— Внимание! Л орент принял старт!.. П ровода полевых телефонов разнесли эту команду по де ­ с ятикилометровой трассе, заставляя всех, к то присутствовал припроведениизаездов на рекорды , вновь напряженно вглядываться вжелтуюслепящую даль. Будет рекорд или нет? Вначале обэтомговорилиспокойно , у веренно , к ако давно решенном деле, п отом тревога стала возрастать прикаждом старте. Р екорда не было. И вот снова стартует один из лучших гонщиков страны. Вдалеке показалось небольшоеоблако пыли, донесся дроб ­ ный звук выхлопа. В бинокльвидно , к акнизенький автомобиль пересек стартовый луч. Сработали приборы , на столе су ­ д ейскойколлегии застучали автоматические контрольные часы. Вот автомобиль снова пересек луч, и автоматические часы от ­ печатали на бумажной ленте время , п оказанноеприпроходеодногокилометрас хода. Сделав необходимые подсчеты, главный судья соревнова ­ ний Г. Ч еркасскийсообщает : — С корость двести четырнадцать и девять десятых... За несколькоднейожидания все успели выучить на память таблицу международныхрекордов . 214,9 километрав час — это вышемировогорекорда . Н о это и не рекорд — д лятого чтобы его завоевать, надо достичь скорость 215,2 километрав час, т. е. на одинпроцент превысить существующеедостиже ­ ние. Н у что ж , з аслуженномумастеру спорта Э. Л орентупред ­ стоит ещепройтидистанциювобратном направлении. Тогда будет высчитана средняяскорость . И снова слышится голос судьи:— Приготовились!..П ожалуй , ни на одних состязаниях все так не желали, чтобы гонщик «выжал» из машиныдополнительно хотя бы лишний километр , хотя бынесколько десятых километрав час. Но все было напрасно. Р екорд так и не был поставлен ни в этот, н ивпоследую ­ щ иедни ни Лорентом , ни другимигонщиками . В чемже дело? К акмогло случиться, что лучшие спортс ­ м ены страны, чьи достижениянамногопревышают официальные мировыерекорды , не сумели добиться успеха? Н елегко ответить на этот вопрос . История проведенныхв апреле заездов на установление рекордов по автомотоспортудлиннаи печальна. Все началось сбесспорногоутвержденияотом , что советс ким гонщикам необходима трасса длярекордных заездов. П родолжатьзаезды на обычных шоссейных дорогах не тольк онеудобно , но иопасно . Надо было найти естественный автом отодром . И онбыл найден вТуркмении , н еподалеку от го ­ р одаКум - Д аг . Еще впрошломгоду авторитетная экспедицияв составе судейвсесоюзнойкатегорииЮ . Гофмана, Г. Ч ер ­ к асскогоизаслуженного мастера спорта Э. Л орента нашла впустыне подходящийтакыр — р овныйгладкий участок. Казалось, что лучшегои нечего было желать — места вокруг много (длина такыра превышала двадцать километров , ш ири ­ на — о коло десяти километров ) , г рунт плотный ( п роверилиопытнымпутем : разогнали ГАЗ-69 ирезкозатормозили — следов не осталось), н еподалекугород нефтяников Кум - Д аг , г де есть мастерские , транспорт, ж илье . На начало апреля были назначены заезды . О рганизацией состязаний занимался отдел автомотоспорта Комитета пофиз ­ к ультуреиспортупри Совете Министров СССР и Центральный автомотоклубДОСААФ . Собирались долго , н о не органи ­ зованно. Д остаточно сказать, что смета состязаний была утв ерждена лишь за несколькоднейдо начала заездов. В ре ­ зультате вместо того , ч тобыс начала апреля начать десяти ­ дневные сборы , все гонщики собрались на трассе лишь к 18 апреля — д нюоткрытия состязаний. Но тут выяснилось, что пропал вагон смашинами , г орючим , о борудованием для трассы, отправленный руководителями ЦАМК , кстати сказать, т ожесбольшимопозданием . Только после принятия энергичных мер вагон был разысканиприбылк месту назначения. К овсему этому надо добавить, ч топередсамымисоревнованиямипрошлидожди , трасса испортилась, ее пришлось заново размечать. А кольцодля заездов на большие дистанции так й не было разбито . В последний момент оказалось, что дляподготовкикольцевой трассы необходимо провести большие земляные работы. Это сразу поставило в затруднительное положениеспортсменовЦСКМО , к оторые предполагали выступать на длинных дистанциях. Было решено начать заездыбезтренировочныхсборов . И вот тут-то случилось самое неожиданное . Трасса оказа ­ лась вовсе не столь «твердой, к ак бетон, и гладкой , к ак стекло». Верхний пересохший слой почвы трескался, к рошил ­ ся, создавая большое сопротивление качению . Пришлось срочно менять коробки передач. Но и это не помогло . Тольк о тогда впервые вспомнили отом , что организаторысорев ­ нований не посоветовались сгеологами , не сделали анализа почвы — вся проверка трассы проводилась «на глазок». Но дело и не только в трассе, хотя сейчас на нее хотят взвалить главную вину за исход состязаний. Почти все автомо ­ били, за исключением , п ожалуй , м ашины Э. Лорента, были плохо подготовлены . Ведь, чего греха таить, ни автомобиль мастера спорта Т. П одкутова ( Д ОСААФ ) , ни даже знаменитая «Звезда-6», представленная НАМИ , не сумели пройти дажеки ­ л ометровой дистанции. А ведь они были основнымипретен ­ дентами на побитие рекордов . И если по - н астоящему разобраться в истории подготовки заездов на рекорды , то станет ясным, что главная причина неудач заключается не в трассе идаже не в плохой органи ­ зации подготовки . Все это — следствие равнодушиякразви ­ т июавтомобильного спорта, у коренившегосяворганизациях , к оторые призваны имруководить . «Без хозяина идом сирота», — гласит старая русская по ­ г оворка . В положении сирот оказались и наши рекордсмены . Почти каждый из них работает на свой страх и риск, в автомотоклубах от них отмахиваются. Д о сих пор нет единого центра, к оторыйруководилбы этим интереснымиважнымвидом спорта, р азбросаннымпоразличнымобществами вед омствам . Ни отдел автомотоспорта Комитета пофизическойкультуреиспортупри Совете Министров СССР, ни отдел автомотоподготовкиЦКДОСААФ СССР не считают себя пол ­ ностью ответственными за судьбы автоспорта в нашей стране. Таким жехолодомравнодушияк автоспорту веет и от наших автомобильных заводов. Ни одиниз них не представил на заезды ни одногорекордно - г оночного автомобиля. Не пред ­ ставил потому, что таких машин не строят, хотя разговорыобэтом ведутся не первыйгод . Вначале обэтомговорилив бывш емМинистерствеавтомобильнойпромышленности , теперь тоже самое делается в совнархозах. Энтузиасты-спортсмены по - п режнему готовят свои автомобили в кустарных условиях, не имея никакойпроизводственной базы. И если даже на таких машинах советские гонщикисуме ­ ли в свое времядобиться неплохих результатов, то есть все основания ожидать , что присоответствующейподдержкеонисумеют завоевать новые победы , О бовсем этом особенноважно помнить сейчас, к огдасо ­ ветские гонщики вышли на мировую арену. IV съезд ДОСААФ обязал преодолеть отставание автомобильногои мотоциклетн ого спорта. Выполнить вкратчайшийсрок это решение съезда — дело чести всех комитетови автомотоклубов нашего патриотическогоОбщества . В. Разин (наш спец. корр.) Кум-Даг, Туркменская ССР.15