11
12
*A кПОПкОЙ А. КЛОПКОВ, rvnua судьяnernvfinui/a№Vn республиканской категории, тренер-инструктор ЦАМКД втомобильный спорт становится все •* более популярным в нашей стране. Это относится ик сравнительно новому у нас виду соревнований — так называемым ралли. В ходе их прбверяются выносливость, закалка, технические знания спортсменов-автомобилистов, их навыки в уходе за автомобилем и его подготовке к длительной безотказной работе, умение правильно ориентироваться на дорогах ив населенных пунктах, выбирать и поддерживать необходимые скорости. В то же время такие соревнования позволяют выявлять многие эксплуатационные качества автомобилей. Ралли проводятся на обычных серийных автомобилях. Возможность серьезных поломок или выхода автомобилей из строя почти исключена, риск получения травм участниками также крайне незначителен. Все это привлекает к ралли не только шоферов-профессионалов, но и любителей — владельцев автомобилей. Автомобильные ралли включены в программу Всесоюзной спартакиады по военно-прикладным видам спорта. Это значит, что они должны проводиться в каждой области, крае, автономной и союзной республике. Таким образом, эти соревнования получат большое распространение в нашей стране, позволят значительно пополнить ряды спортсменовавтомобилистов. Центральный автомотоклуб СССР и редакция получают письма, авторы которых просят осветить различные вопросы, касающиеся организации и проведения ралли. На некоторые, наиболее важные из этих вопросов мы попытаемся дать ответ в настоящей статье.Основные дорожные соревнования заключаются в движении по заданному маршруту, разбитому на отдельные участки. Все участники соревнований стартуют самостоятельно под наблюдением судейской коллегии в назначенное для них время. На расположенный в конце каждого участка пункт контроля времени (KB) спортсмен обязан прибыть точно в назначенный срок. За каждую минуту опоздания или преждевременного прибытия на пункт KB участнику соревнований начисляется по одному штрафному очку. Однако штрафные очки можно получить ив других случаях, например, нарушив правила уличного движения.Для определения мест, занятых участниками, получившими равное число штрафных очков в основных дорожных соревнованиях, назначаются одно или несколько дополнительных упражнений. Это могут быть скоростные соревнования на дистанцию 0,5—1 км с места, подъем на холм, испытание автомобиля на движение накатом, соревнования на лучшее фигурное вождение. Их проводят на каком-либо отрезке дистанции или в районе старта-финиша основных дорожных соревнований. В последнем случае спортсменам может быть предоставлено время для отдыха (не более одного часа).ШКАЛА КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ОЧКОВ, НАЧИСЛЯЕМЫХ ЗА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В АВТОМОБИЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ НА РЕГУЛЯРНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ (РАЛЛИ)ДистанцияЗакончившим соревнованияЗа занятые места в зачетной группе (независимо от числа штрафных очков) i l ­ 1610 ls 20с сбез для штрафсо штрафныдля ми очками легкогрузоных очвых вых То 20 | 40 ков Ралли однодневные I4I - I — I 41 31 21 3 — 3 2| 1 | Ралли безостановочные двухдневныеIV I 500 500 V300 3008 6ЧТО ТАКОЕ РАЛЛИ» Этим коротким словом обозначают автомобильные безостановочные соревнования на регулярность движения. Они состоят, как правило, из двух этапов: основных дорожных соревнований на дистанцию от пятисот до нескольких тысяч километров и дополнительных упражнений.&£ЛЫ6 фЛАГгIII IV VI II III IV V1500 1500 15001000 1000 10001015 10 40 35 30 25 2010 — 7 — 5 —— — —10 7543853216421 — 30 20 15 12 10 20 15 12 97 15 11 9 12 97976п5454376о3265421543214321 — 3 2 1— 1Ралли безостановочные трехдневные 2500 2500 2500 2500 2500 1700 1700 1700 1700 170020 10 17 8 — 15 7 — 12 6 — . 10 5 —Ралли многодневные (5—6 дней) 3750 3750 3750 2500 2500 250060 40 3030 15 20 10 15 88 40 25 20 15 10 8765435 30 20 15 11 97654324 20 15 121 97654321Схемы устройства пунктов кон троля времени и контроля прохождения дистанции.СиннЛ ФЛАГЫП римечания : 1. Если в дистанцию не Входят кроссовые участки или их менее 10%, то число классификационных очков, зависящее от штрафных, уменьшается на 20%- (однако, если не менее 50% дистанции проходит по улучшенным грунтовым дорогам и щебеночным шоссе, то они начисляются в полном размере). Если дополнительные соревнования не являются скоростными или кроссовыми, то число классификационных очков за занятое место уменьшается на 20%. Оба эти правила не распространяются на однодневные (500 и 300 км) соревнования. Доли очков округляются до 0,5 в сторону уменьшения. 2. Если состояние дороги не позволяет установить среднюю скорость 40 км/час для легковых автомобилей, дистанция однодневного ралли может быть сокращена, но не более чем на 20%. « 3. Классификационные очки закончившим соревнования начисляются независимо от очков за занятые места.11 ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ Первая задача, которую должны решить организаторы ралли, — составление положения о соревновании. В нем следует отразить цели и задачи, дату и время проведения, программу соревнований, условия допуска участников, указать маркл и модели автомобилей, систему и порядок зачета, условия награждения победителей и др. В положение необходимо включить помещаемую в этом номере таблицу начисления классификационных очков, утвержденную приказом Всесоюзного комитета физической культуры и спорта № 107 от 2/IV 1958 года. Для привлечения к соревнованиям возможно большего числа владельцев автомобилей в положении и смете расходов желательно предусмотреть отдельный или дополнительный личный зачет для них, а также выделить соответствующее количество призов. Наряду с положением должны быть разработаны и так называемые основные условия соревнований. В них нужно подробно осветить все вопросы, касающиеся организации и проведения соревнования, а именно: требования к участникам и их автомобилям, правила поведения участников, разъяснения по работе отдельных групп судей, инструкции административному и обслуживающему составу, таблицу пенализации и т. д.ПЛОЩАДКА ДЛЯ'' УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ 8 ОСТАВШЕЕСЯ ДО •Я; ФИНИША ВРЕ/ЛЯОРГАНИЗАЦИЯ ПУНКТОВ KB, КП, ГСМ и ЗАКРЫТОГО ПАРКА Пункты KB располагаются с правой стороны по ходу движения так, чтобы не создавалось помех для участников соревнования и транспорта. Не следует устраивать пункты KB в непосредственной близости от перекрестков и железнодорожных переездов, на узких улицах, в населенных пунктах, на сужениях и закруглениях дорог. За 200 м до пункта KB вывешивают на высоком шесте белый, а за 20 м — желтый флаги. На самом пункте ставят стол для работы судей, табличку-указатель «KB №...» и хорошо видимые часы.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СУДЕЙСКОЙ КОЛЛЕГИИ Особенно ответственной в автомобильных соревнованиях на регулярность движения является работа секретариата судейской коллегии. Для главного секретаря и секретарей (4—5 человек) необходимо выделить отдельное помещение, запретить доступ в него лицам, не связанным непосредственно с их работой. До начала соревнований секретариат должен в первую очередь подготовить графики движения и путевые документы участников, материалы для работы технической комиссии и, наконец, протоколы остальных судей. Накануне соревнований секретариат выдает участникам карты неисправностей и документы технической комиссии, а после сообщения последней о постановке допущенного в ралли автомобиля в закрытый парк — путевые документы. По мере окончания дорожных соревнований секретариат на основании контрольной карты, вкладыша и карты неисправностей подсчитывает сумму штрафных очков и определяет место, занятое тем или иным участником. Результаты подсчетов заносятся в сводный протокол, который впоследствии сверяется с протоколами пунктов KB и КП, а также судей на дистанции. Начальник дистанции и его помощники обязаны лично или с помощью опытных спортсменов определить средние скорости движения на каждом участке трассы и своевременно сообщить эти данные главной судейской коллегии для соответствующих расчетов и составления графика, выполняемых секретариатом. Главный хронометрист должен убедиться в точности хода часов на пункте KB и до старта первого автомобиля доложить главному судье о готовности службы времени к соревнованиям. Председатель технической комиссии и судьи — технические контролеры (4 и более человек в зависимости от числа участников) проверяют исправность автомобилей и соответствие их требованиям положения и основным условиям; плоМ-ВЫБОР И ОБОРУДОВАНИЕ ДИСТАНЦИИТрасса соревнований, как правило, должна представлять собой кольцевой замкнутый маршрут, проходящий по дорогам общего пользования с твердым покрытием различного качества. В крайнем случае могут быть использованы и радиальные (маятниковые) маршруты. При выборе трассы необходимо учиПункты КП организуют в случае дейтывать метеорологические условия и ствительной надобности зафиксировать возможность их изменения, количество прохождение участниками того или друи квалификацию участников, интенсивгого участка трассы. За 200 м от них ность движения на дороге и т. п. устанавливается синий флаг (см. рис.). Примерное время прохождения отмеНа трассе соревнований в соответчается в контрольной карте участника ствии с правилами 1957 года должны и записывается в протоколе. находиться пункты контроля времени (KB), пункты контроля прохождения (КП) Судей на дистанции ставят в случае и судьи на дистанции, а также пункты необходимости особого контроля за вызаправки ГСМ. Пункты KB располагаются полнением условий соревнования или в через каждые 70—100 км. Пункты заместах, где возможны длительные заправки ГСМ должны быть размещены на держки движения не по вине участников расстоянии не более 300 км один от (крупные перекрестки дорог и улиц, жедругого. лезнодорожные переезды и др.). В целях облегчения проведения ралли Пункты заправки ГСМ должны иметь на дистанции 500 км для легковых и 300 удобный подъезд и обеспечивать однокм для грузовых автомобилей целесовременную заправку нескольких автомообразно отказаться от устройства пунбилей без задержки участникоз соревктов заправки на трассе. Достаточно бунований. дет организовать такой пункт на месте"" Закрытый парк (см. рис.) устраивают старта-финиша. Участникам же следует на месте старта-финиша соревнований. разрешить (оговорив это а положении) Он представляет собой огражденный иметь емкости с запасом бензина и масучасток территории, на котором под ла, обеспечивающим прохождение всей наблюдением судейской коллегии находистанции. дятся автомобили участников после осмотра их технической комиссией до При выборе и утверждении трассы момента старта или другого времени, ралли необходимо получить от местных установленного положением о соревноорганов милиции разрешение на провеваниях. Вход участников в закрытый дение соревнований в установленное парк, пребывание и поведение в нем время, а также согласовать с ними ворегламентируются положением и основпросы об отдельных изменениях в праными условиями. За нарушение указанвилах движения (обычно участникам ных в них правил участники штрафуютразрешается некоторое повышение скося по специальной шкале пенализаростей на перекрестках, в населенных ции. пунктах и т. п.). J2