ХГоследахтьхстуияежпА„КОРОТКИЕРЕПЛИКИ"ДВИЖЕНИЯперед перекрестком их действие распространяется на пересекающую улицу в указанных выше зонах. Когда вблизи мест расположения знаков «Ограничение веса» и «Ограничение габаритной высоты» нет объезда, устанавливаются вторые, дублирующие знаки. Они указывают направление объезда и зону действия «основных» знаков. Действие знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена», установленных над серединой проезжей части, распространяется на обе ее стороны, а установленных у тротуара — только на одну сторону, по ходу движения. При правостороннем расположении знаков изображение на их обратной стороне предупреждает водителей транспорта, движущегося во ^встречном направлении, о запрещении стоянки или остановки в зоне их действия. В случае установки знаков «Обгон запрещен» и «Обгон грузовым автомобилям запрещен» можно обгонять любой вид транспорта, движущийся со скоростью менее 20 км/час. Новыми Типовыми правилами предусматриваются следующие указатели: «Место стоянки транспорта», «Переход», «Голуби», «Берегись автомобиля», «Берегись трамвая», «Стоп», «Движение в один, два, три ряда», «Поворот в два ряда», «Проезд по трамвайным путям запрещен», «Остановка транспорта Обязательна», «Особые условия поворотов трамвая». Исполкомы местных Советов депутатов трудящихся могут устанавливать и другие указатели, помогающие водителю ориентироваться в окружающей его обстановке. Они имеют силу знаков, если написаны черной краской на желтом фоне. В Типовых правилах движения, изданных в 1940 году, не было указаний о линиях безопасности. Поэтому в местных правилах им придавалось различное значение. Теперь вводятся следующие линии безопасности: «Осевая линия», «Линии пешеходного перехода», «Островки безопасности», «Линия резервной зоны», «Линия стол», «Центр перекрестка», «Тротуарная линия», «Линии посадочной площадки», «Линии зоны стоянки транспорта», «Линии поворота», «Разграничительные линии», «Направляющие стрелы». Осевая линия делит улицу, дорогу на две проезжие части. Она может быть сплошной и прерываться. В городах и населенных пунктах выезд за осевую линию даже для обгона не разрешается. Разворачиваться и поворачивать налево можно только в местах ее разрыва или там, где висят соответствующие указательные знаки. На дорогах вне населенных пунктов разрешается выезжать за осевую линию только для обгона, если она' прерывается. «Линии пешеходного перехода» определяют зону, в которой пешеходы могут переходить проезжую часть улицы. Одной из их разновидностей является пешеходная дорожка типа «зебра». При подъезде к такой пешеходной дорожке (на нерегулируемых участках движения) водители всех видов транспорта обязаны уступить дорогу находящимся на ней пешеходам. «Островки безопасности» служат местом остановки пешеходов на проезжей части улиц. Транспорту заезжать на островок даже при отсутствии пешеходов запрещено. В Типовых правилах четко определены требования к техническому состоянию транспорта. В частности, «е допускается люфт рулевого колеса более 36° для всех отечественных и зарубежных автомобилей. Приведены данные о тормозном пути для автомобилей с полной нагрузкой при скорости в начале торможения 30 км/час на горизонтальном участке сухой дороги с твердым покрытием. Выше освещены далеко не все, даже наиболее существенные положения новых Типовых правил. Но и из сказанного можно сделать вывод, что разработанные на их основе республиканские правила должны будут способствовать упорядочению движения на улицах и дорогах.В сентябрьском номере нашего журнала за 1957 год в подборке «Короткие реплики» преподаватель автодела И. Борисоз (г. Воронеж) поднял вопрос о необходимости изучения правил уличного движения и поведения пешеходов в начальных и средних школах. В связи с этим редакция получила письмо заместителя начальника отдела безопасности движения при исполкоме Московского областного Совета депутатов трудящихся А. А. Калачева, который сообщил, что их отдел, совместно с Московским областным отделом народного образования, разработал пятичасовую программу по изучению правил движения для школьников. Программа разослана во все школы области с указанием обязательного приема экзаменов от учащихся. Это начинание заслуживает всемерной поддержки министерств просвещения республик В частности, при введении единой программы для школ следовало бы увеличить количество учебных часов по правилам движения для всех учащихся.— СТОЛ-МАКЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ­ ПРАВИЛА*! УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯВ Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства изготовлен и успешно применяется на занятиях по правилам уличного движения специальный стол-макет. Пользуясь им, можно создавать и наглядно изучать многообразные варианты движения транспорта в городских и загородных условиях. Макет прост и дешев в изготовлении. Его может выполнить своими силами каждая автошкола или курсы подготовки водителей. Он представляет собой стол размером 2,5X1,5 м, с откидными бортами высотой 80—85 см, в нерабочем положении закрывающийся двухстворчатой крышкой. Размеры стола позволяют размещать вокруг него группу в 25—28 человек, а откинутые борта дают возможность вести конспект. На макете изображены различные улицы с двухсторонним и односторонним движением, площади с числом выездов от 3 до 5, улицы с различным расположением трамвайных путей, участок бензозаправочной станции, Т-образный перекресток, въезды под арки, стоянки транспорта, железнодорожный неохраняемый и охраняемый переезд, загородные участки движения с холмистым рельефом, где имеются педъем, спуск, объезд и т. д. При занятиях на столе-макете можно использовать пособия по правилам уличного движения, выпускаемые мастерскими «Трансэнергокадры» (фигуры автомобилей, трамваев, дорожные и сигнальные знаки). Дома и бензоколонки макета изготовлены из деревянных брусков, раскрашенных масляными красками. Железная дорога и холмистые участки загородных шоссейных дорог вылеплены из мастики. Тротуары сделаны из двухслойного картона, наклеенного на стол. Бульвары, зеленые насаждения у школьных и жилых домов, на участке железной дороги выполнены из люфы. Для покрытия неасфальтированных участков использован отсеянный песок и опилки, наклеенные на стол. На основных перекрестках установлены светофоры, лампочки которых (малые лампы мотоцикла «Москва») питаются от 6-вольтовой аккумуляторной батареи. Пульт управления светофорами выведен на боковую сторону стола, благодаря чему пользов?~ься им очень удобно. М. КОТЕНЕВ.