ышшнь о.ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ НАРВУ январе 1944 года начался разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом. Под мощными ударами Советской Армии противник откатывался назад. Неожиданно наступила оттепель. Дороги стали труднопроходимыми. На одном из участков стрелковые подразделения, с хода форсировав реку Нарву, захватили на ее противоположном берегу небольшой плацдарм. Чтобы удержать его, нужно было переправить через реку артиллерию. Эта задача и была поставлена перед одной из батарей полка, в котором служил Гривцов. Переправляться нужно было немедленно, так как противник каждую минуту .мог перейти в контратаку. Но сделать это было нелегко. Лед, подтаявший во время оттепели, пробитый во многих местах снарядами и минами, мог не выдержать тяжести тягачей с орудиями. Обычно в таких случаях производят инженерную разведку переправы, специально оборудуют спуск на лед и выезд на берег. Но сейчас времени на это не оставалось — на том берегу бойцы ждали артиллеристов. Чтобы не утопить в реке орудия, командир решил сначала пустить через реку . один тягач. Пройдет — значит можно переправлять и артиллерийские поезда, не пройдет — придется искать переправу в другом месте. С тревогой следили воины, как осторожно съехала на лед тяжелая машина и двинулась вперед по затрещавшему льду. В открытой настежь кабине находился рядовой Гривцов. — Орудие надо буксировать на длинном троссе, — доложил он, благополучно вернувшись после пробного рейса. Прицепив орудие, Гривцов снова повел свой тягач по льду. Гитлеровцы заметили переправлявшихся артиллеристов и открыли огонь. Но не взирая на это, вслед за Гривцовым один за другим съезжали на непрочную ледяную дорогу остальные водители. Появившись на противоположном берегу, артиллерия огнем прямой наводки поддержала пехоту. Плацдарм был удержан.uгероях-ззо^штеляхDПОДВИГ ВОДИТЕЛЯВ одном из залов Артиллерийского исторического музея в Ленинграде внимание многочисленных посетителей обычно привлекает фотография молодого воина Короткая подпись гласит, что это шофер Александр Гривцов. Тут же, под стеклом, лежат его ордена и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему посмертно звания Героя Советского Союза. За какие же подвиги был удостоен столь высокого звания Александр Гривиов?ДЕРЗОСТЬ В ходе боя одно наше орудие и две автомашины оказались на «ничейной» территории. Противник держал район их расположения под усиленным обстрелом, поэтому никто не мог даже близко подойти к оставленной технике. Вывозку машин у орудия решили было отложить до наступления темноты. «Спасать технику нужно не ночью, а сейчас, когда противник меньше всего ожидает этого», — таково было мнение Гривцова. И он вызвался лично выполнить эту задачу. Командир батареи выделил в помощь Гривцову водителя Богданова и распределил между ними обязанности. Как было заранее условлено, наши артиллеристы и минометчики открыли огонь по огневым точкам противника, а отважные водители поползли к намеченной цели. Осмотрев машины и убедившись в их исправности, они уже стали прогревать моторы. Но тут противник обнаружил смельчаков. Не обращая внимания на интенсивный огонь, на смертельную опасность, Гривцов подвел машину к орудию, с помощью Богданова взял его на крюк и рванулся к своим. Вслед за ним вывел свою машину и Богданов. Так, буквально из-под носа противника, ценная и нужная боевая техника была доставлена в расположение наших подразделений. В этой операции Гривцов был ранен, но остался в строю.^ejJfРисунки Р. Кобозева.НА ПОМОЩЬ ТОВАРИЩАМ Стремительно наступая, советские войска часто глубокими клиньями врезались в боевые порядки противника. Но однажды случилось так, что артиллерийское подразделение капитана Пасторова, находившееся на острие клина, оказалось отрезанным от своих войск. Все пути подхода и подъезда к этому подразделению контролировались засевшими на деревьях вражескими автоматчиками. Бойцы капитана Пасторова стойко удерживали занятый ими важный тактический рубеж, но остро нуждались в продуктах питания и боеприпасах. Командир вызвал к себе водителя Гривцова и приказал проскочить на автомашине к передовому подразделению. Тут же был указан наиболее безопасный и легче проходимый маршрут. В помощь Гривцову командир назначил всего лишь одного солдата. Когда машина подошла к опасной зоне, бойцы боевого охранения советовали Гривцову вернуться. — Не могу, — ответил он, — там ждут. На большой скорости мчалась машина по лесным дорогам и просекам, Время от времени щелкали по кабине пули — это били вражеские автоматчики. Первый рейс прошел благополучно. Возвратившись, Гривцов с грузом боеприпасов снова пустился в путь той же дорогой. Пуля вражеского снайпера пробила грудь водителя, когда до места расположения своих оставалось совсем недалеко. — Ничего, дотянем, — с трудом произнес Гривцов, зажав рану рукой, И повел машину дальше.Герой Советского Союза Александр Гривцов родился в деревне Лещ-Плота Курской области. Там учился, вступил в комсомол. Вместе с тысячами юношей и девушек уехал из родного села на новостройки Дальнего Востока. Перед войной он работал шофером Тимской автороты Курской области. Ленинград, И. ДЕРКАЧЕНКО.13шм