ПОГОВОРИМ О ГАРАЖАХ. ТОВАРИЩИ АВТОЛЮБИТЕЛИИвот пришел он, наконец, этот долгожданный день: сияющий автолюбитель наклеивает на лобовое стекло новой машины беленький листочек транзитного номера. Позади все волнения, связанные с приобретением собственного автомобиля: выбран цвет, который нравится всем; тщательный осмотр показал, что машина в полном порядке; решен после долгих споров вопрос о том, где кто должен сидеть в первом рейсе из магазина. Пройдет день-два, и в узкие прорези кронштейна уже будут вставлены болты, которые прикрепят постоянный номерной знак. Еще один владелец собственного автомобиля начал новую, полную особых забот и волнений, жизнь. Не успел он смыть с бамперов и облицовки тусклую пленку защитного лака, как перед ним уже встала во весь рост проблема — где поставить машину! Конечно, в небольших городах, колхозах и совхозах решение ее не вызывает серьезных трудностей. Но в городе... Сколько томов можно написать о «хождении по мукам» автолюбителей, желающих построить свой гараж! Проблема гаражей для хранения машин индивидуальных владельцев вызвала целый поток писем в различные инстанции и органы печати, в том числе ив журнал «За рулем». Проверяя факты, изложенные в этих письмах, редакция связалась с различными организациями, имеющими прямое отношение к гаражному строительству. И стало ясно, что необходим серьезный разговор с автолюбителями. Большинство товарищей, которые приходят в редакцию, во многом обвиняют районных архитекторов, которые якобы не хотят отвести участок для гаража. — Вот он говорит, что нет свободных участков, — горячился недавно один из автолюбителей, — а ведь строят, строят же гаражи. Почему же им можно, а мне нет!.. В том, что одни автолюбители получили участок, з другие нет, вина, конечно, не районного архитектора. Дело ведь не в доброй или злой воле того или иного должностного лица. В связи с возросшим благосостоянием советских людей с каждым годом растет количество собственных автомобилей и, конечно, уменьшается количество участков, на которых можно было бы возводить гаражи. Поэтому тот, кто приобрел машину недавно, часто не может получить участок. Впрочем, и это не совсем так. Автолюбители, живущие на окраине города, в большинстве случаев имеют такую возможность. Но ведь каждому хочется ставить автомобиль рядом с домом даже тогда, когда его квартира расположена в центре. А этого пока сделать нельзя. — Что ж, значит, мне так и придется всю жизнь держать машину во дворе!— спросит автолюбитель. Конечно, нет! Гаражи строятся, и это строительство приобретает все больший размах. Согласно постановлению Совета Министров СССР они сооружаются во всех крупных жилых кварталах. Достаточно сказать о новых гаражах в ЮгоЗападном и других районах Москвы. Причем построены они капитально, утеплены, оборудованы моечными канавами, подъемниками, эстакадами. Такие гаражи строятся во многих городах Советского Союза. Они будут ив центре Москвы. Но ведь для каждого автолюбителя не секрет, что еще немало советских людей живет в плохих квартирных условиях, у нас не изжита до конца нужда в жилье. Ясно, что именно на это должно быть направлено сейчас главное внимание, основные средства, строительные материалы. Ведь только в одной Моек je до конца пятилетки будет сооружено почти 6 миллионов квадратных метров жилья. В недавно опубликованном постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС намечена реальная программа коренного улучшения жилищных условий советских людей. Но даже и сейчас острота проблемы гаражей может быть в значительной мере смягчена. Выход сейчас прежде всего будет состоять, как показывает опыт, в строительстве коллективных и индивидуальных гаражей своими силами. В этом номере мы публикуем статьи инженера О. Тамручи о постройке коллективного гаража и инженера В. Бондарчука об опыте строительства шлакобетонного гаража индивидуального пользования. Вниманию читателей предлагается также проект стоянок для автомобилей, разработанный институтом «Гипроавтотранся. То, что предлагается здесь, конечно, не исчерпывает путей гаражного строительства. В каждом городе, селе, совхозе автолюбителями уже накоплен немалый опыт хранения автомобилей в местных условиях. При этом, разумеется, применены оригинальные конструкции, изысканы различные строительные материалы. Опыт этих автомобилистов следует распространять, он может существенно помочь владельцам автомашин решить «проблему гаражей».СВОИМИРУКАМИЛ етом 1954 года несколько автолюбителей обратились в междуведомственную комиссию исполкома Первомайского райсовета г. Москвы с просьбой выделить место для постройки гаражей. Вскоре автолюбителям был выделен участок, расположенный неподалеку от местожительства владельцев автомобилей. Еще до заключения договора на аренду земли отдел районного архитектора тщательно распланировал выделяемую территорию. На ней предполагалось разместить 35 гаражей. При оформлении договора все владельцы обязались строить гаражи только по типовым стандартным проектам. Но прежде чем приступить к постройке, мы позаботились о приведении в порядок площадки, засыпали имевшиеся на ней ямы, убрали бугры, сделали подъездные пути. Автолюбители коллективно трудились на участке по вечерам ив выходные дни. В течение месяца основные работы были выполнены. Затем у районного архитектора были получены рабочие чертежи гаражей. Мы решили строить гаражи двух типов: деревянные (по типовому проекту) и железные, которые изготавливает артель в Тушине. Было решено установить их в одну линию с таким расчетом, чтобы между каждой группой деревянных гаражей находилось 2 — 3 металлических. Это было важно в противопожарном отношении. При таком расположении деревянные гаражи строились под общей крышей. Кроме того, такая расстановка дала возможность избежать постройки в каждом из этих гаражей одной смежной стены. Благодаря этому экономились средства и лесоматериалы. В остальном каждый владелец строил гараж, как правило, самостоятельно. Лесоматериалы приобретали за наличный расчет на городских складах. Для обивки стен использовалось старое кровельное железо, снятое с крыши при ремонте жилых домов. Окраска гаражей велась по установленному архитектором колеру: деревянных — в темно-желтый, металлических — в красный цвет. Стоимость постройки одного деревянного гаража составляла 1000 — 1300 рублей. В том случае, если автолюбители привлекали плотников, сумма расходов возрастала до 1500—1800 рублей. Стандартные металлические гаражи обходились дороже. Они отпуска-В коллективном гараже.