С 1 января 1958 года по ГОСТу 1862-57 вырабатываются новые масла для автомобилей, а именно : АКп-6, А КЗп - 6 , АКп-10, АКЗп-10 и АК-10. О ни отвечают требованиям эксплуатации легковых автомобилей. Масло АКп-6 может успешно приме ­ няться вместо индустриального 50. На двигателях с. сильным ' п ропуском газов следует использозать масло АКп-10. В новом стандарте отсутствует масло Связкостью4 сантистокса (ест) при 100°, соответствующее смеси 10"',, индустриального 50 и 40 " о веретенного АУ. Его вполне можно заменить маслом АКЗп - 6 или АКп - 6 . При оценке качества масла учитыва" ю тпрежде всего его вязкость, температ уру застывания имоющие свойства. Масла АКп-6 иАКЗп - 6 имеют вязкость при 100° С не ниже6 ест итем ­ пературу застывания соответственно не выше минус 30° и минус 10°. Л егкое провертывание коленчатого вала, н еоб ­ х одимое для пуска холодного двигателя, достигается на масле АКп-6 притем ­ пературе до минус 18°, а на АКЗп - 6 до минус 35°. Вследствие этого масло АКЗп - 6 рекомендуется для использования зимойs районах Севера и Сибири. При работе на масле АКЗп - 6 мано ­ м етр не показывает нужного давления, о собенно если оноразжижено топливом. Но это не должно страшить водителей. Благодаря пониженной вязкости масла АКЗп - 6 онов достаточном количестве поступает ктрущимся деталям. Д ля того чтобы избежать чрезмерно ­ г оразжижения масла АКЗп - 6 топливомприпускехолодного двигателя, нельзя злоупотреблять подсосоми долго пользоваться стартером. В этом случае реко ­ мендуется путем подогревавпускного тракта улучшить испарение бензина итемсамым облегчить воспламенение го ­ р ючей смеси. Масла АКП-10, АКЗп-10 и АК-10 при 100°С обладают вязкостью не ниже 10 ест. АКп-10 является типичным летн им автомобильным маслом, АКЗп-10 может применяться летом изимой , так как имеет низкуютемпературу застывания. Ему свойственна повышенная вязкость при 100° и сравнительно небольшая при низких температурах. Все новые масла, за исключением АК-10, с одержатприсадку АзНИИ-5. Она предотвращает образование углеводородных отложенийипригораниепорш ­ невых колгц . П ри работе, на масле сприсадкойпоршни выглядят чистыми, как бы вымытыми. По ГОСТу 8412-57 предусмотрен такж е выпуск новых автомобильных трансмиссионных масел ТАп-10 и ТАп-15. О ни обладают вязкостьюв два раза мень ­ шей, ч емнигрол . Это обеспечивает легкое трогание автомобиля с места и уменьшает затраты энергии на трение в агрегатах трансмиссии приегодвиже ­ нии. Д ля предотвращения износа шестер енв состав масел введена противоиз носная присадка. Масло ТАп-10 предназначается для Севера и Сибири, а ТАп-15 для использования зимойа средней климатической полосе СССР (на легковых автомобилях егоможно применять и летом). С 1 июля 1957 года в соответствии с ГОСТом 4366-56 вырабатывается синтетический солидол трех марок : УСс-1, УСс-2 и УСс-автомобильный. Л учшим по качеству является УСс-автомобильный.ВЫПРЯМИТЕЛЬ ДЛЯ ЗАРЯДКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ И МОТОЦИКЛЕТНЫХ АККУМУЛЯТОРОВавтомобильных и мотоаккумуляторов от сети переменного тока может быть изготовлен селеновый выпрямитель, в- котором используются конденсаторы. При работе с этим выпрямителем отпадает необходимость в регулировании зарядного токаи наблюдении за его величиной. Схема выпрямителя представлена на рисунке . В ней применен обычный выпрямительный мостик с селеновыми шайбами. К одной из его диагоналей присоединяется заряжаемая батарея, а другая через конденсатор включается в сеть переменного тока. Конденсаторы для такого выпрямителя могут быть использованы любые, за исключением электролитических. Емкость подбирается в зависимости от величины зарядного токаннапряженияв сети в соответствии с таблицей 1. Таблица зарядк Д ля иклетныицх При сборке выпрямителя для зарядки 12-вольтовых батарей вкаждом плече мостика следует поставить вместо одной шайбы две. Для 6-вольтовых батарей достаточно иметь в каждом плече по одной шайбе.Сетьi F ^Таблица 1 Тип аккумулятора 6-СТ-54 6-СТ-42 З-СТ-60 ЗМТМ-14 З-МТ-7 Зарядный ток 333 1,5 0,5 А Емкость конденсатора для сети 127 в 100 100 80 40 мкф мкф мкф мкф 220 в 50 50 50 25 мкф мкф мкф мкф Потребляемая мощность 80 80 40 20 вт вт вт втМарка машины «Победа» М-20 «Москвич-402» «Москвич-400» Мотоцикл М-72 Мотоциклы: ИЖ-49, К-125. М- 1А15 мкф8 мкф7 втсоставлена из расчета на сеть переменного токас частотой 50 герц. При использовании конденсаторов меньшей емкости их соединяют между собой параллельно, т ак , чтобы общая емкость была равна сумме емкостей всех конденсаторов.Если в выпрямителе применен мостик с двумя шайбами вкаждом плече, т о его можно использовать для зарядкикак 12-, т аки 6-вольтовых аккумулято ­ ров, причем зарядный ток не будет зависеть от напряжения заряжаемой батареи, а только от емкости конденсатора.Таблица 2 Напряжение аккумулятора 6в6в6в Зарядный ток 0,5 А 1,5 А3А Размер выпрямительной шайбы 45 мм квадрат 75x75 90X90 100X100 100X100 100 ммТип выпрямителя АВС-45-169, АВС-60-37, ДГЦ-21. ДГЦ-22, ДГЦ-23, ДГЦ-24 АВС-75-39 АВС-90-70, АВС-100-91. ВС-205, ВС-204, ВС-35 АВС-&0-72. АВС-100-93 ВС-207. ВС-206, ВС-4312 в3 АП римечание : Взамен выпрямительных шайб малых размеров можно применять шайбы больших размеров. Рабочее напряжение конденсаторов должно быть не ниже 180 вольт для сети 127 вольт и не ниже 300 вольт для сети 220 вольт. Параллельно конденсатору желательно включить обычное сопротивление от 80 до 160 к/ом (типов ВС-2 или МЛТ-2), через которое разрежается конденсатор при выключении выпрямителя. Выпрямительный мостик лучше всего использовать готовый, руководствуясь таблицей 2. Его танже можно собрать из селеновых шайб. Размеры шайб для разной величины зарядного тока приведены втойже таблице. При работе с выпрямителем следует иметь в виду, что его нельзя включатьв сеть, если к нему не подключена акк умуляторная батарея, т ак нак работа без нагрузки вызывает местное выгорание селенового слоя шайб. В сырых помещениях прикасатьсяк работающему выпрямителю не следует. В. КУШПИЛЬ, Ф. СУББОТИН. Ленинград.10