l**^J£4Lt>£4*Mk4>ФРАНЦУЗСКИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯВо Франции ведутся интенсивные работы по созданию электронных систем, могущих заменить обычные системы зажигания, применяемые сейчас в автомобильных двигателях. Эти работы непосредственно связаны с разработкой конструкций гоночных и спортивных автомобилей (поскольку при повышении числа оборотов двигателя выше 8000 в минуту обычная система зажигания становится неэффективной), но имеют также актуальное значение для развития современного двигателестроения вообще. Французским инженером Гио разработана система зажигания, работающая на триодах, без прерывателя. Основное ее отличие от обычного зажигания состоит в том, что подаваемый в свечу переменный ток высокой частоты вызывает ионизацию газов еще до возникновения искры, причем вспышка в цилиндре происходит фактически не от запала искрой, а в результате молекулярного удара при ионизации. Высокая частота тока обеспечивается применением электронного мультивибратора, содержащего триоды, которые могут поглощать относительно высокую мощность. Питается мультивибратор постоянным током от 12-вольтовой батареи; переменный ток, который он вырабатывает, имеет примерно такое же напряжение, но высокую частоту. Вместо прерывателя обычного типа в системе имеется импульсатор, выполненный в виде металлической крестовины, которая вращается в постоянном магнитном поле и за один свой оборот создает два импульса. Эти импульсы и действуют на мультивибратор, питающий в свою очередь переменным током не обычную катушку зажигания, а специальный трансформатор, который подает ток высокого напряжения к свечам; распределение тока между свечами обеспечивается вращающимся ротором трансформатора. Автоматическое опережение зажигания осуществляется не специальным механизмом с центробежным (либо вакуумным) регулятором, как обычно, а электрической цепью двухфазного тока, включенной между импульсатором и мультивибратором; она отрегулирована так, что обеспечивает точное опережение зажигания по заданной кривой. В другой электронной системе зажигания, разработанной фирмой «Дюселье», механический прерыватель сохранен, но для того чтобы облегчить условия его работы и увеличить срок службы, к нему подключается триод. Питание системы осуществляется от батареи;поступающий от нее ток преобразуется в электронном генераторе колебаний в ток постоянного напряжения 300 вольт, который непрерывно поступает в конденсатор, обеспечивая его зарядку. Разряд конденсатора, направленный в катушку небольшого размера, вызывает в ней напряжение до 20 000 вольт; этот ток высокого напряжения и поступает в свечу. Поскольку конденсатор находится постоянно под зарядкой (разрядка происходит в весьма короткие отрезки времени), постольку и зажигание обеспечивается безотказно на всех режимах работы двигателя. Опережение зажигания в этой системе обеспечивается обычным центробежным регулятором.НОВЫЕ ДАННЫЕ О «ВСЕЯДНОМ» ДВИГАТЕЛЕ ДАЙМЛЕР-БЕНЦВ немецкой печати опубликованы новые сведения о выпускаемом фирмой «Даймлер-Бенц» (ФРГ) «всеядном> двигателе, который может работать на любом жидком либо газообразном топливе (в том числе и на высокооктановом бензине, если он содержит не более 0,08 проц. свинца). Двигатель работает по циклу дизеля, имеет специальную форкамеру. Высокая температура, достигаемая в форкамере при сжатии, обеспечивает очень быстрое воспламенение любых углеводородных соединений, а также полное устранение явлений детонации при работе на легких топливах. Повышение давления с помощью мощного компрессора способствует хорошему соединению топлива с воздухом в цилиндрах, что позволяет форкамерному дизелю работать с коэффициентом избытка воздуха 1,2. Повышение температуры сжатия в форкамере достигнуто за счет увеличения степени сжатия, что повлекло за собой необходимость применения особых высококачественных материалов для изготовления форкамеры, клапанов, прокладок головок цилиндров и калильных свечей. Кроме того, в двигателе предусмотрены электрическая бензопомпа (в связи со склонностью бензина к испарению), впрыскивающий насос для подачи тяжелого топлива и двойной фильтр для всех сортов топлива. Новый «всеядчый» двигатель будет выпускаться серийно, трех типов (все три — шестицилиндровые). Двигатель модели ОМ 321 с рабочим объемом цилиндров 5,5 ли степенью сжатия 26:1 развивает мощность 100 л. с. при 3000 об/мин; двигатель модели ОМ 315 с рабочим объемом 8,28 ли степенью сжатия 23:1 развивает мощность 145 л. с. при 2100 об/мин. И, наконец, двигатель ОМ 326 с рабочим объемом 10,8 ли степенью сжатия 23:1 развивает мощность 150 л. с. при 2000 об/мин. При лабораторных исследованиях двигатели с равным успехом работали на различных сортах топлива, в том числе и высокооктановом бензине. В последнем случае, однако, возникала детонация, которую удалось ликвидировать повышением конечной температуры сжатия. При работе на всех видах топлива давление сгорания (на индикаторных диаграммах) поднималось не менее чем до 80 атм. Дальнейшие дорожные испытания не только подтвердили результаты лабораторных исследований, но и показали, что двигатели серии ОМ могут работать как на ароматическом карбюраторном топливе, так и на... смазочном масле (либо на смесях топлива и масла). Двигатель хорошо запускается в холодном состоянии и достаточно эластично реагирует на изменение нагрузки.Постоянна ток I? 6ЗлектшныйМеханический прерыбатель # уКотишкаПоследней новинкой в этой области является система,, имеющая «коммутатор импульсов» и мощный электронный усилитель, непосредственно питающий катушку зажигания. Коммутатор импульсов представляет собой металлическую крестовину, насаженную на вал, соединенный с распределительным валиком двигателя. Поскольку крестовина вращается с той же скоростью, что и распределительный вал, она (в случае четырехцилиндрового двигателя) дважды пересекает за один оборот постоянное магнитное поле, посылая соответствующие импульсы в электронную цепь. Здесь импульсы преобразуются в сигналы, продолжительность которых точно соответствует времени возникновения тока в катушке зажигания, и усиливаются во много раз мощным электронным усилителем, непосредственно питающим катушку. Благодаря тому, что время возникновения тока в катушке весьма незначительно, искра в свече имеет постоянную мощность, независимо от режима работы двигателя. Так, четырехцилиндровый двигатель с описанной системой зажигания устойчиво и надежно работает при режиме 10 000 об/мин и выше. Изоляция свечей не претерпевает при этом никаких изменений, поскольку сообщаемый свечам импульс имеет продолжительность в несколько тысячных долей секунды; это очень благоприятно отражается на сроке службы свечей, Как сообщает журнал «Л'аутомобиль», электронное зажигание, кроме повышенной эффективности и надежности работы двигателя на высоких оборотах, обеспечивает снижение расхода топлива при этих оборотах до 10—15 процентов.МИКРОЛИТРАЖНЫЙ СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ «ТИГл мае этого года завод в Регенсбурге (ФРГ) сообщил о начале серийного производства четырехколесных микролитражных спортивных автомобилей, построенных по проекту инженера Фрица Фенда, на базе выпускающейся трехколесной мотоколяски «Мессершмидт». Этот двухместный автомобиль, получивший наименование «Тигр-500», развивает скорость до 140 км/час, что является необычно высоким показателем даже для класса спортивных малолитражных автомобилей серийного производства. На автомобиле установлен двухцилиндровый двигатель «Закс»5 с рабочим объемом цилиндров 500 см , имеющий принудительное воздушное охлаждение. Двигатель развивает мощность 24,5 л. с. Коробка передач — четырехступенчатая, тормоза — гидравлические. Сухой вес автомобиля — 320 кг. Его габаритные размеры: длина — 2860 мм, ширина — 1110, высота — 1400 мм.ПОДЗЕМНЫЙ МНОГОЭТАЖНЫЙ ГАРАЖВ Базеле (Швейцария) пущен Е эксплуатацию автоматизированный подземный многоэтажный гараж, вмещающий 774 легковых автомобиля. Установка их в боксе и возвращение владельцу полностью автоматизированы. После того как автомобиль въезжает в приемную камеру. к нему подходит лифт. Из него выкатываются приемные салазки. На них автомобиль подается в лифт, который, перемещаясь по вертикали и горизонтали на уровне ячеек боксов гаража, подвозит и выгружает автомобиль в бокс. Возвращение автомобиля осуществляется аналогичным способом. Перед въездом в приемную камеру автомобиль в обязательном порядке проходит мойку и чистку, обдувается для обсушки теплым воздухом и, по желанию клиента, может быть направлен на профилактику, либо, минуя ее, — прямо в приемную камеру. Автоматизация управления осуществляется с помощью 3500 реле, которые соединены между собой ис приводными механизмами электропроводкой. Кроме гаража-стоянки, профилактория и административного помещения (для оформления документов по приемке-выдаче автомобилей), в комплекс постройки входит большой наземный ресторан и гостиница. Общая длина всего комплекса — 56 м, высота — 21,5, ширина20 м. Строительство его продолжалось более 5 лет. При всех удобствах хранения автомобилей в таком гараже следует отметить значительную дороговизну каждого места стоянки: за 2 часа взимается 1 швейцарский франк (примерно 1 рубль).20