21
22
Путевой очерк Ю. Клеманова Фото автораОт больших металлических ворот с двумя калитками идут две дороги. Одна ведет вправо, к дому Ганзелки, другая сворачивает налево — к дому Зикмунда. Для тех, кто приезжает познакомиться со знаменитыми чехословацкими путешественниками, это всегда выдвигает нелегкую «дилемму» — куда повернуть? Мы знали, что Ганзелка находится в Праге, так как виделись с ним там, поэтому без колебаний повернули влево. Впрочем, у калитки нас встретила жена ' Зикмунда и провела по кратчайшей тропинке в дом. МИРОСЛАВ ЗИКМУНД В ТУФЛЯХ И ХАЛАТЕ Тех, кто видел фильмы, снятые Ганзелкой и Зикмундом во время поездки на «Татре» по Африке иЮжной Америке, кто читал их увлекательные книги, безусловно, интересуют и детали «мирной жизни» этих отважных людей на Нивах, близ Готвальдова. Мысленно сопровождая неутомимых путешественников по высохшим руслам африканских рек или коварным серпантинам в Андах, переживая вместе с ними борьбу с бездоИ. Ганзелка у автомобиля «Татра», на котором были совершены путешествия по Африке и Южной Америке.рожьем, жаждой и нестерпимой жарой, читателям и зрителям хочется, наконец, убедиться в том, что авторы полюбившихся книг и фильмов тоже отдыхают иногда на обыкновенных кроватях и вовсе не каждое утро вынимают из-под спального мешка пригревшуюся ядовитую змею «жарара». Что ж , надо сказать, мы видели собственными глазами и кровати, и удобные кресла, и прочие атрибуты элементарной цивилизации в доме Зикмунда. И сам хозяин был одет в мягкий светлый пуловер, на ногах — совсем не романтические домашние туфли, а руки испачканы землей, так как он пришел прямо из сада, где занимался, разумеется, не охотой на львов, а окапыванием деревьев. Но, несмотря на все это, ощущение «экзотики» и какой-то «приподнятости» над обыденным европейским ландшафтом, окружающим дом, не покидает вас с первых же минут пребывания в его стенах. И происходит это не только потому, что библиотека Зикмунда полна книг на многих языках, с описаниями различных путешествий и приключений, что центральный холл представляет собой нечто вроде музея, в котором собраны многочисленные «трофеи» из всех стран, где побывала неутомимая «Татра», а кабинет на втором этаже оборудован ящиками для картотек и географических карт, с которыми много работают. В доме как бы витает неукротимый дух «неистового репортера» Эгона Эрвина Киша и великого путешественника Миклухи-Маклая — дух творчества и поисков. Об этом свидетельствует многое, но ярче всего — лежащая на столе верстка очередного тома описаний уже совершенного путешествия по Южной Америке и висящая на стене большая карта, на которой размечен маршрут будущих поездок по Азии, Ближнему Востоку и Советскому Союзу. Да и разговор наш с хозяином, после нескольких глотков моравского кофе, сразу же уносится к границам Китая и Индонезии, к вершинам Тибета и чайным плантациям Цейлона. Мирослав Зикмунд с увлечением рассказывает о новых планах путешествий, о том, какие трудности еще предстоит преодолеть, чтобы подготовить задуманную кругосветную поездку (см. «За рулем» N° 8). НОВЫЙ ЭКИПАЖ, НОВЫЕ «КОЛЕСА» И как всегда бывает между автомобилистами, разговор прежде всего зашел о машинах, на которых поедут путешественники. Ведь на этот раз Ганзелка и Зикмунд едут в новое путешествие со своими женами, и стандартная легковая«Татра-87» уже не может вместить разросшийся по масштабам экипаж. Кроме того, задачи, поставленные перед собой путешественниками в новой поездке, гораздо сложнее тех, которые они решали до сих пор. — Мы хотим иметь возможность съезжать с дорог, забираться поглубже в каждую страну, которую посещаем, чтобы лучше изучить ее жизнь, — г о ­ ворил нам еще в Праге Иржи Ганзелка. — Поэтому нам нужна машина высокой проходимости. — Нельзя забывать о большом количестве различного оборудования, которое мы собираемся взять с собой, — говорит Зикмунд. — У нас будет четыре кинокамеры, 12 фотоаппаратов, магнитофон, радиоаппаратура и т. д. Кроме того, мы должны будем в машине проявлять пленки, печатать срочные снимки... Склонившись над большой синькой — чертежом общего вида машины, разложенном на рояле, — мы втроем, вместе с заместителем редактора журнала «Свет мотору» Зденеком Унградом, знакомимся с особенностями ее конструкции. Это обычный грузовик «Татра805» со стандартным двигателем нового легкового автомобиля «Татра-603». В шасси и двигателе произведены лишь некоторые изменения, связанные с необходимостью повышения надежности и усиления ходовой части, а также повышения мощности и скорости грузовика (в двигателе, например, повышена степень сжатия, что дает увеличение мощности на 10—-15 л. с ) . Но вот кузов представляет собой совершенно оригинальную конструкцию. Перед тем как дать его описание, которое представляет, безусловно, интерес для каждого автомобилиста и особенно туриста, необходимо сообщить, что Ганзелка и Зикмунд поедут на этот раз в свое далекое путешествие на двух машинах, причем каждая из них будет иметь крытый прицеп. Обе машины совершенно одинаковы, только на алюминиевых кузовах прочерчены разные полосы — голубая на машине Ганзелки и красная на машине Зикмунда. Что же представляет собой каждая из этих машин? ДАЛЬНЕРЕЙСОВЫЕ «ТАТРЫ» В кабине на этот раз рядом с Ганзелкой будет сидеть не Зикмунд, а рядом с Зикмундом — не Ганзелка. Эти места предназначены для их жен. Но тем не менее в течение всего путешествия оба водителя, находящиеся в разных машинах, будут все время разговаривать друг с другом, причем ничуть не повышая голоса. Для этой цели в кабине'.-; 9.21 каждой машины предусмотрены маленькие рации с радиусом действия до 10 км . Из кабины внутренняя выдвижная дверь ведет в средний отсек кузова, где расположены два спальных места. Здесь же уложены чемоданы с кино- и фотопленками. Каждая машина возьмет до 16 тысяч метров пленки, т. е. около 50 рулонов по 300 метров! Поэтому часть чемоданов с пленкой, не умещающихся в проходе, будет размещена под мягкими подушками спальных мест. В этом же отсеке, в верхней части ку ­ зова, имеются полости для размещения различного мелкого оборудования, нужного журналистам-путешественникам в дороге. Все необходимое для того, чтобы «стрелять» — т. е. фотографировать и записывать на месте, фиксируя живые, не «отрежиссированные» кадры и эпизоды, встречающиеся на пути, — имеется у Ганзелки и Зикмунда под рукой, непосредственно в кабине. А здесь, в кузове, уложены магнитофоны, запасная аппаратура, аккумуляторы, ленты для звукозаписи и самое различное оборудование, при взгляде на которое нам невольно вспомнились слова Ганзелки, сказанные еще в Праге: — Наша главная задача — показывать мир всеми доступными на данном этапе средствами техники. Может быть, в дальнейшем техника откроет какие-нибудь новые возможности, и мы за них, безусловно, ухватимся. Но и сейчас таких средств достаточно много, нужно только научиться оперативно и умело ими пользоваться...«ИНЦИДЕНТ» В ПРАЖСКОМ ТЕЛЕЦЕНТРЕ Да, эту задачу Ганзелка и Зикмунд решили, видимо, выполнить с честью! О своем путешествии они смогут рассказывать при помощи радио, телевидения, печати, цветных натурных киносъемок (в том числе — подводных), радиотелеграфа и телефона (кстати, мощная приемо-передаточная радиостанция также имеется на их машине). Для того чтобы читатель мог представить себе, каков объем всей этой работы, хочется рассказать об одном «инциденте», имевшем место недавно в Пражской студии телевидения. В связи с огромным интересом, который вызывает среди чехов предстоящая четырехгодичная поездка их соотечественников по странам Ближнего Востока, Азии и Советскому Союзу, Пражская студия решила еженедельно посвящать этой поездке по одной получасовой передаче. Путешественники ужаснулись. Практически это означало необходимость израсходовать не более и не менее, как... 750 тысяч метров пленки, не говоря ужео большом количестве времени, нужном для ее проявления, монтажа, составления дикторского текста и т. д. Даже для специальной киноэкспедиции тут было бы работы по горло, а ведь наши путешественники едут не только как журналисты. Они имеют задания от академий наук многих стран, должны собирать материал для своих книг и кинофильмов, должны, наконец, двигаться, что тоже требует времени!С большим трудом Зикмунд и Ганзелка согласились поставлять для Пражского телевидения еженедельный материал на две пятиминутных передачи. И поверьте, что это тоже потребует от них немалого труда и мобилизации всех наличных средств техники. «ЧУДО» ПЛАНИРОВКИ Но вернемся к машинам, на которых будет совершено путешествие. Об их вместимости сказано еще далеко не все. В среднем отсеке (так же; как ив кабине) имеется калориферное устройство — ведь ночи в континентальной Азии холодные, и кузов надо будет обогревать. — Но зато днем жарко. Может быть, следовало бы поставить установку для создания искусственного климата? — М ы заботимся, в основном, не о себе, — пожимает плечами Зикмунд.— Если иметь установку, то пришлось бы отказаться от какой-либо аппаратуры, необходимой для репортажа. — Да, но наличие кондиционированного воздуха позволит лучше сохранить ту же аппаратуру и пленку. Зикмунд смотрит на нас уже более внимательно. — Что же, — говорит он, — надо будет подумать. Состояние пленок — это очень важно. Итак, со средним отсеком покончили. Нетерпеливо передвигаемся вдоль рояля, заглядывая в правую часть синьки, где на чертеже изображен задний отсек. Что же еще можно разместить в одном фургоне? — В общем, многое, — спокойно го ­ ворит Зикмунд. — Вот только вы еще не все записали о среднем отсеке. Здесь размещаются бензиновые баки. Видите? Они показаны пунктиром, так как расположены под днищем кузова и вмещают 320 литров бензина. Наконец, «переходим» в задний отсек. В нем имеются два основных помещения — шкаф для платья и белья и так называемое рабочее помещение. — Шкаф — необходимая вещь, — говорит Зикмунд. — Когда мы приезжаем в большой город, приходится встречаться с корреспондентами, нередко нас приглашают на различные вечера и банкеты. А когда везешь носильные вещи в чемоданах, приходится их чуть ли не в каждом городе утюжить... В рабочем помещении находятся справочные картотеки и карты, две пишущие машинки и, главное, темная камера для срочного проявления пленок и пробных отпечатков. Разумеется, в этой камере изготовляются только срочные снимки. Основная работа ведется в лаборатории, оборудованной всем необходимым для цветного проявления и печати. Она помещается в прицепе. Машина, о которой рассказал нам Зикмунд, показана на снимке. При взгляде на нее невольно возникает вопрос, как в этом короткобазном фургоне удалось разместить и спальню, и шкаф, и оборудование, и склад, и рабочее помещение, и радиостанцию, и еще к тому же различную фото-кино-звукоаппаратуру?.. Невероятно! На этом автомобиле М. Зикмунд и И. Ганзелка (справа) готовятся совершить новое путешествие.