см*, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ГОНОЧНЫЕ до 250были представленные в соревнованиях, новыми конструкциями ЦКБ мотоциклостроения и Ижевского мотоциклетного завода. Это С-254 (см. «За МО ТОЦИНЛЫ рулем» № 4 за 1956 год) и ИЖ-58ш-250 с двухцилиндровым двухтактным двига(К итогамгиоссеИно-кольцевых соревнований на первенство СССР)Инж. л. БАС, судья республиканской категорииервая модель отечественного гоночП1955 году группой С-154 была создана ного мотоцикла в конструкторов ЦКБ мотоциклостроения под руководством С. Иваницкого. Одноцилиндровый двигатель этого мотоцикла, имеющий два верхних распределительных вала, развивает мощность 13,5 л. с. На мотоцикле применена задняя цепная передача, а передняя — шестеренчатая. Ось заднего колеса имеет пружинно-гидравлическую подвеску рычажного типа. Передняя вилка — телескопическая. Вес 92 кг. Уже в 1956 году мастер спорта Н. Михайлов, выступая3 на этом мотоцикле (класс до 125 см ), завоевал звание чемпиона СССР по шоссейно-кольцевой гонке. Он показал на таллинской трассе среднюю скорость около 95 км/час. Дальнейшим развитием конструкции явилась модель С-155. Двигатель этого мотоцикла — сверхкороткоходный (соотношение хода поршня и диаметра цилиндра значительно меньше единицы). Увеличение диаметра цилиндра и уменьшение развала клапанов до 50° позволило создать более компактную камеру сгорания и увеличить диаметр клапанов. Вес возвратно-поступательно движущихся масс удалось сократить благодаря замене толкателей роккерами, что дало возможность несколько повысить число оборотов коленчатого вала. Все это благоприятно сказалось на мощности двигателя, которая составила 14,5 л. с. К первенству СССР 1958 года ЦКБ подготовило мотоцикл новой модели — С-157. На нем установлен такой же двигатель, как и на модели С-155, но с карбюратором оригинальной конструкции, разработанной ленинградским ЦКБ топливной аппаратуры. Силовая передача и экипажная часть применены от мотоцикла С-154 (с незначительными изменениями). На соревнованиях были представлены все три указанных выше модели гоночных мотоциклов. В первом, ленинградском туре первенства СССР на машинах в классе до 125 см3 старт приняли 20 мужчин. Из них пять — на мотоциклах С-157, один — на С-154, один — на С-155 с опытной пятиступенчатой коробкой передач, а остальные — на К-55с и К-125с. Как и следовало ожидать, гонщики, выступавшие на мотоциклах новых моделей, заняли первые три места. Высокое мастерство вождения, хорошие динамические качества мотоцикла С-157 — все это позволило мастеру спорта А. Васину развить среднюю скорость 94,15 км/час. Среди женщин первое место выиграла заслуженный мастер спорта И. Озолина, единственная из участниц, выступавшая на мотоцикле С-157. На старт второго этапа соревнований,проведенных на таллинской трассе, вышли в этом классе 14 мужчин и 12 женщин. И снова первые места уверенно заняли гонщики на мотоциклах С-157. Средняя скорость, достигнутая чемпионом СССР А. Васиным, превысила 99 км/час. Для сравнения можно привести результат чешского гонщика Паруса, выступавшего месяцем раньше в первенстве Эстонии на мотоцикле «Чезет» и развившего скорость 96,5 км/час. Заслуживает одобрения инициатива отдельных коллективов, построивших двигатели модели С-155 по чертежам ЦКБ, но с изменением некоторых элементов' конструкции. Так, в двигателе, подготовленном Таллинским политехническим институтом (инженер Соодла), упрощен привод газораспределения, повышена жесткость коленчатого вала, изменены профиль кулачков, конструкция поршня, увеличена производительность масляного насоса и др. В двигателе, изготовленном Харьковским автомотоклубом «Трудовые резервы» (заслуженный мастер спорта Э. Лорент), усилен ,шатунно-кривошипный механизм, смазка коробки передач осуществлена под давлением, упрощен привод газораспределения н т. д. Оба мотоцикла не дошли до финиша — у одного оказалось неисправным зажигание, а у второго оборвался поршень. Тем не менее следует надеяться, что их создатели продолжат работу над совершенствованием конструкций. Значительно худшие результаты были достигнуты в классе до 250 смз. В первом туре соревнований лучшая скорость в этом Классе едва-едва превысила скорость, показанную А. Васиным в классе до 125 смз. На таллинской же трассе победитель имел результат хуже, чем у А. Васина. А ведь все мотоциклы классателем. Наиболее массовым является класс мотоциклов до 350 смЗ. На первенстве СССР в нем были представлены мотоциклы С-354 (см. «За рулем» № 2 за 1956 год), ИЖ-54, два новых ИЖ-58ш350 с двухцилиндровым двухтактным двигателем и два С-358. Если в двигателе мотоцикла С-354 диаметр поршня равен ходу поршня, то двигатель С-358 — короткоходный. У двигателей С-358 увеличен диаметр клапанов и уменьшен их развал до 65°. Коленчатый вал собран из четырех частей и установлен на четырех опорах (вместо трех у С-354), а шатунные подшипники скольжения заменены роликовыми. Двигатель развивает сейчас мощность 36 л. с. при 9000 об/мин. На соревнованиях в Ленинграде мастер спорта Н. Соколов, выступавший на мотоцикле С-354, закончил дистанцию первым со средней скоростью 103,45 км/час. Отдельный круг быстрее всех прошел заслуженный мастер спорта Н. Севостьянов — 107,6 км/час. К сожалению, ему пришлось прекратить гонку на восьмом круге из-за деформации вкладыша и заедания шатунного подшипника на шейке коленчатого вала. В Таллине такая же неприятность произошла с мотоциклом Н. Соколова. Этот дефект известен давно и из года в год лишает возможности гонщиков показывать высокие результаты. Неплохо проявили себя экспериментальные мотоциклы модели С-358. Хотя на них выступали впервые, но ленинградец А. Равальдини занял в Таллине второе место, развив среднюю скорость 107Л км/час. Скорость, достигнутая чемпионом СССР мастером спорта Б. Ивановым, составила 109 км/час. Однако машинам этого класса необходимы более высокие динамические качества. Недостаточно высоки динамика и особенно надежность 3 мотоциклов С-555 класса до 500 см , созданных ЦКБ в 1957 году. Выступавшие на них в Ленинграде заслуженные мастера спорта В. Пылаев и В. Кулаков вынуждены были прекратить гонку и отказаться от выступления в Таллине.Перед стартом. Главный судья, судья всесоюзной категории. Герой Советского Союза И. Соловьез беседует с ленинградским гонщиком А. Равальдини. выступавшим на экспериментальном мотоцикле С-358 (класс до 350 смЗ).Фото Б. И РИНИНА .