I / огда любители и болельщики мото•» циклетного спорта направлялись под проливным дождем 10 июня на стадион им. Ленина в Лужники, чтобы увидеть там объявленные в афишах гонки по гаревой дорожке, каждый из них, вероятно, отдавал себе отчет в значении этого предстоящего события. Еще бы! Впервые в истории советского мотоциклетного спорта на Центральной спортивной арене страны, перед трибунами, вмещающими больше 100 000 зрителей, фактически на глазах «всей Москвы» (поскольку было сообщено, что гонки передаются по телевидению), в течение трех дней будут проходить соревнования, которые являются наиболее концентрированным выражением существа мотоциклетного спорта и, судя по опыту Европы, способны завоевать ему популярность не меньшую, чем, например, имеет футбол. Известно, что гонки на «жужеле» в Польше, «плоха драге» в Чехословакии, «спидвее» в Англии и других странах собирают нередко по 200—300 тысяч зрителей и пользуются огромным успехом у широких масс любителей спорта. Вот где следует искать решение извечной и мучительной «проблемы зрителя», которая неизменно возникала до сих пор при организации соревнований вне населенных пунктов?Для того чтобы побудить зрителя поехать, скажем, на мотокросс в Расторгуево под Москвой, надо сначала заставить его полюбить мотоциклетный спорт вообще, пробудить в нем живой интерес к той увлекательной спортивной борьбе, разгорающейся на дистанциях, о 'которой ондо сих пор знал лишь понаслышке. И, конечно, нет лучшего способа подлинно массовой пропаганды мотоспорта, чем проведение соревнований на гаревой дорожке в условиях городского стадиона. С этими мыслями мы выходили из метро на станции «Спортивная», когда услышали вдруг вопрос, обращенный, как всегда бывает в таких случаях, ко всем и ни к кому: — Нет ли лишнего билетика? «(Неужели, —мелькнула мысль, — все билеты на стадион распроданы?.. Более 100 000 мест?.. Вот это было бы здорово!» Увы, оказалось, что «лишний билетик» требуется не на мотогонки, а на представление австрийского балета на льду, которое состоялось в тот же день во Дворце спорта. На трибунах же Центральной спортивной арены, куда мы поспешили, подгоняемые дождем, собралось на первый раз всего лишь несколько тысяч зрителей. К тому же дождь заставил их забиться под навес в самые верхние ряды, так что стадион, скажем прямо, в эти первые минуты гонок, — а фактически, рождения нового вида мотоциклетных соревнований в нашей стране! — представлял собой довольно пустынное зрелище. Но вот прошел первый заезд, в котором показал свое мастерство уфимский гонщик Борис Самородов; вот Георгий Плешаков в острой борьбе вырвал победу во втором заезде у рижского гонщика Эдвина Крузе; вот, бросившись за отлично стартовавшим в третьем заезде Терентьевым, упал на вираже известный ленинградский гонщик Андрей Дежинов — и зрители, проявляя все больший и больший интерес к событиям, развивающимся на гаревой дорожке, постепенно стали вновь заполнять трибуны. А когда Дежинов, буквально через несколько минут после своего головоломного падения, вновь появился на старте в пятом заезде, с трибун раздались первые возгласы одобрения и аплодисменты: мужественный ленинградский гонщик был награжден ими еще до того, как он успел выиграть этот заезд. Лед был сломлен окончательно, когда перед публикой развернулась исключительная по своей напряженности схватка между Виктором Кузнецовым, Эдвином Крузе и Николаем Черновым в восьмом заезде. В острой борьбе, попеременно обгоняя друг друга, лидировали Кузнецов и Крузе, преследуемые Черновым, а когда первый сумел всетаки в начале третьего круга вырваться вперед, не менее интересная борьба развернулась между Крузе и Черновым. Надо сказать, что овации, как бы всколыхнувшие в этот момент стадион, в полной мере и совершенно справедливо относились не только к победителю гонки Виктору Кузнецову, но ик «побежденным» Крузе и Чернову. Это была блестящая пропаганда делом в пользу мотоциклетного спорта — спорта смелых, мужественных и сильных! И нет сомнения, что те зрители, которые были на стадионе им. Ленина в первый день, пришли туда и во второй ив третий дни соревнований. Но они пришли уже не одни: видимо, их рассказы о том, как прошел первый день соревнований на стадионе им. Ленина, возымели действие и привели сюда еще, по крайней мере, столько же их знакомых, . товарищей по работе, родственников и друзей. А на третий день количество зрителей было уже настолько внушительным, что далеко не во всех кассах стадиона оставались билеты на Западную трибуну. Эти три дня были насыщены не только живой и интересной борьбой между гонщиками, но и многочисленными «открытиями», которые сделали для себя первые зрители, знакомясь с новым видом соревнований. Они убедились прежде всего в том, что волнозаться и «болеть» здесь приходится отнюдь не меньше, чем на футболе, а синяя птица спортивного счастья, за которой гоняются сильные и мужественные люди на мотоциклах, дается им в руки гораздо чаще, чем во время многих других спортивных зрелищ. Еще бы: ведь примерно через каждые шесть минут стадион переживал 1,5 минуты исключительного напряжения (более 20 заездов за 2,5 часа) и, главное, фиксировалНа снимках: слева заслуженный мастер спорта В. Карнеев ведет репоро ходе гонки. Внизу — эпизод спортивной борьбы.