Гоночные машины доставляются к месту соревнований в специальных прицепах, буксируемых обычными легковыми автомобилями.Спортсмены входят в поворот.^^Л^/^^^Заметки наблюдателя взор на З-устремиливыстроенныегоночные автомобили, на трассе в шахматном порядке. Сквозь шум работающих двигателей репродукторы доносят слова комментатора: — Д о старта осталось пять секунд. Учащенно бьются сердца гонщиков, их глаза, защищенные очками, видят только белый флаг стартера. Еще несколько секунд, и взмах этого флага, сопровождаемый нарастающим ревом двигателей, возвестил о начале гонки. Пока гонщики проходят круг за кругом, посмотрим, что делается в боксах. Ведь от находящихся там людей во многом зависит исход борьбы на трассе, Под легкой крышей, за низким «прилавком», на котором аккуратно разложены инструменты, сидит с секундомером в руке руководитель гонки одной из команд. Вот он окинул взглядом окружающих его людей в белых комбинезонах — заправщиков водой и маслом, топливом, сменщиков колес, — как бы проверяя их готовность. Гонщики этой команды могут быть спокойны. Стоит только кому-нибудь из них подъехать к боксу, как на его машине, если потребуется, будут молниеносно заменены колеса с износившимися шинами, долита вода, дозаправлено масло и топливо. Рядом с боксами, тоже с внутренней стороны круга, около старта и финиша находится трибуна судейской коллегии, На огромных экранах, хорошо видных зрителям, помещены светящиеся таблицы, позволяющие следить за ходом гонки. План трассы с номером лидера и огонек, бегущий по ее контуру, дают возможность судить о местонахождении лидера в данный момент, Все изложенное выше — не досужий вымысел автора. Именно так были организованы и проходили XX гонки «Элеинтарханайо», ежегодно проводимые в середине мая в Хельсинки (Финляндия). Мне довелось присутствовать на них, быть свидетелем того, как они атаив дыхание, сто тысяч зрителей Мастер спорта В. ШАХВЕРДОВ готовились и проходили. Некоторыми впечатлениями мне хотелось бы поделиться с читателями журнала «За рулем». За три дня до гонок были проведены три тренировки, одна из них — под проливным дождем, По времени прохождения одного круга определяли место гонщика на старте. Часть спортсменов, неоднократно участвовавшая в этих гонках, не была на тренировках. Они прибыли на своих автомобилях в последний вечер, накануне соревнований. Автомобили имели сзади двухколесные прицепы с надписями, рекламировавшими размещенные в них гоночные автомобили и мотоциклы. Несмотря на то, что первый старт был назначен согласно расписанию на 13 часов, уже в9 часов на Олимпийском стадионе машины подверглись беглому техническому осмотру. Никаких предварительных техосмотров не проводилось. Старты давались для мотоциклистов всех классов с заглушёнными двигателями, для автомобилей — с работающими. Участники соревнований должны были являться на старт за 5 минут до указанного времени; опоздавшие не допускались к гонкам. На гонки в Финляндию съехались спортсмены 11 стран. Здесь были не только европейцы, но и гонщики Австралии и Южной Африки. Мотоциклисты выступали в трех заездах: в классе до 350 см 3 , до 500 см 3и на мотоциклах с колясками. Автомобилисты участвовали также в трех заездах, но для них давалось пять стартов. В первом заезде сначала стартовало 8 автомобилей Грантуризма в классе до 2000 см 3 , а затем через 5 секунд — 3 таких же автомобиля в классе свыше 2000 см 3 . Во втором заезде приняли старт 17 гоночных автомобилей III формулы (класс до 500 см 3 ). Третий заезд включал два старта — для спортивных автомобилей класса до 2000 см 8и через 5 секунд для таких же автомобилей класса свыше 2000 см 3 . В каждом классе лидеры проходили 25 кругов (что составляло 50 км), после чего финишировали и все остальные гонщики, независимо от количества пройденных ими кругов. Средние скорости, показанные участниками на лучших машинах, если учитывать размеры и сложность трассы, следует признать очень высокими. Они составили: на мотоциклах с колясками (до 500 см3) .«Нортон» — 103 км/час и БМВ — 99 км/час; на автомобилях Грантуризма класса до 2000 см 3 «Порше Каррера» — 104 км/час и класса свыше 2000 см 3 «Феррари 250 ГТ»—106 км/час, «Мерседес-Бенц 300 СЛ» — 103. км/час; на мотоциклах класса до 350 см 3 «Нортон» — 110 км/час; на гоночных автомобилях III формулы «Купер» — 111 км/час; на мотоциклах класса до 3 500 см БМВ и «Нортон» — 112 км/час; на спортивных автомобилях класса до 2000 см 3 «Мазерати» и «Лотус» — 110 км/час, «Феррари-500 ТР» — 108 км/час и класса свыше 2000 см 3 «Астон Мартин» — 112 км/час, «Фзррари ТР» — 110 км/час, «Феррари-750 Монца» — 109 км/час. Кто же проводит ежегодные гонки «Элеинтарханайо»? Этим занимаются автомобильный и мотоциклетный клубы Финляндии. Они выбирают специальный комитет по организации гонок. Два члена комитета работают с начала января до конца июля. За это они получают некоторое денежное вознаграждение. На переговоры с гонщиками разных стран у них уходит обычно 2—3 месяца. Остальные члены комитета, занятые в период гонок, работают бесплатно. В многочисленных программах, выпущенных перед гонками, помещены списки участников, дано расписание стартов, указаны размеры денежных премий, суммы стартовых и другие сведения, интересующие участников соревнования и зрителей. Продажу билетоз на-15