КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КРОСС НА КОРОТКОЙ ТРАССЕкросса на П ервый опыт проведенияметров) под короткой трассе (1500 Москвой 1 представляет значительный интерес также и для местных автомотоклубов. Ниже публикуется статья, освещающая некоторые вопросы организации таких соревнований. При организации кросса на короткой трассе необходимо прежде всего предусмотреть запасные варианты трассы, учитывая возможные изменения погоды. Эти варианты не должны отражаться на общей длине трассы, но вместо некоторых непроходимых в дождливую погоду мест необходимо предусматривать более простые участки. В связи с тем, что состязания проходят на сравнительно небольшой площади, трасса на всем своем протяжении представляет коридор, шириной не менее четырех метров, образованный с обеих сторон канатами, флажками, жердями и легким забором. Флажки устанавливаются на тонких палках, наклоненных наружу, или нанизанными на шпагат. Ограждению трассы должно быть уделено особое внимание. В целях безопасности на крутых поворотах необходимо, чтобы коридор от коридора находился не ближе 4—5 метров. По этим же соображениям на крутых поворотах трассу лучше обозначить известью. Де1 См. «За рулем» J* 12, стр. 8—9. Победитель первого кросса на короткой трассе мастер спорта Ю. Дудорин. Фото Ю. Клеманова. Схема короткой трассы мотосоревнований, проведенных 3 ноября 1957 г.ревья и столбы, стоящие близко к трассе, в особенности на поворотах, должны обкладываться матрацами или набитыми опилками мешками. В состязаниях такого рода наиболее интересен одновременный старт всех участников. Площадку для старта необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы дать возможность более сильным гонщикам сразу же вырваться вперед. Это не только повышает интерес к гонке, но и делает ее более безопасной. Мы выбрали трассу так, чтобы почти сразу после старта начался крутой подъем до 20° с двумя трамплинами. Затем следовало два крутых разворота до 180°. При этом ширина трассы, которая на старте достигала 30 метров, сужалась до 4 метров. Место старта должно быть достаточно широко, чтобы гонщики могли выстроиться в один ряд. Старт может даваться ив два ряда, однако это нежелательно, так как при старте пыль и грязь из-под колес машин гонщиков первого ряда летит в глаза и ослепляет спортсменов второго ряда. Если количество участников превышает возможности пуска их в один ряд, то иногда следует пускать гонщиков в два ряда. Но ив этом случае старт надо давать одновременно. В любом случае перед стартом должна быть произведена жеребьевка мест, потому что условия старта справа и слева могут быть неодинаковы. Старт с заведенными двигателями лучше всего давать светофором, это уменьшает случаи фальстарта. Гонщики же, не зная, когда зажжется зеленый свет, даже при одновременном старте не асе сразу начинают движение. Проведенные нами соревнования состояли из трех заездов по 10 кругов каждый. После каждого заезда делался перерыв 20 минут для осмотра мотоциклов, устранения появившихся неисправностей. Во время перерыва разрешалось пользоваться помощью механика. Победитель определялся по сумме результатов в заездах. В каждом из них после финиша победителя в течение пяти минут все последующие участники, при прохождении ими не менее 7 кругов и пересечении линии финиша, попадали в зачет. Все, пересекшие линию финиша после 5 минут от времени лидера, считались не прошедшими трассу в этом заезде и получали по 5штрафных очков, прибавлявшихся к количеству очков, полученных последним финишировавшим гонщиком. Организация судейства такого кросса значительно проще, а количество судей может быть резко сокращено. Тут наибольшую роль играют судьи-счетчики кругов. От их четкой работы зависит правильность определения результатов. Каждый судья-счетчик кругов мо ­ жет вести учет по 3—4 гонщикам. Карточка счета кругов такая же, как и для соревнований на ипподроме. В ней отмечается только прохождение кругов. Количество судей на дистанции может быть уменьшено до 1—2, так как вся трасса оканачена, и, если гонщик выскочит за канат, срезать трассу он все равно не сможет. Определение победителей состязаний производится по наименьшей сумме очков, набранных гонщиками во всех трех заездах. Спортсмены получают очки соответственно занятым местам, а именно: за первое место в заезде — одно очко, за второе — два очка и т. д. Участнику, не принявшему старт или не попавшему в зачет, насчитывалось 5 очков плюс очки последнего финишировавшего в этом заезде участника. Участники, не принявшие старта в двух заездах, из соревнования выбывают. Большую роль в проведении кросса' на короткой трассе играет судья-информатор. Он должен знать всех гонщиков в лицо. Судье-информатору с помощником лучше всего занять место, расположенное на самой высокой точке, тогда ему легче будет следить за каждым гонщиком. Для того чтобы зрители и судья-информатор могли легче определять гонщиков, они должны быть одеты в разноцветные жилеты с большими номерами на спине. Отсутствие контрольных пунктов на трассе и очковая система зачета при общем старте участников делает возможным быстрое объявление результатов соревнований. Подведение итогов занимает всего 15—20 минут. Организация мотокроссов, подобных описанному, не представляет собой особых трудностей и поэтому под силу каждому автомотоклубу. Они могут проводиться в любой выходной день в черте города или в непосредственной близости от него. П. КИЛИМИЧЕНКО, начальник ЦАМК ДОСААФ СССР.18