Удачей Ижевского мотоциклетного завода явилась модификация мотоцикла ИЖ-58ш. Двухцилиндровый двигатель этого мотоцикла с двухканальной продувкой развивает мощность 35 л. с. при 6500 об/мин. и степени сжатия 9. Вес мотоцикла всего 135 кг. Заводские гонщики, участвовавшие в соревнованиях в классе машин до 500 смз, заняли в Ленинграде первое место (Л. Кубасов — 100,77 км/час) и в Таллине второе (В. Медведев — 108,87 км/час). Лучшего результата на таллинской трассе достиг в этом классе мастер спорта В. Платыч, стартовавший на мотоцикле М-52с. Достигнутая им средняя скорость 110,46 км/час и скорость на лучшем круге 112,07 км/час выше, чем у финна Т. Нурми На английском мотоцикле «Нортон». Нурми за месяц до этих соревнований развил среднюю скорость 107,12 км/час, а скорость на лучшем круге—110,04 км/час. Хорошие машины в классе до 500 смЗ с коляской подготовил к первенству СССР Ирбитский мотоциклетный завод. Заводские гонщики заняли в Ленинграде второе и третье места, а в Таллине первое и третье. Новые чемпионы СССР А. Лукьянов и колясочник В. Худорожков на таллинской трассе развили среднюю скорость 101,12 км/час, а на лучшем круге — около 104 км/час. Вызывает сожаление, что Ковровский мотоциклетный завод не подготовил к первенству мотоциклы перспективного класса до 175 смз с четырехступенчатой коробкой передач. На соревнованиях в Ленинграде в этом классе участвовало только 5 мотоциклов, а в Таллине — 3. Результаты, показанные на них гонщиками, были весьма посредственными: ниже, чем у чемпиона СССР в классе машин до 125 смз. Следует отметить, что некоторые гонщики к механики недостаточно тщательно готовят мотоциклы к соревнованиям. В результате, часть спортсменов сошла с дистанции из-за мелких и досадных неисправностей мотоциклов, например изза поломки замка цепи, пробитой прокладки головки цилиндра, потери пробки крышки газораспределения, потери педали переключения передач и т. д. В заключение необходимо бросить упрек ЦКБ мотоциклостроения, которое недостаточно занимается гоночными мотоциклами, уделяет мало внимания их доводке. Работники ЦКБ накопили достаточный опыт в создании гоночных мотоциклов. Вот почему общественность вправе потребовать теперь от них совершенствования конструкции машин, с тем чтобы советские гонщики смогли достойно защищать честь отечественного мотоспорта в международных соревнованиях. Досаафовцы мастера спорта В. Волчкевич и В. Филиппов (колясочник) на таллинской трассе.„СЮРПРИЗЫ" ТАЛЛИНСКОЙ ТРАССЫк огда П. Густель и X. Ааз завершали на мотоцикле 750 смз с колясной 19-й круг, они увидели на щите у боксов своей команды, где обычно указывается количество оставшихся кругов, не цифру 1, к ак полагалось, а... нарисованную впопыхах медаль чемпиона СССР. Механики, несколько предвосхищая события, решили таким своеобразным способом порадовать одноклубников. И действительно, пройдя 20-й круг без «происшествий», эстонские гонщики успешно финишировали на таллинской трассе, а поскольку в Ленинграде — на первом этапе розыгрыша первенства СССР по шоссейно-кольцевой гонке — они заняли второе место, то теперь по сумме очков стали чемпионами СССР. Совсем иначе развивались события в тонне на мотоциклах класса 500 смз с колясками. Хотя и здесь после 19 пройденных кругов впереди были эстонские гонщики мастера спорта В. Плоом и В. Сууркууск (занявшие к тому же первое место на ленинградском этапе соревнований), никто из зрителей или одноклубников не рисннул поздравить их таким же способом, к ак Густеля и Ааза. Дело в том, что на трассе разгорелась острейшая борьба, исход которой невозможно было предопределить вплоть до последних секунд состязания. Начиная с 12-го круга эстонцы и занявшие в Ленинграде второе место ирбитчане А. Лукьянов и В. Худорожков находились все время на расстоянии нескольких метров друг от друга, то захватывая лидерство на трассе, то снова уступая его. После 19 кругов впереди оказались В. Плоом и В. Сууркууск. Последний круг! Обе машины развивают очень высокую скорость, они нередко выравниваются друг с другом и идут «голова в голову», что нелегко и небезопасно на таллинской трассе, изобилующей крутыми поворотами. Нервы зрителей напряжены до предела: кто же первым пересечет финишную черту? Из-за поворота Кальмисту соперники появились почти одновременно. Только уже на последней прямой стало ясно, что небольшое преимущество имеют А. Лукьянов и В. Худорожков. Они опередили победителей ленинградского этапа лишь на 0,3 секунды, но этого было достаточно, чтобы завоевать общее первое место, т аккак по условиям соревнований при равенстве очков предпочтение отдается победителям таллинской трассы. Счастье улыбнулось ирбитчанам еще раз, когда техническая комиссия осматривала после гонки их машину. Оказалось, что в баке осталось едва ли... 100 граммов бензина, и будущим чемпионам, следовательно, угрожала опасность остановиться где-нибудь неподалеку от финиша «для заправки». Кстати сказать, такая беда случилась в этих соревнованиях с другим гонщиком — мастером спорта А. Дроновым, который выступал на мотоцикле класса до 125 смз. Он шел все время на третьем месте и имел реальные шансы получить бронзовую медаль. Однако из-за нехватк и бензина был вынужден заканчивать дистанцию «пешком», катя перед собой мотоцикл. Чемпионом СССР в этом классе стал мастер спорта А. Васин. Победитель ленинградского этапа, он и здесь убедительно продемонстрировал свое превосходство, лидировав с первого до последнего круга. , В соревнованиях женщин победительница первого этапа в Ленинграде, заслуженный мастер спорта И. Озолина, уступила лидерство Н. Сусовой и пришла к финишу второй; этого, однако, было достаточно для получения Озолиной звания чемпиона СССР, т. к. главная ее соперница мастер спорта Э. Нугис, завоевавшая в Ленинграде второй приз, плохо прошла дистанцию. Следует отметить хороший результат мастера спорта досаафовни Л. Трацевсной, занявшей 4-е место.К„В гонке на мотоциклах. в классе 250 смз многие ожидали увидеть победителем мастера спорта досаафовца В. Говоровского, тем более, что его основной конкурент Н. Селиванов на первом же круге сошел с дистанции из-за неисправности мотоцикла. Однако вскоре та же участь постигла и Говоровского, и Цветкова, и Лепика, и других. В результате первым на финише оказался мастер спорта Б. Агапитов, которому звание чемпиона СССР не было присуждено из-за невыполнения установленных нормативов скорости. Не говорит ли все это о том, что конструнторам и работникам мотоциклетной промышленности следует обратить особое внимание на совершенствование мотоциклов 250 смЗ? В классе мотоциклов 350 смз победитель ленинградского этапа соревнований мастер спорта Н. Соколов, уверенно лидируя первую половину дистанции, неожиданно прекратил борьбу из-за неисправности мотоцикла. Этим и воспользовался его одноклубник Б. Иванов, который прошел дистанцию с рекордной скоростью до конца и стал чемпионом СССР. Но подлинным героем гонки был ленинградец А. Равальдини, показавший высокий класс езды. Только за один круг он сумел, например, переместиться с восьмого на четвертое место, а затем, после короткой схватки с мастером спорта В. Юдиным, вышел на второе место, которое и удержал до конца соревнований. Почти одновременно стартовали и гонщики, выступавшие на мотоциклах класса до 500 смЗ. Мастер спорта досаафовец Г. Сталгис занял на первом этапе соревнований в Ленинграде второе место. Он и таллинскую трассу прошел неплохо, подойдя к финишу четвертым. Но в число призеров чемпионата Сталгис таки не попал, поскольку гонна протекала довольно своеобразно: ленинградский победитель мастер спорта Л . Кубасов «пропустил» впереди себя В. Платыча и В. Медведева, занявших в Ленинграде соответственно четвертое и третье места. В результате у них оказалось по 5 очков, что не помешало, разумеется, Л. Кубасову, оставшемуся третьим, получить в общем зачете высокое звание чемпиона СССР. Снорость, показанная обоими победителями таллинской трассы в 1958 году, значительно превосходит прошлогоднее ренордное достижение А. Промета (107,0 км /час). Остается только пожалеть, что В. Платыч и В. Медведев так сравнительно неудачно выступили в Ленинграде — даже рекордный результат в Таллине оказался недостаточным для того, чтобы «исправить» положение.Фото Ю. КЛЕМАНОВА.Итак, первенство СССР по шоссейнокольцевой гонке 1958 года разыграно. Новые чемпионы увенчаны лаврами победителей, спортсмены, механики, конструкторы, судьи и руководители мотоспорта подводят итоги большой и упорной работы по подготовке и проведению этих ответственных соревнований. Каковы же итоги? Первое, что бросается в глаза, — почти полное обновление состава чемпионов. Это было бы, разумеется, весьма отрадным фактом, если бы победа пришла к молодым спортсменам в результате упорной борьбы со старыми чемпионами, выявила бы подлинный рост их тактического и технического мастерства. К сожалению, такой вывод сделать трудно, поскольку слишком большую, почти доминирующую роль в этих соревнованиях играла порой «голая техника», т. е. непредвиденный выход мотоциклов из строя по причине технической неисправности. Достаточно сказать, что «жертвами» этого явились такие отличные гонщики, неоднократные чемпионы страны и заслуженные мастера спорта, к ак В. Кулаков, Е. Косматое, В. Пылаев, Н. Севастьянов, Ю. Степанов, прошлогодние чемпионы Ф. Лепии, Б. Панферов, ленинградские призеры16