В. Генералов, Н. Соколов, Н. Селиванов, В. Говоровский, А. Разоренов, А. Лиханов и др. Это вносило в соревнования какой-то элемент «лотереи» спортивного счастья и создавало впечатление, что главным союзником победителей являлись... неисправные мотоциклы их наиболее сильных соперников. Важнейшей особенностью розыгрыша первенства СССР 1958 года является то, что он был проведен в два тура, на двух шоссейно-кольцевых трассах — ленинградской и таллинской. Наша мотоциклетная общественность надеялась увидеть в этом зародыш новой формы организации соревнований по принципу чемпионатов, который, как известно, является основным в практике ФИМ и многих национальных союзов мотоспорта за рубежом. Розыгрыш первенства в нескольких этапах способствует популяризации мотоспорта, росту мастерства спортсменов, более полному выявлению их способностей и устранению элемента случайности при определении чемпионов. К сожалению, этот принцип не нащел себе достаточно ясного выражения в соревнованиях на первенство СССР 1958 года. Гонки в Ленинграде были, по существу, лишь предварительными, отборочными и лишили очень многих достойных спортсменов возможности проявить себя лучшим образом в дальнейшей борьбе за улучшение своего турнирного положения. Не следовало ли бы организовать розыгрыш первенства СССР 1959 года хотя бы в трех турах, проведя, разумеется, предварительную подготовку? И, наконец, несколько слов о подготовке к этим соревнованиям спортсменов в автомотоклубах ДОСААФ. За исключением частного (и весьма скромного!) успеха Л . Трацевской и В. Волчкевича с колясочником Б. Филипповым, занявших 4-е место в классе 750 смз, все остальные досаафовцы оказались в роли «аутсайдеров». На первых "же кругах в Таллине сошли с дистанции мастера спорта И. Астафьев, В. Цветков и В. Говоровский, не вышел на старт Л. Раков, плохо выступали И. Нестеров, В. Федоров, В. Тягуненко, Г. Иванова, а остальные отсеялись еще на первом этапе соревнований. Среди призеров первенства СССР 1958 года нет ни одного досаафовца! Не заставит ли этот прискорбный факт серьезно призадуматься некоторых руководителей (тт. Телегина, Килимиченко и др.) над тем, как ведется в клубах нашего Общества подготовка спортсменов и техники к ответственным соревнованиям? Ю. КЛЕМАНОВ.ПОБЕДА БОРИСА САМОРОДОВАКогда свисток судьи известил об окончании первого тайма футбольной встречи, дружно зарокотали мотоциклы. Начались мотогонки по гаревой дорожке на Большой приз Центрального стадиона имени В. И. Ленина и приз Центрального автомотоклуба ДОСААФ . В прошлых гонках по гаревой дорожке, впервые проведенных в нашей стране, уфимец Борис Самородов отстал от победителя соревнований мастера спорта москвича Виктора Кузнецова всего на несколько очков. Эти основные претенденты на первое место встретились в одиннадцатом заезде. Сочетая высокое мастерство и смелость, Самородов вырвался вперед и первым закончил дистанцию. Так же блестяще он выступил ив остальных заездах. В финале Самородов снова подтвердил свое мастерство и завоевал Большой приз Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Вторым был В. Кузнецов, третьим — рижанин Э. Крузе. На следующий день разыгрывался приз Центрального автомотоклуба ДОСААФ . Уфимский гонщик и на этот раз оказалсяНа снимке (слева направо): победители соревнований а гаревой дорожке В. Кузнецов, Б. Самородов, Э. Крузе. Фото Н. ВОЛКОВА. сильнейшим. Второе место занял тоже представитель Уфы Н. Чернов, третьим финишировал В. Кузнецов. Несколько слов о других участниках гонки. Заслуженно аплодировали зрители рижскому спортсмену Э. Янсону, который, несмотря на падение, нашел в себе силы продолжать гонку и добился высокого результата, виртуозную езду на мотоцикле показал москвич В. Терентьев. Неоднократный чемпион Тбилиси и Грузии по ипподрому мастер спорта Б. Сухишвили выступал, пожалуй, излишне рискованно. Это привело к поломке мотоцикла.Желаю успеха советским гонщикамМотоциклетные гонки на гаревой дор ожке являются одним из самых популярных видов спорта во многих странах. Зрители получают от этого зрелища большое удовольствие. В то же время участие в гонках требует от спортсменов большого мастерства и напряжения. Советские гонщики только начинают культивировать этот вид спорта. Их первые выступления на гаревой дорожке Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках проводились на мотоциклах «ЭСО» чехословацкого производства. Хочется сказать несколько слов об этих машинах. Мотоциклы «ЭСО» (500 смЗ) специально сконструированы для гонок на гаревой дорожке. В целях максимального снижения веса («ЭСО» весит лишь 82 кг ) конструкторы сняли с машины • се, что было возможно. На мотоциклах нет тормозов. £ак для горючего рассчитан всего на один — полтора заезда. Мощность двигателя достигает 45 л. с. при 8500 оборотах в минуту. Степень сжатия 1 : 14. В качестве горюч чего используется только метиловый спирт. Максимальная скорость — 170 км/час. Для достижения наилучшей динамики передаточное число должно равняться 9,5—9,7. Оно зависит от длины круга дорожки, ее состояния, а также собственного веса гонщика. На тренировках и соревнованиях двигатель мотоцикла испытывает очень большую нагрузку, поэтому сроки его жизни намного меньше, чем у других бензиновых двигателей, у которых степень сжатия составляет примерно 1:7. Для нормальной работы мотора нужны свечи, калильное число которых 280—300. Машины требуют тщательного ухода. Хотя мотогонки по гаревой дорожке проводились в Советском Союзе впервые, их результаты можно считать хорошими. Для того чтобы советские спортсмены смогли быстрее принять участие в международных соревнованиях, они должны как можно больше тренироваться, научиться чувствовать двигатель, настойчиво изучать технику и тактику езды. И если при этом будут построены дорожки с нормальными габаритами по ширине (9 м на прямой и 12 на поворотах), то езда станет значительно более безопасной для гонщиков и интересной для зрителей. Необходимо, чтобы на тренировках были учтены наиболее часто встречающиеся недостатки. Некоторые гонщики,например, мало используют наклон туловища вперед не только на старте, но и при движении на прямой. Иногда участники стартуют на первой скорости, тогда как это лучше делать на второй. Бывает и так, что на виражах спортсмены совершенно закрывают газ. Как показывает опыт, целесообразнее лишь немного сбрасывать его. Участники первых гонок продемонстрировали большую смелость и волю к победе. Поэтому и результаты их улучшались со дня на день. Могу с полной уверенностью сказать, что в ближайшее время советские спортсмены станут одними из лучших. Хочется особо сказать о таких гонщиках, как В. Кузнецов, Б. Самородов, В. Терентьев, А. Дежинов, Э. Крузе, Г. Плешаков, Н. Чернов, С. Старых. Все оии могут войти в состав команды для международных встреч. Я очень рад, что мне довелось приехать в СССР, встретиться с советскими гонщиками и даже оказать им посильную помощь. Буду внимательно следить за их дальнейшим спортивным ростом. Желаю им больших успехов! Франтишек ФИАЛА, тренер Центрального автомотоклуба Чехословакии.17