СТАРТУЕТ МОЛОДЕЖЬОсенью прошлого года на проходивших в Одессе ипподромных гонках иркутяне потеряли первое место, завоеванное в 1956 году. Кубок ЦК ДОСААФ пришлось отдать москвичам. Однако это не обескуражило мотоспортсменов Иркутска. И не только потому, что кубок был отдан достойному противнику. Иркутяне не оставили надежды вернуть его. Ведь впереди еще много соревнований, а возможности добиться успеха есть. Залог тому — большая любозь всех спортсменов к мотоциклетному спорту и быстрый рост талантливой молодежи. Шестнадцатилетний Валерий Поповкин пришел в автомотоклуб два года назад и сразу же обратил на себя внимание тренеров. Правда, на первых соревнованиях молодому спортсмену не везло. Во время летнего кросса при пер еезд * брода в карбюратор его мотоцикла попала вода, и пришлось остановиться. Сказался недостаток навыков в преодолении труднопроходимых участков. В начале 1957 года Поповкин участвовал в областных зимних соревнованиях. В день кросса перекрытая плотиной АнгарГЭСа река поднялась ив одном месте затопила трассу. Мотоцикл с ходу проскочил затопленное место. Фонтан ледяных брызг окатил спортсмена, но он уже мчался дальше. И вдруг двигатель заглох: не поступал бензин. Поповкин проверил все, что только можно было проверить, и никакой неисправности не обнаружил. В чем же дело? Прошло немало времени, прежде чем он понял, что случилось. Оказалось, капля воды попала на крышку бензинового бака и заморозила отверстие, через которое в бак поступает воздух. • Надо лучше знать возможные не— исправности машины, без этого успеха не будет, — таков был вывод тренера, мастера спорта М. Сорокоулова. И Валерий продолжал совершенствовать свое мастерство. Прошлой осенью в шоссейных соревнованиях на один километр с ходу ис места Валерий Поповкин на мотоцикле класса до 125 смЗ занял второе место. Таких, как Валерий Поповкин, в клубе немало. Три раза в неделю спортсмены по расписанию собираются на тренировки. Но ив другие дни они часто приходят в клуб, чтобы готовить машины. Хорошее знание материальной части уже не раз выручало иркутян. Весной 1957 г. проходил кросс. На трассе у гонщика Барановского вдруг лопнула моторная цепь. Команда оказалась под угрозой поражения. Но Барановский быстро заменил цепь и вовремя пришел к финишу, обеспечив победу команде. В эти дни по всей стране проходят состязания первого этапа Всесоюзной спартакиады, посвященной 40-летию ВЛКСМ. В них принимают участие и спортсмены Иркутского АМК. И кто знает, может быть, мы еще увидим их и на финальных соревнованиях. ...в одном из классов клуба висит большой плакат. На нем написано: «Ничего не делается само собою, без усилий и воли, без жертв и труда» (А. И. Герцен). Не случайно активисты клуба выбрали именно эту цитату. Вкладывая в дело немалые усилия и волю, упорно идут они по пути к успеху. Иркутск.СЛУЧАЙ НА УЛИЦЕПериод небывало бурного развития переживает сейчас Восточная Сибирь. Здесь сооружаются крупнейшие в мире гидроэлектростанции, появляются новые города, нефтепроводы, шахты, заводы, расширяются старые предприятия, растут и укрепляются колхозы и совхозы. Иркутский автомотоклуб вот уже в течение многих лет ведет подготовку водителей для области. Желающих получить специальность шофера много, и клуб систематически перевыполняет план. В прошлом году, например, годовое задание было выполнено к1 августа. Казалось, все идет хорошо. Но однажды начальника учебной части клуба т. Кладиенко окликнул на улице бывший курсант Николай Голыно. — Помогите, пожалуйста, — попросил он. — Мотор заглох. Полчаса ручкой кручу — не заводится и асе... Кладиенко понадобилось немного времени, чтобы понять ошибку шофералюбителя. Он вывернул свечу и показал ее. — Видите, мокрая. Когда мотор уже разогрелся, бензин подсасывать не следует. Через полчаса Кладиенко ушел, оставив смущенного автолюбителя у весело рокотавшего «Москвича». Спортсмен Иркутского АМК В. Поповкин перед выездом на очередную тренировку. Фото автора.Однако на душе у начальника учебной части было невесело. «Видно, плохо мы готовим шоферов,—•« горечью думал он, — если они не могут разобраться в таких простых неисправностях». Кладиенко поделился своими мыслями с начальником клуба, с другими преподавателями. Они тоже чувствовали, что знаний и навыков, которые получают курсанты, недостаточно. Но ведь легко сказать — поднять качество, а как это сделать? Тут пришлось думать всем — от курсанта до начальника клуба. Главн ое — нужно было лучше оснастить учебные классы пособиями по практическому обучению будущих водителей. Вскоре в учебном классе появился еще один автомобильный даигатель, цельный, не разрезной. Его выхлопную трубу вывели за стену на улицу. Тяжело зажужжал стартер, и в классе раздалось громкое тарахтение. — А ну-ка скажите, что это за шум в двигателе? Общими усилиями быстро нашли причину. И сами курсанты устранили неисправность —раннее зажигание. Стоило только приглянуться, и то многое, на что рзньшэ не обращали внимания, бросилось в глаза. Так, заметили в клубе, что существующие схемы электрооборудования автомобиля очень сложны ис трудом усваиваются курсантами. Тогда был создан другой, тоже действующий стенд, который теперь является основным наглядным пособием при изучении электрооборудования. Своими силами был изготовлен также макет аккумулятора, который оказался значительно лучше старого. Ори активной помощи курсантов было создано еще одно полезное пособие — разрезной двигатель. Вполне понятно, что дело, конечно, не кончилось изготовлением и установкой полезных пособий. (Преподаватели стали добиваться их эффективного использования, искать новое в методике обучения, повышать требовательность к курсантам. И теперь уже в Иркутском АМК больше уверены в знаниях своих питомцев.6