канун нового В присутствовать нагода нам довелось мотоциклетных соревнованиях—гонках по ледяной дорожке, в которых принимали участие сильнейшие спортсмены Свердловска и области. Вот что мы там увидели. До начала состязаний оставалось не так уж много времени, когда мы приехали в Каменск-Уральский, куда по не ясным причинам эта встреча была неожиданно перенесена из областного центра. Несмотря на поздний час, судейскую коллегию мы застали в полном сборе, но, признаться, за довольно странным занятием. Почтенные руководители соревнования — главный судья М. Файнбойм, главный секретарь И. Иващенко и старший хронометрист Н. Лундин с упоением сражались в преферанс. Естественно, что первой мыслью было: значит, с организацией и подготовкой к состязаниям на льду все покончено и товарищи коротают свой досуг, как умеют. Каково же было наше удивление, когда на следующий день выяснилось, что к непосредственной подготовке состязаний судейская коллегия еще не приступала. Мандатной комиссии не было, количество и категории участников не известны, техкомиссия машины не осматривала, стартовых номеров у участников нет, жеребьевка не проводилась. Даже время первых стартов не было точно установлено. Заслышав треск мотоциклов, стадион быстро заполнили зрители и стали громко требовать, чтобы соревнования начинались. Судьям пришлось наспех, кое-как оформлять заезды. В самый последний момент возник вопрос о торжественном открытии состязаний, посвященных, как говорилось в положении, в сесоюзномусъез ­ д у ДОСААФ. Но под руками не оказалось флага Общества, не было подготовлено и мачты для него, и потому решили обойтись без лишних церемоний и провести встречу «по-домашнему». Не будем рассказывать о ходе самих состязаний и определении победителей а личном зачете, коротко остановимся лишь на подведении командных итогов. Случилось так, что в результате состязаний две команды (Нижнего Тагила и Октябрьского района Свердловска} набрали по 35 очков, а еще две (Каменск-Уральского и Свердловского автомотоклубов)— по 34 очка. Нужно было ожидать, Что судейская коллегия в поисках выхода из создавшегося положения возьмет какой-либо дополнительный критерий, например сумму времени или количество первых (вторых и т. д.) мест, и в зависимости от этого воздаст каждой команде по заслугам. Но главного судью (он же начальник Свердловского АМК) такой вариант явно не устраивал. Дело в том, что в та-ПОЧЕМУ ХИРЕЕТ МОТОСПОРТ В СВЕРДЛОВСКЕком случае как по сумме времени, так и по количеству первых мест свердловчане проигрывали спортсменам Каменск-Уральского клуба и, таким образом, должны были откатиться на четвертое (из пяти) место. И вот Файнбойм своей властью, без обсуждения на судейской коллегии принял поистине соломоново решение: присудить первое место двум командам, набравшим по 35 очков, второе — тоже двум, имеющим по 34 очка. При такой «системе» даже ирбитчене, выставившие плохо подготовленных гонщиков и занявшие последнее место, вошли в призовую тройку. Так, в результате грубого произвола или невежества, а скорее того и другого вместе, были обезличены и фальсифицированы итоги больших соревнований. Спортсмены с горечью назвали эти соревнования «встречей, закончившейся вничью». Нужно полагать, что Всесоюзная коллегия судей найдет каменскоуральским соревнованиям, а заодно и судейской деятельности Файнбойма более квалифицированное определение. в связи с этими соревнованиями хочется несколько слов сказать об одном крупном недостатке, присущем всем нашим состязаниям, проводимым на мотодромах, ипподромах и стадионах. Все эти соревнования, как правило, мало интересны в зрительном отношении. Они часто слишком растянуты по продолжительности, в них редко встречаются эпизоды острой спортивной борьбы и, наконец, начисто отсутствует квалифицированный радиорепортаж. Так было и на этот раз. Накануне соревнований участники провели одну тренировку на льду. Однако судейский аппарат никак не использовал ее для того, чтобы определить силу гонщиков. Стартовые пары комплектовались «на глазок», в них, как правило, оказывались спортсмены резко различной степени подготовленности, и потому все возрастающий отрыв. одного из них начинался на первой прямой ик концу дистанции достигал иногда нескольких кругов. Смена лидеров наблюдалась очень редко (в 2—3 заездах из 23). Нельзя пи сломать традиционные парные старты и увеличить количество гонщиков в заездах? С таким вопросом мы обращались ко многим участникам. «Можно, — таков был общий ответ. — Только для этого и тренировки необходимо проводить в группах по нескольку человек». Пора нам также всерьез заняться под. готовкой радиоинформаторов и комментаторов. внимательный, глубоко интересующийся спортивными событиями советский зритель настоятельно требует умного, живого, содержательного репортажа о ходе соревнований, отдельных заездах, гонщиках, спортивных результатах. Видимо, следует в состав судейских коллегий на состязания даже областного масштаба обязательно включать судей-инфорМаторов. А от них требовать, чтобы они заблаговременно, на основе тщательного изучения особенностей машин и участников, всесторонне готовили свои выступления перед микрофоном и систематически овладевали культурой дикторской речи. Полнейшая беспомощность нашей радиоинформации на больших и малых соревнованиях наносит непоправимый ущерб делу популяризации мотоспорта ив конечном счете тормозит его развитие. * * * По возвращении в Свердловск мы попытались разобраться не только в том, почему стало возможным плохое судейство каменск-уральских соревнований, но ив более общих вопросах состояния и перспектив развития мотоспорта в городе и области. Почему же все-таки соревнования на ледяной дорожке, намеченные к проведению в столице Урала, оказались перенесенными в другой город? — Потому что в Свердловске мотоциклистов на стадионы не пускают, — ответили нам в областном комитете ДОСААФ. — А на озеро? — Озеро нужно расчищать, потребуются деньги. — Спортсмены говорят, что они сами за 3—4 часа расчистили бы. Ведь мотоциклисты и без того ездят по льду во время тренировок. — Гм. Об этом следует подумать. Да, о многом еще не успели как следует подумать руководители свердловского мотоспорта. в целом ряде республиканских, областных и даже районных городов имеются или заканчиваются строительством мотодромы. В Свердловске мотодрома нет, его еще и не собираются строить. На ипподром же {там «нервные лошади»), как и на стадионы, мотоциклистам вход запрещен. Если к этому прибавить, что у спортсменов мало мотоциклов (да к тому же они крайне изношены), станет ясно, что в городе вообще нет надлежащей материально-технической базы для мотоспорта, не создано самых необходимых условий для успешной учебной и тренировочной работы. В свете этих данных ясно, почему команда свердловских мотоциклистов ни разу не добивалась успехов в ответственных встречах, почему она выбыла из соревнований на кубок ЦК ДОСААФ по ипподрому еще на первом их этапе, почему за последние годы из местных спортсменов не выдвинулось ни одного сильного гонщика и почему свердловчане все чаще стали проигрывать своим районным клубам. А впереди, можно с г/реЙ7У1гел!г>Ъ£с*£ь<г •msJteSbt-tu*.6