£*Ш^^>$<С44^14>АНГЛИЙСКИЕ МИКРОЛИТРАЖНЫЕ АВТОМОБИЛИНа Международной автомобильной выставке в Женеве демонстрировались два новых микролитражных автомобиля, о подготовке производства которых западная пресса сообщала уже давно. В настоящее время начат серийный выпуск этих автомобилей, отличающихся рядом интересных конструктивных нововведений. Микролитражный автомобиль «Фриски» (рис. 1) имеет двухместный пластмассовый кузов, для проектирования которого были приглашены итальянские специалисты. Он выполняется в двух вариантах: спортивное купе и лимузин. Последний вмещает, кроме двух взрослых пассажиров, еще и двух детей.«На автомобиле установлен двухтактный двухцилиндровый двигатель с принудительным воздушным охлаждением: рабочий объем цилиндров двигателя равен 325 смЗ (диаметр цилиндра 57 мм, ход поршня 63.5 мм). Двигатель развивает мощность 17 л. с. при 5500 об/мин., что обеспечивает максимальную скорость автомобиля в спортивном варианте до 105 км/час. В одном блоке с двигателем выполнена четырехступенчатая коробка передач, имеющая шестерни постоянного зацепления. Многодисковое сцепление размещено в масляной ванне и имеет цепной привод от коленчатого вала двигателя. Весь силовой блок весит 55 кг.' Рис. 3. Двигатель «Эксцельсиор»Рис. 2.Микролитражный «Беркли».автомобильРис. 1.Микролитражный «Фриски».автомобильВ автомобиле «Фриски» нет дифференциала. Привод ведущих колес осуществляется через цепь, помещенную в отдельном кожухе, причем крутящий момент передается на полуоси через резиновые торсноны, что смягчает рывки в трансмиссии. Тормоза гидравлические, на все четыре колеса; кроме того, имеется механический тормоз на задние колеса. Размер шин 4.4—10.АВТОБУС С ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ПОДВЕСКОЙЗападногерманская фирма «МагирусДойц» начала выпуск новых автобусов, модель «Сатурн-И». отличающихся рядом конструктивных новинок и высокими эксплуатационными показателями. Прежде всего обращает на себя внимание- пневматическая подвеска всех четырех колес автобуса, причем подвеска передних колес выполнена независимой и состоит из двух качающихся полуосей. Пневматическая подвеска действует с помощью шести воздушных мехов; два из них связаны с качающимися полуосями передней подвески ис ресивером (а одновременно и уравнителем) сжатого воздуха, выполненным в качестве несущей балки; четыре воздушных меха имеются на задней оси. Они связаны с выгнутыми опорными консолями, которые также служат в качестве ресиверов сжатого воздуха и уравнителей. Для автобуса были специально спроектированы четыре гидравлических телескопических амортизатора, хорошо гармонирующие с пневматической подвеской; они обеспечивают устойчивость автобуса какс полной нагрузкой, так и без нее. Особым преимуществом пневматической подвески является постоянство ее характеристики как для пустого, так и для полностью нагруженного автобуса, сохранение одной и той же высоты уровня подножек у входной и выходной двери независимо от нагрузки (т. е. Количества пассажиров) и уменьшение наклона автобуса на поворотах, что обеспечивается автоматически управляемыми клапанами воздушных уравнителей. Схема устройства пневматической подпески автобуса «Магнрус-Дойц», модель /<" 'Сатурн-lb', показана на рис. 1, где 1 — • амортизатор, 2 — несущие воздушные ресиверы, 3 — воздушные меха. 4 — клапаны управления пневмосистемой, 5 — рулевые тяги, 6 — воздухопроводы. 7 — стабилизирующие дополнительные рессоры, связанные посередине с кожухом уравнителей, а по обоим концам — с решетчатой рамой автобуса. 8 — ресиверы сжатого воздуха, 9 — компрессор.Подвеска колес — пружинная, с гидравлическими амортизаторами-телескопами. База — 1530 мм. Автомобиль весит 325 кг. Его бак вмещает 13 литров топлива и обеспечивает чапас хода без заправки 300 км (расход топлива составляет в среднем от 4 до 5 литров на 100 км пробега). Микролитраяшые автомобили «Беркли» (рис. 2) выпускаются в двух вариантах — с двухцилиндровым вертикальным двигателем типа «Твин», имеющим рабочий объем 328 смз, и с унифицированным с ним трехцилиндровым двигателем «Эксцельсиор», имеющим рабочий объем цилиндров 492 см' (ход поршня 62 мм и диаметр цилиндров 58 мм у обоих двигателей одинаковы). Первый из них развивает мощность 18 л. с. при 5000 об/мин., второй — 30 л. с. при 5500 об/мин. Меньший двигатель устанавливается с трехступенчатой коробкой передач, а больший — с четырехступенчатой. Двигатель «Эксцельсиор» представляет особый интерес, поскольку он является основой для создания быстроходных спортивных микролитражных автомобилей, которые являются своеобразной новостью в автомобильном спорте. Обращает на себя внимание высокая литровая мощность двигателя — 61 л. с/л. Он работает на смеси топлива и масла (в пропорции от 30 : 1 до 40 : 1) и имеет три карбюратора. Воздушное охлаждение двигателя осуществляется ,без вентилятора, который располагается в передней части автомобиля, за решеткой фальш-раднатора. Благодаря малому весу (305 кг), обтекаемому кузову и сравнительно мощному двигателю (30 л. с.) автомобиль «Беркли» в спортивном варианте развивает скорость 120 км/час.БЕЗВОДНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫПо сообщению немецкого журнала «Машиненфунк», в Соединенных Штатах Америки появились на ряде военных автомобилей безводные аккумуляторные батареи, практически не требующие периодической доливки дистиллированной воды и вообще какого бы то ни было обслуживания. В отличие от обычных новые аккумуляторы не имеют специальных наполнительных отверстий с винтовыми пробками. На крышке аккумулятора видны только плюсовый и минусовый выводные контакты и соединительная планка. Батареи подключаются так же. как и обычно, к полюсам динамомашины н могут, при надобности. ставиться на зарядку или подзарядку обычным путем (на зарядной электрической станции или с помощью перевозимого на автомобиле умформера). Кроме практического удобства пользования такими безводными аккумуляторами. отмечается их высокая устойчивость против низких и высоких температур окружающего воздуха; применяемый в них электролит не только не замерзает зимой и не испаряется летом, но и отличается «неприхотливостью» в отношении резких изменений температур. Исследования новых безводных аккумуляторов в различных трудных климатических условиях показали также, что по своей емкости они не уступают обычным и хорошо выдерживают резкие большие нагрузки (т. е. обеспечивают максимальную мгновенную отдачу электроэнергии при этих нагрузках). Подробности о составе электролита и конструкции аккумуляторов но публикуются.Рис. 2. Конструкция подвески. Конструкция воздушной подвески передней оси ясна из рис. 2. Здесь показаны длинные качающиеся полуоси 1, специально приспособленные к работе о пневматической подвеской, гидравлические телескопические амортизаторы 2. резиновые амортизирующие подушки 3. воздушные меха 4и несущая (опорная для оси) труба 5, служащая одновременно как ресивер — уравнитель сжатого воздуха. Новый автобус «Магирус-Дойц» предназначен для городского сообщения и вмещает 85 пассажиров (при 32 местах для сидения). При сокращении нескольких рядов сидений вместимость автобуса в часы «пик» может быть доведена до 100 пассажиров. Допустимый вес при этом достигает 12 тонн (собственный вес автобуса 6 тонн). Как свидетельствует опыт эксплуатации первых автобусов, пневматическая подвеска надежно работает в этих условиях. Другими конструктивными особенностями нового автобуса является однодисковое сцепление с гидравлическим приводом, полностью синхронизированная полуавтоматическая пятиступенчатая коробка передач с электропневматическим «избирателем» передач, гидроусилитель руля и пр. На автобусе устанавливается шести цилиндровый двига» тель с воздушным охлаждением, развивающий мощность 125 л. с.Рис. 1. Схема устройстваподвески.20