛОВОЙ АГРЕГАТ МОТОРОЛЛЕРА „ТУЛА"А. ЛОТОЦКИЙ, главный конструктор Тульского машиностроительного завода Коробка передач (рис. 2) — четырехступенчатая, двухходовая. Она имеет два вала (первичный н вторичный) и восемь шестерен. Вместе с первичным валом (1) изготовлена шестерня первой передачи (3). Шестерни второй (4) и. четвертой передач (6) свободно вращаются на валу. Они имеют с одной стороны торца кулачки. Между этими шестернями на шлицах первичного вала установлена каретка-шестерня третьей передачи (5). Она имеет кулачки с обоих торцов, которыми соединяет шестерни второй (4) и четвертой (6) передач с валом (1). На вторичном валу (2) также расположены четыре шестерни. Шестерни первой (7) и третьей (9) передач, имеющие с одного торца кулачки, вращаются свободно. Между ними на шлицах вторичного вала (2) перемещается кареткашестерня второй передачи (8). Она также с обеих сторон имеет кулачки, которыми соединяет шестерни первой и третьей передач с валом (2). Кроме того, на вторичный вал неподвижно установлена шестерня (10) первой передачи. Механизм переключения передач (рис. 3) состоит из двух вилок (8 и 9), барабана (7) и ножного привода. Переключением передач управляет двухплечная педаль, которая тягой связана с рычагом (1) валика (2). При нажатии носком ноги на педаль усиление через тягу передается на рычаг (1), который жестко закреплен на шлицах валика (2). При вращении валика (2) поворачивается закрепленный на нем поводок (3) с двухсторонней собачкой (4). Собачка входит в зацепление с храповым сектором. Он составляет одно целое с зубчатым сектором (5), который поворачивает шестерню (6) барабана (7). Рис. 1. Детали сцепления. На цилиндрической поверхности барабана (7) сделаны два фигурных прореза, в которые входят штифты вилок. Причем прорезы сделаны так, что когда перемещается одна вилка, другая стоит на месте. Барабан, перемещая вилки, вводит в зацепление с валом соответствующие шестерни. При включенной передаче барабан удерживается специальным фиксатором, состоящим из рычага с роликом, и фигурным диском. Ролик под действием пружины заходит во впадины диска (10) и фиксирует положение включенной передачи. Коробка передач мотороллера имеет следующие передаточные числа: I передача — 3,00, II — 1,64, III — 1,23, IV — 0,9. Задняя передача мотороллера состоит из ведущей звездочки, установленной на вторичном валу коробки передач, ведомой звездочки, установленной на ступице колеса, и роликовой цепи. Передаточное число задней передачи — 2,23. Рис. 2. Детали коробки передач.1 3456Рис. 3. Детали механизма передач.переключения