КОНКУРС ЖУРНАЛА „ЗА РУЛЕМ"Редакция журнала „За рулем" объявляет открытый конкурс на лучший фотоснимок. В нем могут принять участие как фотографы-профессионалы, так и любители.Тематическая направленность снимков определяется харантвром и профилем журнала.9400 КИЛОМЕТРОВНа конкурс принимаются фотографии размером 13x18 и23x30 см, каждая в двух экземплярах, на темы: подготовка водителей организациями ДОСААФ, распространение технических знаний среди населения, автомобильный и мотоциклетный спорт, туризм, моделизм.Для победителей устанавливаются следующие премии: ПЕРВАЯ — 1000 РУБЛЕЙ; ДВЕ ВТОРЫЕ — ПО 500 РУБЛЕЙ; ТРИ ТРЕТЬИ — ПО 250 РУБЛЕЙ. Лучшие снимни будут опубликованы. Срок представления материалов—до 15 декабря с. г.А дрес : Москва, И-92, Сретенка, 26/1, редакция журнала «За рулем» (на конкурс].Редакция. НА МОТОЦИКЛЕгода в коридоре ЛеВесной прошлогоавтомотоклуба появининградского лось написанное нами объявление, приглашавшее всех желающих принять участие в 10 000-километровом мотоциклетном пробеге по республикам Средней Азии. Каждый день у объявления собирались любители-мотоциклисты: — Не иначе, спятили ребята! — смеялись остряки. *И в самом деле, таких дальних пробегов в нашей стране никто еще не совершал. Пожалуй, только этим можно объяснить тот факт, что на объявление так никто и не отозвался. Но это не охладило наш пыл, и мы стал^ -отовиться к путешествию. Предстояло проехать около десяти тысяч километров по Уралу, Казахстану, Таджикистану, Киргизии и Узбекистану, по Памирскому тракту. Нам хотелось не только побывать в интереснейших и красивейших местах нашей страны, познакомиться с замечательными памятниками архитектуры Востока, но и проверить, как ведут себя в различных условиях советские мотоциклы. Вот об этом мы и хотим коротко рассказать в этой статье. В путешествии участвовало два мотоцикла М-72 Ирбитского завода и ИЖ-49 с коляской. Так как большая часть пути проходила по грунтовым и песчаным дорогам, было решено установить инерционно-масляные воздушные фильтры. На М-72 фильтр был установлен на бензобаке, а подвод воздуха к карбюраторам сделан по специальным трубам, проходящим сквозь бак. Особенно тщательно мы герметизировали места, через которые возможно проникновение пыли в двигатель. Так как на ИЖ-49 ехал один человек, то кузов коляски мы сняли, а груз и запасное заднее колесо разместили на раме с помощью специально изготовленных кронштейнов. Это дало большую экономию в весе. На М-72 вместо слабого мотоциклетного сигнала поставили комплекс сигналов от «Победы» (перемотанные на 6 в). В пути при обгоне грузовых автомобилей это нам очень помогало. Прочность мотоциклов на всем протяжении трассы постоянно подвергалась очень жестоким испытаниям. Машины были тяжело нагружены, а дорога большей частью была плохой. Это особенно относится к участкам Сибирского тракта, покрытым разбитой щебенкой или крупным, местами выбитым, булыжником. Не лучше были и горные дороги Памира, усыпанные крупным колотым камнем. В этих условиях мотоцикл М-72 с честью выдержал испытание. Выходили из строя только спицы. По нашему убеждению, чрезмерное увеличение толщины спиц приносит вред, так как они перестают пружинить, равномерность распределения нагрузки при этом нарушается, и спицы начинают рваться. К сожалению, столь же хорошо нельзя отозваться о мотоцикле ИЖ-49 с коляской. В тяжелых дорожных условиях его прочность оказалась неудовлетворительной. Два раза ломалась рама коляски и рама самого мотоцикла., i ,rnq.Кто не был в Средней Азии, тому трудно представить, какая там на дорогах поднимается пыль. Зачастую после проезда встречной автомашины водителю мотоцикла не видна собственная фара. Обычно двигатели мотоциклов, Древняя постройка в степи около озера Балхаш. эксплуатирующихся в этих районах, быстро выходят из строя. Установленные больше их готовится к производству. в Ленинграде фильтры себя полностью Целесообразно, чтобы конструкторы, оправдали. Особенно удачным оказалразрабатывая новые модели, учитывали ся фильтр на М-72. Во всех городах и напрежде всего условия их эксплуатации селенных пунктах, лежащих на нашем в различных районах СССР, где они пути, мы привлекали к себе внимание пользуются большим спросом. Пройдя местных мотоциклистов. Как правило, почти 10 000 км на мотоциклах, мы счикто-нибудь из них пробовал компрессию таем, что выводы, сделанные нами, имеу ИЖ-49, а затем высказывалось предют не только спортивный интерес, но положение, что двигатель только что представляют интерес для работников отремонтирован. Мы воспринимали это мотоциклетной промышленности. как похвалу нашим фильтрам. Наши основные предложения можно Стойкость задней цепи нашего мотосформулировать так: все узлы мотоцикла, несмотря на езду с коляской, цикла и особенно двигателя должны оказалась хорошей. Цепь работала в быть ^надежно защищены от пыли и гряочень тяжелых условиях, практически зи. На оболочке тросов управления цебез смазки и была заменена после общего пробега в 11 тысяч • километров. лесообразно поставить масленки, чтобы их можно было шприцевать, не снимая Причем даже после столь долгой работы она была в удовлетворительном со• с машины. Существующие масленки непригодны для употребления. стоянии. Тяговые характеристики следует приНаша практика показала, что цепь способить для движения по трудным донужно держать возможно более ослаброгам и крутым подъемам с умеренныленной. Тогда срок ее службы резко ми скоростями, а не только для повывозрастает. Не следует опасаться работы цепей без смазки. Дело в том, что абрашенных скоростей и ровных дорог. Тормоза у мотоциклов с колясками зивные частицы пыли в этом случае не должны работать не хуже, чем у легкозадерживаются в звеньях и износ цепи вых автомобилей. Может быть, есть резко уменьшается. смысл применять в дальнейшем гидраНесмотря на длительность и трудность влический привод. Желательно, чтобы капробега, двигатели у мотоциклов остакой-нибудь из мотоциклетных заводов лись в хорошем состоянии. Например, страны разработал модель мотоцикла с зазор в поршневом кольце в верхней коляской, с приводом на колесо колячасти цилиндра равен 0,8—1 мм (кольски. В местностях, где мало хороших доца ни разу не менялись). Двигатель рог, такие машины очень нужны. эксплуатировался главным образом на i По нашему мнению, даже тяжелые масле МС-24, трансмиссия — на гипоидмотоциклы класса М-72 можно изготовной смазке. лять с цепным приводом, так как он в Ходовые качества наших машин мы несколько раз дешевле и легче карданимели возможность испытывать в разного, а надежность при этом вполне доличных условиях: от автострады Москстаточная. ва — Ногинск до горных дорог, от плоВ заключение нам хочется, сказать о скогорий и равнин до высоты более 4500 большой пользе таких дальних пробегов метров над уровнем моря. Во время для совершенствования конструкций модолгого пути мотоциклы и радовали нас тоциклов. Ведь никакая другая форма и огорчали. Огорчал нас больше всего испытаний не может быстро и полно ИЖ-49, двигатель которого склонен к выявить все достоинства и недостатки перегреву, поэтому мы не могли подмашины, как дальний пробег по различдерживать длительное время скорость ным дорогам, в различных климатичеболее 60 км/час даже на ровных шосских условиях. Это, несомненно, помосейных дорогах. В то же время двигажет нашим конструкторам создать нотель мотоцикла М-72 работал без оставые надежные, прочные и удобные моновок для охлаждения даже на самых тоциклы. трудных и затяжных подъемах. А. КОЛОМЫЦЕВ, Если на затяжных подъемах М-72 преВ. КУШПИЛЬ, восходил ИЖ-49, то на коротких, очень Ленинград. Ф. СУББОТИН. крутых подъемах картина была обратной. Это объясняется, по-видимому, тем, По пыльной дороге. что у ИЖ-49 более удачно выбраны передаточные отношения в коробке передач. Когда мы поднимались к высшей точке нашего пути — к перевалу АкБайтал на Памире (4655 м), где из-за разреженности воздуха двигатель терял около половины своей мощности, ИЖ-49 работал, а М-72 отказал, и нам пришлось воспользоваться помощью автомобиля ЗИЛ-150. За последнее время выпущен целый ряд новых моделей мотоциклов. ЕщеЖ