НОВОЕ В ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙТРАССА ДЛИНОЙ В ПОЛТОРА КИЛОМЕТРАЗдесь негде„отдохнуть"ОШИБКА ВИКТОРА АДАЯНАПервым финишировал Ю. ДУДОРИННа снимках запечатлены моменты борьбы на короткой трассе.Фото Ю. Клеманова и Б. Маоинина.шЩ&£** ,чжщ• >''$т> , 1гТот, кто бывал в Расторгуеве, где среди парка расположились здания Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР, к о ­ нечно, помнит поросший старыми деревьями крутой склон, переходящий в большой луг. В один из воскресных дней ноября этот склон представлял собой необычное зрелище. По всей его длине, то поднимаясь на вершину, то опускаясь к лугу, петляя между деревьями, протянулась трасса мотокросса в честь 40-й годовщины Октября. Полуторакилометровая трасса, которую гонщики в каждом заезде должны были пройти по десять раз, была хорошо видна зрителям, плотной толпой обступившим ограничительные канаты. — Гонщики вызываются на старт! — разнесся по территории голос судьи-информатора, и все двадцать участников кросса выстроились в одну линию на старте. Короткая вспышка светофора, и мотоциклисты рванулись с места. Впереди — крутой склон холма. Первым на его вершину взлетел уфимский гонщик мастер спорта Ю. Дудорин. Остальные спортсмены только еще добрались до середины склона, а коричневый с белой полосой жилет Дудорина уже мелькал среди деревьев. Ушедшие со старта гонщики немного растянулись, что, впрочем, только усилило ощущение остроты борьбы. И в самом деле, как тут не напрячь все силы, когда явственно чувствуешь за спиной настигающего соперника, к о ­ торый уже «наступает на пятки». Чуть зазеваешься — и вот уж тебя обходит один, другой... Сверху, с холма, особенно хорошо виден весь ход борьбы. Мастер спорта В. Адаян (Рязань), неудачно начавший гонку, к концу первого круга шел четвертым. Постепенно он начал обходить своих ближайших противников и вплотную подошел к лидирующей группе. На пятом круге он обходит мастера спорта В. Хрипкова (Подольск). На девятом круге, не удержавшись на вираже, упал шедший вторым мастер спорта Г. Плешаков (Москва), и Адаян вырвался вперед. Впереди остался лишь лидер — Дудорин. Зрители притихли. Ведь борьба идет не гдето далеко, как это было на прежних кроссах, а здесь, на глазах у всех. Вот и сейчас все зрители видят, как Адаян старается догнать лидера и прийти к финишу первым. Но все его усилия оказались тщетными — десять кругов первого заезда раньше всех закончил Ю. Дудорин. За ним финиш прошел Адаян, третьим — Плешаков. Тут дала себя знать систематическая тренировка и тщательный анализ особенностей трассы. Это ведь не шутка — пройти десять кругов очень трудной трассы. Достаточно сказать, что, кроме бесчисленных спусков, подъемов и трамплинов, на трассе было около пятидесяти правых и левых поворотов. Причем, если раньше трассу обычно размечали так, чтобы после поворота был длинный прямой участок, где можно прибавить скорость и, так сказать, «отдохнуть», то в Расторгуеве таких прямых участков не было. Поэтому еще больше, чем обычно, играла роль систематическая тренировка, выносливость, хорошая подготовка машин. Все больше зрителей собирается за ограничительными канатами. На площадке около главного корпуса уже не хватает места для автомобилей, и нетерпеливые болельщики оставляют их за воротами. Несмотря на то, что верные дурной традиции руководители ЦАМК опять не расклеили афиши с объявлениями о кроссе по городу, посмотреть на необычайное зрелище приехало несколько тысяч человек. ...Снова густым ревом моторов наполнен парк — идет второй заезд. Голубые, зеленые, алые, полосатые жилеты гонщиков мелькают между канатами, ограничивающими трассу. Вот все зрители повернулись в сторону крутого спуска. Что там? В группе лидеров неожиданно упал шедший вторым Адаян. Его обходит мастер спорта В. Кузнецов (Москва). Однако успех его был недолгим — вскоре Адаян вновь вырвался вперед и стая настигать далеко оторвавшегося Дудорина, который, как ив первом заезде, прочно удерживал лидерство. Неудачно стартовавший мастер спорта Г. Плешаков первый круг закончил седьмым, но потом на одном из поворотов обошел вначале мастера спорта В. Хрипкова (Подольск), а затем мастера спорта А. Дайненко (Фрунзе) и спортсмена первого разряда Л . Диоминского (Минск). К финишу он подошел третьим, вслед за Ю. Дудориным и В. Адаяном. Только после окончания второго заезда В. Адаян понял свою ошибку. У него на машине стояло колесо с покрышкой 3,75—19". На трассе с большим количеством прямых это дало бы ему выигрыш в скорости, но тут, где трасса изобиловала крутыми подъемами и поворотами, более всего нужна была приемистость. В перерыве между заездами В. Адаян поставил на машину колесо с покрышкой 3,5—19". И это сразу сказалось на результатах. Третий заезд был особенно напряженным. Волновались не только гонщики — зрители, с карандашами в руках, подсчитывали шансы спортсменов на победу. А положение в самом деле было сложным. Если победитель первых двух заездов Ю. Дудорин займет второе место, то победа все же останется за ним, но стоит ему передвинуться на третье место, а В. Адаяну выйти на первое, как их очки сравняются. Кроме того, у них есть еще опасный соперник — Г. Плешаков. На кроссе все бывает — Адаян и Дудорин могут отстать и очутиться во второй пятерке, и тогда Плешаков станет победителем. Учтя это, Плешаков сразу после старта вырвался вперед. Вот он уже на вершине холма, поворот, другой, третий... Вплотную за ним, едва не касаясь друг друга колесами, идут Дудорин и Адаян. Они, как видно, тоже решили не отдавать лидерства без упорной борьбы и стараются обойти Плешакова. На одном из крутых поворотов машина Плешакове. скользнула колесом по вязкой глине, он упал. Мотор не заглох, и через секунду Плешаков снова был в седле. Однако этого времени было достаточно, чтобы Дудорин и Адаян вырвались вперед. Теперь основная борьба шла между ними. Первый круг раньше заканчивает Дудорин, второй — Адаян, третий — снова Дудорин. На финише, однако, первым был Адаян. Победу в зачете по сумме трех заездов одержал уфимский мастер спорта Ю. Дудорин. В. Адаян занял второе место, Г. Плешаков — третье. Итак, победили сильнейшие. Свидетелями их острой борьбы от самого начала, когда машины впервые ушли со старта, до того момента, когда клетчатый флаг судьи на финише зафиксировал победу, были тысячи зрителей. Они сами могли судить о мастерстве спортсменов, и поволноваться им пришлось немало. Проведенное ЦАМК СССР состязание — новая веха в развитии советского мотоспорта. Впервые в нашей стране такой крупный кросс проводился на короткой трассе по правилам ФИМ . Преимущества подобной организации соревнований бесспорны — они лучше позволяют выявить сильнейших, про ходят в более острой борьбе и, наконец, дают возможность по-настоящему заинтересовать зрителей. Организозать такой кросс под силу спортсменам любой области. Надо только отрешиться от устаревших представлений, сломить консерватизм любителей «спокойных» состязаний. Это пойдет на пользу прежде всего нашим спортсменам-мотоциклистам, позволит еще больше повысить их мастерство. В. ВОЛОДИН, В. ШВАЙКОВСКИЙ. ОТ РЕДАКЦИИ: Учитывая, что новая организация кросса с использованием короткой трассы имеет ряд особенностей и представляет интерес для всех спортсменов, редакция предполагает в одном из ближайших номеров журнала «За рулем» опубликовать подробную методическую статью об организации и проведении таких кроссов.9