хорошо на мотоцикле. Это было летом 1949 года. Закончив сельскохозяйственный техникум, я работала участковым агрономом. Както раз наш механик Горюнов вызвался подвезти меня до МТС на своем «Иже». Признаюсь, вначале страшновато было. Но потом освоилась, мне понравилась быстрая езда и такая простая, как мне показалось, двухколесная машина. Приехав, я с любопытством стала осматривать мотоцикл. Горюнов заметил, усмехнулся: — Хочешь попробовать? Смотри... Он объяснил мне, как включаются скорости, где находится тормоз, как нужно трогаться с места. Эх, думаю, была не была, поеду! И поехала. Но только до... первого ухаба. После такого неудачного начала я твердо решила, что езда на мотоцикле, хотя и привлекательное, но все же не женское дело. Прошло три года. В Казанском ветеринарном институте, на кафедре механизации животноводства, где я стала работать после службы в МТС, по вечерам занимались мотоциклисты. С удивлением я увидела в группе девушек. Они были нисколько не старше, не сильнее меня. Собравшись во дворе, ребята и девушки садились за руль, водили машину по кругу и, как я замечала, ездили с каждым разом все увереннее. Инструктор Михайлов, который вел занятия, как-то предложил: — Почему бы и тебе не попробовать? Я последовала его совету и вскоре наверстала все, что прошли курсанты.мотоциклист, я К ак и каждый первую поездку помню своюДЕЛО, КОТОРОЕКанавы и заборы перестали меня «притягивать», постепенно я стала довольно уверенно водить мотоцикл. А затем успешно сдала и экзамены. Но во время первой же самостоятельной поездки за город случилось несчастье: я увлеклась быстрой ездой и... сшибла девушку. К счастью, все кончилось и для нее и для меня благополучно. Но пережить, переволноваться пришлось немало. К мотоциклу не подходила неделю, но в конце концов все же не удержалась, снова села за руль. Правда, ездить с тех пор стала осторожнее. Прошло лето. Осенью ожили пустовавшие аудитории, начался учебный год. Вновь поступивших на курсы мотоциклистов было много. Михайлов не мог справиться один. Председатель первичной организации ДОСААФ института спросил, не смогу ли я вести группу. Вначале я отказалась. Ну, в самом деле — какой из меня преподаватель? Однако после передумала и решила попробовать свои силы. Помогать мне взялся заведующий кафедрой доцент Пикуза. Это был опытный преподаватель, пожилой, строгий, но несмотря на свой возраст, неравнодушный к мотоциклам и мотоциклистам. Несколько раз он оставался на уроках, а потом разбирал все мои преподавательские неудачи. Я и теперь с благодарностью вспоминаю его советы, замечания, хотя выслушивать их было не совсем приятно. С этого и началась моя преподавательская «карьера». Тогда яи не думала, что это будет так интересно — чувствовать, как пытливо следят курсанты за твоим рассказом, видеть, как они робко садятся за руль, волнуются, падают, как постепенно вырабатывается у них уверенность, смелость. Все это точь-в-точь было когда-то со мной. И я знаю, как важно их вовремя поддержать, укрепить веру в свои силы. Умение вести занятия приходило постепенно. Хотелось преподавать, не заглядывая в конспект, как это делали некоторые высококвалифицированные лекторы в институте. Я выкраивала время, оставалась после работы и, закрывшись на кафедре, разбирала и собирала узлы мотоциклов чуть ли не с закрытыми глазами. Так я делала не один раз. В результате занятия стали более доходчивыми и интересными. Теперь я уже преподаватель с некоторым стажем. Но и по сей день волнуюсь и переживаю за своих питомцев, особенно во время экзаменов. Каждый курсант беспокоится за себя, а я за всех. Ведь выпуск — это и для меня серьезный экзамен. А после него всегда кажется, что могла бы сдать его лучше, что еще что-то недоделано. Я стараюсь учесть это в работе со следующей группой. Помню, как волновалась, когда горком ДОСААФ предложил мне вести курсы на заводе. Я привыкла уже к студентам, а тут меня ждали другие люди, с другими интересами. Как встретят они меня, удастся ли увлечь их? ' И вот я на заводе. Вижу, как прохо-. дят мимо меня в комнату люди — все такие серьезные, взрослые даже пожилые есть. На меня и внимания никто не обращает. Слышу, разговаривают, преподавателя ждут, пересмеиваются. Сразу почему-то не решилась я заходить в комнату, подождала, а потом все же пересилила себя. — Вот и девушка с нами будет учиться, — сказал кто-то. Но тут подошел председатель заводского комитета ДОСААФ, и все разъяснилось. Надо было видеть, с каким удивлением восприняли мои новые курсанты эту весть. И действительно, по сравнению с любым из них я была просто девчонкой. Это были люди разных специальностей — рабочие, инженеры, служащие. Тем более мне было приятно чувствовать,-что уже с первого занятия курсанты поверили в мои знания, растаял ледок недоверия. ...Работа на курсах стала для меня не только привычкой, но и необходимостью. Я не мыслю себе жизни без преподавательской работы. Группу теперь я беру любую, выхожу на занятия уверенно, Вначале страшно, когда курсант, растерявшись, едет на забор или в стену, старается, потеет. А затем проходит время, н вот уже встречаешь его на улице, на собственном мотоцикле. Такие встречи у меня происходят чуть ли не каждый день. Мои воспитанники живут не только в Казани. Юра Кнни, к примеру, пишет мне из Якутии. Там долго лежит снег, и Юра приспосабливает в этот период мотоциклетный мотор к аэросаням. А у Толи Шишова, зоотехника одного из совхоза Казахстана, — иные условия: в радиусе шестидесяти километров от совхоза ровная степь, «без ориентиров», как он пишет. На мотоцикле Толя проводит целые дни, а порой и ночи, объезжая полевые станы. Есть и такие, кого заинтересовала преподавательская работа. Общественными инструкторами стали В. Ожгихин, Б. Коротких, Ю. Лукоянов, готовится вести группу А. Никитин. А некоторых заинтересовал мотоциклетный спорт. Это И. Титов, В. Козлов и уже названные Лукоянов и Ожгихин. Пока у них 3-й разряд, но думаю, что это только начало. Я «болею» за них на каждом соревновании и всегда желаю им успеха. Сельскохозяйственный институт, в котором я учусь заочно на IV курсе, я еще не закончила. Совмещать работу, преподавание на курсах и учебу очень трудно. Иной раз приходит мысль: вот доведу до конца группу, и все... А когда курсанты сдают экзамены и заниматься мне уже не с кем, появляется чувство, будто чего-то недостает, и стыдно становится, что от трудностей бегу. И я снова беру группу курсантов. На первый взгляд может показаться, что у меня не остается времени для своей личной жизни. Но это неверно. Так же, как мои друзья и подруги, я нахожу время и на книги, и на театр. Недавно я вышла замуж, но надеюсь, что и эта перемена в жизни не отвлечет меня от дела, которое я по-настоящему полюбила. Ю. ОЖИГАНОВА. г. Казань.Рис. Б. Костина.12