ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ МОПЕД «СТАДИОН»Среди новинок чехословацкой мотоциклетной техники 1958 года обращает на себя внимание новая модель мопеда «Стадион», для которого на предприятиях «Ява» был специально спроектирован и теперь выпускается в массовых количествах маленький 3 двигатель с рабочим объемом до 50 см . МопеД отличается исключительной простотой конструкции, легким весом и надежностью в эксплуатации. Шасси его состоит из простой трубчатой рамы о несущей трубой диаметром 45 мм, переходной трубкой диаметром 34 мм и штампованной головкой руля. Передняя вилка имеет подвеску колеса на качающихся рычагах и резиновых подушках. а в верхней ее части крепится фара. Заднее колесо не имеет никакой специальной подвески; возникающие при неровностях дороги толчки амортизируются только шиной (размер 23X2). Большое внимание конструкторы нового мопеда уделили его тормозам. Как известно, центр тяжести (общей массы машины и водителя) у мопедов всегда расположен значительно выше, чем у мотоциклов, а вес водителя обычно превышает вес машины. Поэтому размеры тормозов на обоих колесах мопеда значительно увеличены (диаметр тормозных колодок 80 мм), а кроме того, тормоза снабжены накладками из ферродо шириной 16 мм. Втулки выполнены из легкометаллического сплава и имеют ребра, интенсивно отводящие тепло от тормозов. Привод на тормоз заднего колеса осуществляется от педали, а привод на тормоз переднего колеса — от рукоятки на руле, с помощью боуденовского троса. Двигатель мопеда имеет характерную • для «Явы» конструкцию со слегка наклонным цилиндром и плоским, гладким со всех сторон блоком (см. рис.). В целях снижения веса двигателя цилиндр выполнен из легкого сплава и имеет чугунную гильзу. Двигатель двухтактный. с возвратной продувкой, рабочий объем его равен 49,8 см 3 (диаметр цилиндра 38 мм, ход поршня 44 мм), степень сжатия 6,8. Он развивает мощность 1,6 л. с. при 5000 об/мин. и расходует в среднем 1.5 литра топлива на 100 км пробега. Двигатель крепится на раме в трех точках и хорошо вписывается в общий контур машины, хотя и выглядит довольно массивным. Общая компоновка столь удачна, что позволяет встроить, при желании, в силовой блок также и 3-ступенчатую коробку передач. Силовой блок имеет встроенный в двигатель педальный механизм и .многодисковое сцепление. Приводная цепь заключена в кожух. Топливный бак емкостью 3 литра крепится на раме. Мопед «Стадион», модель С-1, весит 35 кг, имеет полезную нагрузку до 100 кг (водитель 80 кг и багаж 20 кг) и развивает максимальную скорость 40 км/час.МОТОЦИКЛ «ВЕЛОСЕТТА»В Англии выпущена новая модель мотоцикла «Велосетта», которая характеризуется в европейской печати, к ак «машина для снобов», «двухколесный «Роллс-Ройс» и т. д. (Известно, что автомобили «Роллс-Ройс» выпускаются со специальной подгонкой деталей, в очень ограниченных количествах и поэтому издавна славятся своей долговечностью и высокой ценой). «Велосетта» отличается совершенством конструкции и высокой культ5'рой технологической обработки деталей, не очень дорога: по цене она лишь немного уступает малолитражному автомобилю, хотя имеет двигатель с рабочим объемом цилиндров всего 192 см 3 .АНГЛИЙСКИЕ МОТОЦИКЛЕТНЫЕ КОЛЯСКИВ Англии, где конструкциям мотоциклетных колясок всегда уделялось большое внимание (производством колясок здесь занимаются 17 жестоко конкурирующих между собой фирм), за последнее время появился ряд новых тенденций в этой области. Прежде всего характерно стремление к повышению Вместимости и комфортабельности колясок. Так. более половины новых моделей 1958 года представляют собой прицепные «лимузины» вместимостью до 2—3 человек. Характерной в этом отношении является двухместная модель «Астраль» (рис. 1). выпускаемая фирмой «Вусмар». Пассажиры помещаются здесь «гуськом» и пользуются почти такими же удобствами, как в автомобиле. Коляска имеет выдвижную крышу и опускающееся среднее окно. Обращает на себя внимание мягкая подвеска с гидравлическими амортизаторами. Фирма «Кэнтербери» выпускает открытую двухместную коляску (рис. 2) с передним ветровым стеклом, легкими сиденьями и хорошей амортизацией. Фирма «Ватсониэн» начала пронэводРис. 1 ство спортивной мотоколяски «Монако». имеющей пластмассовый кузов, тормоза и независимую подвеску колеса. Другая модель этой фирмы — пластмассовая «Бамбини» предназначена для мотороллеров. «Сенсацией» весенне-летнего сезона 1958 года является мотоциклетная коляска «Сиван», представляющая собой нечто вроде «дачи», не буксируемой, как обычные автомобильные дачи, а располагающейся рядом с мотоциклом. Размеры этой коляски не • слишком велики, но исключительно удачная планировка позволяет разместить в ней два надувных спальных места (перевозимых в свернутом состоянии, т. е. без воздуха, на багажнике), небольшую керосиновую кухню, посуду для еды и даже складывающийся столик с двумя сиденьями. Коляска-«дача» выполнена из легкого металла, имеет выдвижную крышу и съемные боковинки кузова, а также электрическое освещение. Стоимость коляски «Сиван» несколько превышает стоимость мотоцикла с двигателем 200 см 3 .В конструкции и общем внешнем облике мотоцикла нашла свое выражение современная тенденция использования некоторых особенностей мотороллеров. Так, в «Велосетте» имеется довольно широкий передний защитный щиток, брызговики, охватывающие почти половину колеса, и стальной штампованный кожух, под которым монтируется вся силовая группа. В то же время по своим динамическим качествам машина приближается к лучшим современным мотоциклам. На машине устанавливается двухцилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель, развивающий мощность 10 л. с. при 5000 об/мин. Отличительной особенностью двигателя является почти полная бесшумность его работы; машина бесшумно трогается с места и даже при преодолении 12-процентного подъема на второй передаче (при полном открытии дросселя) производимый двигателем шум не превышает 80 фон, т. е. практически едва слышен. Охлаждение двигателя — водяное, термосифонного типа. Смазка — принудительная, с помощью шестеренчатого насоса. Запуск двигателя осуществляется кик-стартером ; длинным ручным рычагом, расположенным возле рычага переключателя передач. Крутящий момент передается через трехдисковое сухое сцепление, трехступенчатую коробку передач (передаточные числа 20,4 — 10.65 — 7.25) и карданную передачу. Смена смазки в кардане осуществляется не чаще, чем через 30 000 км пробега. Подвеска заднего колеса — маятниковая (качающийся рычаг), с регулируемыми спиральными пружинами. Передняя вилка — телескопическая. Колеса — 19x3. Общий вес мотоцикла — 126 кг. Мотоцикл развивает скорость до 98 км/час. Минимальный расход топлива — 2,5 л на 100 км пробега.КОЛОНКА ДЛЯ ЗАПРАВКИ МОТОЦИКЛОВ СМЕСЬЮ БЕНЗИНА С МАСЛОМНесколько французских фирм выпускают специальные стационарные и передвижные колонки для заправки мотоциклов смесью бензина с маслом. Новинкой в этой области является'передвижная колонка фирмы «Астер» (справа). которая может производить заправку мотоциклов готовой смесью, содержащей по желанию потребителей от 3 до 10% масла. В колонке имеется бак 2 для бензина емкостью 65 литров, бак 5 для масла, вмещающий 22 литра, дозатор 1, посредством которого устанавливается требуемый процент содержания масла. смеситель-индикатор 4и ручной насос 3. Колонка снабжена счетчиком разовой и суммарной выдачи смеси.