ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕВАЕТСЯ АВТОМАТОМхлопот доставС колько шоферами трудностейОсобенно ляют морозы! сложен, как известно, пуск автомобильного двигателя при низких температурах воздуха. Применение широко известных способов прогрева двигателя с помощью пара, горячей воды, электроэнергии не только отнимает много времени, но и требует специального оснащения площадки безгаражного хранения автомобилей, к тому же эти способы не всегда дают должный эффект. Стремясь облегчить труд водителей зимой, шофер Красноозерской автороты Новосибирского автотреста Владимир Афанасьевич Мушкин изобрел специальный автомат для поддержания нормального теплового режима двигателя в условиях низких температур. Автомат производит периодический пуск и прогрев двигателя при безгаражном хранении автомобиля в зимнее время. В чем заключается принцип работы автомата? Когда температура воды в системе охлаждения двигателя снижается до +40°, устройство термостатного типа включает зажигание, приводит в действие стартер и впрыскивает в карбюратор небольшую порцию бензина. Стартер пускает двигатель, который работает на малых оборотах, пока температура воды не достигнет +80°. После того как двигатель прогреется, зажигание выключается и он глохнет. Если после нескольких включений стартера пустить двигатель по какой-либо причине не удалось, автомат подает сигнал-свисток, предупреждающий шофера или дежурного механика о том, что имеется неисправность. Но допустим, что никто из них не услышал сигнала. Тогда через несколько минут — при понижении температуры до 35—40° — автомат открывает кран для слива воды, и она вытекает из системы охлаждения. Как видно из рис. 1, автомат удобно располагается под капотом двигателя автомобиля ЗИЛ-150 или ЗИЛ-164. Он представляет собой небольшую железную коробку, устанавливаемую на головке цилиндров. В ней помещается механизм автомата. К основанию коробки прикреплен датчик температуры воды, соединенный с водяной рубашкой блока цилиндров. Включение стартера производится воздушной камерой, которая крепится на передней стенке кабины автомобиля. Горючая смесь обогащается при пуске двигателя с помощью специального прибора, впрыскивающего 2—3 смЗ бензина в смесительную камеру карбюратора. Кран для слива воды включен в систему охлаждения двигателя. Отдельные части автомата соединяются между собой трубками, шлангами, угольниками и тройниками. Пользуясь схемой, показанной на рис. 2, попытаемся понять, как работает автомат. Для того чтобы привести его в действие, надо поставить рычаг 1в рабочее положение. При этом рычаг 2 опустится и освободит шток 3 термоИнж. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ стата 14, рычаг 32 распределительного крана, рычаг 47 клапана сигнала. Одновременно приоткроется дроссель карбюратора, и сжатый воздух из тормозной системы по трубке 17 поступит к распределительному крану. Отсюда по трубке 26, открыв клапан 27, воздух попадет в полость диафрагмы 5 «лапана 7 слива воды, а по трубке 36 — в полость 41 диафрагмы 42 фиксатора сигнала. Когда температура воды в двигателе снизится до +40°, шток 3 термостата 4 переместится вниз и освободит рычаг 10. Пружина 29 повернет при этом рычаг 31 распределительного крана по направлению движения часовой стрелки. В этот момент замкнутся контакты I, закроется выпускной воздушный клапан 22 и откроется впускной клапан 28. Через трубку 16 давление воздуха передается в диафрагменную полость 19. Диафрагма, сжимая пружину 20, перемещается и замыкает контакты IV. В результате включается система зажигания двигателя. Через калиброванное отверстие 23 в смесительную камеру карбюратора 14 впрыскивается бензин, обеспечивающий пуск двигателя, Вместе с тем сжатый воздух поступает из распределительного крана в камеру 46 и включает стартер. Двигатель запускается и работает на малых оборотах холостого хода. После пуска двигателя разрежение из его цилиндров через впускной трубопровод по трубке 13 передается в полость 12. Диафрагма 18 втягивается в камеру и перемещает шток 25, соединенный с рычагом 24 крана управления. Последний повертывается против движения часовой стрелки. Клапан 28 закрывается под действием пружины, а клапан 22 открывается. Вследствие уменьшения давления воздуха диафрагма камеры 46 передвигается и выключает стартер, Контакты IV при этом остаются сомкнутыми, так как диафрагма 19 удерживается благодаря разрежению, имеющемуся в камере 12. Двигатель прогревается. Когда температура охлаждающей двигатель воды достигнет +80°, термостат перемещает шток 3и через рычаг 8 размыкает контакты I. Зажигание двиРис. 2.воздух из тормозной системыгателя выключается, и он перестае! работать. Если двигатель пустить не удалось, стартер отключается посредством специального устройства, которое действует следующим образом. Воздух из распределительного крана медленно поступает через отверстие 39 в преддиафрагменную полость 37. Отсюда он через отверстие 40 попадает в полость 38 диафрагмы 33. Вследствие повышения давления на диафрагму она перемещается, сжимая пружину 34. Тяга 35 повертывает рычаг 31 против часовой стрелки. Повертывается также эксцентрик 23 этого крана. Впускной клапан 28 закрывается, прекращая подачу сжатого воздуха, а выпускной клапан 22 открывается. Фиксатор 30 удерживает ось распределительного крана 'в этом положении. По мере выхода воздуха через отверстия 39 и 40 диафрагма 33 перемещается под действием пружины 34 вправо. Фиксатор 30 освобождается. Пружина 29 перемещает ось крана управления. При этом клапан 28 открывается, а клапан 22 закрывается. Стартер снова включается. Если после нескольких включений стартера двигатель не запускается и температура жидкости в водяной рубашке блока цилиндра не повысится, включается сигнал. При этом диафрагма 42 под действием пружины 43 перемещается, и рычаг 44 открывает клапан 45. Воздух из привода тормозов поступает в сигнал. Одновременно рычаг 3 замыкает контакты III и включает контрольную лампочку. Воздух из привода тормозов автомобиля уходит через сигнал в атмосферу, Под давлением остается лишь диафрагма 5 клапана слива воды из системы охлаждения двигателя.Впускной mpyoonpaoiИло/юи спида воды2¥На пр-ЛорЫ