15
16
ВОЖДЕНИЕГУСЕНИЧНЫХ ТЯГАЧЕЙМОЛОДЫЕ ВОДИТЕЛИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ НА КУРСАХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФ! МНОГИМ ИЗ ВАС ПОСЛЕ ПРИЗЫВА В СОВЕТСКУЮ АРМИЮ ПРИДЕТСЯ ВОДИТЬ МОЩНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЯГАЧИ, ОБЛАДАЮЩИЕ БОЛЬШИМИ СКОРОСТЯМИ, ОТЛИЧНОЙ МАНЕВРЕННОСТЬЮ, ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТЬЮ. ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ КАЧЕСТВА МАШИН СМОЖЕТ ТОЛЬКО ТОТ, КТО ХОРОШО ПОДГОТОВЛЕН, ЗНАЕТ ТЕХНИКУ, ВЛАДЕЕТ МАСТЕРСТВОМ ВОЖДЕНИЯ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГУСЕНИЧНЫМИ МАШИНАМИ ИЗВЕСТНЫ КАЖДОМУ ТРАКТОРИСТУ. НО ВОЖДЕНИЕ БЫСТРОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ТЯГАЧЕЙ, КОТОРЫМИ ОСНАЩЕНЫ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НАШЕЙ СТРАНЫ, ИМЕЕТ РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ. ИХ ДОЛЖНЫ ОТЧЕТЛИВО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ БУДУЩИЕ МЕХАНИКИ-ВОДИТЕЛИажным условием успешной эксплуаВ тации тягачей являетсяпереход сразумелый гон, а также правильный одной передачи на другую. Устанавливаемые на современных гусеничных машинах двухступенчатые планетарные механизмы поворота и синхронизированные коробки передач значительно облегчают управление. К тому же наличие в планетарных механизмах замедленной ступени дает возможность повышать тяговые усилия без перехода на низшую передачу. Общеизвестно, что вес современного тягача, нагруженного боекомплектом, да еще с прицепом на крюке, достигает значительной величины. Поэтому трогание его с места, особенно в тяжелых дорожных условиях, рекомендуется производить с использованием планетарных механизмов поворота. Фактор веса, значительное сопротивление движению следует учитывать и при переходе с одной передачи на другую. Неумелое переключение передач вызывает снижение скорости, перегрузку и перегрев двигателя, повышенный износ шестерен коробки передач, увеличение расхода топлива и масла. Управление тягачом с помощью планетарного механизма поворота имеет свои особенности. Если рычаги управления этим механизмом находятся в исходном {переднем крайнем) положении, то для поворота надо соответственно перевести правый или левый рычаг либо в первое, либо во второе положение — на себя (рис. 1а). В том случае, когда рычаги к моменту поворота находятся в первом положении (рис. 16), то при перемещении одного из них во второе тягач будет поворачиваться в сторону этого рычага. Но, переводя тот жеПовороты поезда требуют от водителя-механика особой внимательности. Крутые повороты недопустимы, так как они могут вызвать поломку тягово-сцепного устройства тягача и прицепа. Следует помнить, что прицеп на повороте идет не по следу тягача, а несколько в стороне (внутри поворота). Это особенно важно при движении на узких дорогах, въезде и съезде с мостов и т. д. Резкие повороты поезда могут привести к тому, что внутренняя гусеничная цепь начнет задевать за дышло прицепа или стрелу артиллерийской системы. Чтобы избежать этого, водитель должен строго Рис.1. Рычаги управления планетарного учитывать минимально допустимый рамеханизма поворота. диус поворота своего поезда. При движении тягача с прицепом лучше всего Аналогично этому, если к начал/ повоприменять двух- или трехкратное перерота оба рычага управления находились мещение рычага управления поворотом. во втором положении, а затем один Значительно сложнее поворачивать из них переместили з первое или истягач (как одиночный, так ив составе ходное, то тягач начнет поворачиваться поезда) на спуске. При движении под в сторону того рычага, который остался во втором положении. Иначе говоря, для уклон рекомендуется избегать поворотов вообще, а крутых в особенности. В поворота, например, влево следует случае же необходимости изменить перевести правый рычаг в первое иснаправление движения перед повороходное положение. том целесообразно сильно притормоСопротивление повороту тягача, назить прицеп (почти до полной остановгрузка на ходовую часть и механизмы ки), с тем чтобы привести его тяговоуправления на повороте зависят от сцепной прибор в растянутое состоясостояния грунта, скорости движения и ние. После этого надо стараться сдерельефа местности. Так, при повороте лать поворот в нужном направлении по на мягком грунте гусеничные цепи повозможности плавно. Многие неопытгружаются глубже и срезают более толные водители не учитывают особенности стые слои почвы, нежели на твердом вождения поезда на спуске. Это пригрунте. В связи с этим необходимы и водит к тому, что прицеп, скатывающийбольшие усилия. ся под уклон, разворачивает тягач в Наиболее характерными условиями обратном направлении за счет силы эксплуатации артиллерийских гусеничинерции. ных тягачей является движение в При движении по косогору возможно составе поезда. Вождение тягача, буксисползание тягача в сторону крена. Нижрующего прицеп (чаще всего орудие), няя гусеничная цепь вследствие узелиимеет свою специфику. Рис. 3. Преодоление болотистого участка.•рычаг из первого положения в исходное (рис. 1в), мы начнем поворачивать тягач в противоположную сторону.Рис. 2 Движение тягача по косогора.г*'-щ»$&Шщшллда--"m?%ж"• s . f^- *л~bfss~ -.я»-й- -А -<t,.' J"*'—*/ "ЧкШШШ€ЖЗес деягята1 ужает гусем*} (нагружает lya i цепь со cm^ОНЫ KPEHJv^SbjgfZuM чения давления на нее (рис. 2) оказывает большее сопротивление движению, чем верхняя, в результате чего отстает от последней, и тягач начинает сползать. Его сползание усугубляется скольжением прицепа. Вот почему лучше преодолевать крутые спуски по прямой или же так выбирать направление движения, чтобы тягач шел по твердому грунту, не встречая препятствий. При этом нужно двигаться на низшей передаче. Гусеничные тягачи в отличие от колесных машин имеют более высокую проходимость. Однако использовать это ценное качество следует умело. При движении тягача с прицепом по сильно разбитому участку дороги с глубокими колеями надо вести поезд так, чтобы одна гусеничная цепь и колеса прицепа с соответствующей стороны были между колеями. Движение по глубокой колее сильно затрудняет управление тягачом. Частые повороты в таких условиях снижают скорость, а также способствуют быстрому утомлению водителя. На извилистой дороге целесообразно по возможности сокращать путь, срезая углы. Значительные трудности для неопытного водителя представляет движение по заболоченному участку. Часто можно видеть, как тягач, двигаясь по болоту, вдруг увеличивает скорость, затем останавливается, пытается резко тронуться с места. Из-под гусениц летят куски дерна, машина начинает буксовать и глубоко садится днищем на грунт. Почему это происходит? Проходимость тягача по болоту в значительной мере зависит от величины удельного давления на грунт. Чем меньше это давление, тем выше проходимость. На заболоченных местах верхний растительный слой почвы более прочен, чем нижний. Срыв верхнего слоя гусеничными цепями (во время буксования, поворота, переключения передач и резкого трогания с места) обычно приводит к застреванию тягача. Движение поезда на болотистом участке сильно затрудняется вследствие погружения в грунт гусеничных цепей тягача, а также из-за прицепа, оказывающего значительное удельное давление на грунт. Для снижения этого давления часто применяют лыжи, которые устанавливаются под колеса прицепа. Заболоченный луг, как правило, преодолевают на второй передаче и лишь короткие участки — на третьей. При движении рекомендуется не переключать передачи и не допускать резких изменений числа оборотов вала двигателя во избежание пробуксовки гусеничных цепей. Если несколько гусеничных тягачей с артиллерийскими системами следуют в колонне друг за другом, то движение по следу идущего впереди тягача может привести к застреванию второй или других машин, в таком случае следует двигаться, как указано на рис. 3. Проходимость тягача по болотистому участку со слабым грунтом может быть улучшена с помощью дополнительных средств. Чтобы уменьшить давление на грунт, применяют специальные дорожки из подручных материалов. В качестве настила могут быть использованы хворостяные коврики или маты, переплетенные вязальной проволокой (рис. 4). Ширину и толщину ковриков выбирают в зависимости от веса тягача и его колеи. Находят применение и настилы из фашин толщиной 30—40 см. Они должны быть на 1м шире колеи тягача. Фашины обязательно укрепляют колышками. При движении по настилу и коврикам делать повороты, переключать передачи или резко изменять число оборотов вала двигателя нельзя. Застрявший тягач можно вывести с заболоченного участка с помощью бревна длиной около 3ми диаметром 200—300 мм. Для этого его привязывают к нижним звеньям передней части гусеничных цепей (рис. 5). Водитель, включив низшую передачу, плавно и без рывков начинает движение. Когда бревно приблизится к ведущим или направляющим колесам, его отвязывают, переносят вперед и вновь прикрепляют к гусеничным цепям впереди тягача. Так повторяют до тех пор, пока машина не выйдет на твердый грунт. Прицеп, если он был отцеплен, вытаскивается с помощью лебедки.Неглубокие водные преграды можно преодолевать на тягаче вброд, предварительно сняв или ослабив ремни вентилятора и компрессора. При этом необходимо произвести разведку брода (глубины и состояния дна). Преодоление незначительных, на первый взгляд, водных преград без разведки может привести к застреванию и даже аварии тягача. Рекомендуется плавно въезжать в воду, вести тягач на одной из низших передач с равномерной подачей газа. Очень важно избегать глубоких ям и воронок, ибо попадание воды в цилиндры двигателя, как правило, влечет за собой аварию. Особую опасность представляет вождение тягача с прицепом в период гололеда, а также после дождей по скользкой и глинистой дороге. При этом резко уменьшается сцепление гусениц с полотном дороги или грунтом, что соответственно снижает и силу тяги. В таких условиях опытный водитель избегает резкого переключения рычагов управления и торможения, так как может произойти занос и скольжение поезда. Плавное трогание с места и умелое управление педалью подачи топлива позволяют избегать буксования. При движении в колонне следует рассчитывать скорость и дистанцию так, чтобы обеспечивалась полная безопасность. Во время гололедицы, а также на скользкой грунтовой дороге на гусеницы надеваются дополнительные грунтозацепы. Для вождения тягача ночью механикводитель должен засветло проверить светомаскировочные устройства. В движении он ориентируется на индикатор расстояния заднего фонаря находящейся впереди машины или на подсвечивающий экран (знак на обрезе ствола следующей перед ним артиллерийской системы). Ночью водитель должен быть очень внимателен, так как световое пятно от замаскированных фар освещает только часть дороги. Предметы, находящиеся сбоку дороги и выше горизонтальной оси фар, не видны, что может служить причиной наездов и аварий. Подполковник С. КОНСТАНТИНОВ.ВСЕ ЭТИ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ ГУСЕНИЧНЫХ ТЯГАЧЕЙ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ МОЛОДЫМ ВОДИТЕЛЯМ. ЭТО, НЕСОМНЕННО, ПОМОЖЕТ ИМ ИЗБЕЖАТЬ СЕРЬЕЗНЫХ ОШИБОК ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИНРис. 4. Движение тягача по хворостяному коврику,•Рис. 5. Самовытаскивание тягача с помощью бревна.