ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМВосьмой этап розыгрыша первенства мира по автомобильному спорту — XX гонка на Большой приз ФРГ. — состоявшийся на Нюрбургском кольце, проходил в ожесточенной борьбе и озналтеновался рядом новых рекордов трассы и лучшего круга. Трасса соревнований проходила по Северной петле Нюрбургского кольца общей длиной 342,15 км (15 кругов по 23 км). К старту было заявлено 25 автомобилей, в том числе 12 автомобилей I формулы. Присутствовало 120 000 зрителей. Гонку с самого начала повел в очень быстром темпе Стирлинг Мосс (на автомобиле «Ванволл»), преследуемый Майком Гауторном и Питером Коллинзом, выступавшими на автомобилях «Феррари». Уже на втором круге Мосс улучшил установленный в прошлом году чемпионом мира Фанхио рекорд лучшего круга (с 9.17,4 до 9.16.6), а третий круг прошел с еще лучшим временем — 9.09,2, что соответствует скорости 149,6 км/час. На четвертом круге, однако, автомобиль Mecca вышел из строя, и борьба за лидерство Шла между Гауторном и Коллинзом, к которым приблизился также и Тони Брукс, выступавший на «Ванволле». О том, какой напряженной была эта борьба, говорит уже тот факт, что все три гонщика проходили круги в среднем за 9.12,5, т. е. со скоростью, значительно превышавшей прошлогодний рекорд лучшего круга. Гауторн и Коллинз неоднократно шли «колесо в колесо», не желая уступать друг другу лидерство, но на 11-м круге их обоих мастерски обошел Брукс, продолжавший набирать скорость. Для Питера Коллинза это явилось сигналом к бешеной гонке преследования, кончившейся для него трагически. Устремившись за Бруксом и почти не снижая скорости на многочисленных поворотах трассы, он потерпел в конце концов аварию (его машина перевернулась несколько раз) и скончался, не приходя в сознание, в госпитале. Это уже четвертая жертва среди гонщиков мирового «экстракласса» в этом году: незадолго до того погибли Луиджи Муссо (при розыгрыше Большого приза Франции), Пат О'Коннор (в Индианополисе) и Эугенио Кастеллоти. Гауторн между тем не сумел удержать за собой и второго места, так как вскоре его автомобиль вышел из строя. Такая же участь постигла и Шелла. Бера, Боннера, Германа и Алисона, в результате чего к финишу пришли только четыре автомобиля I формулы. Первым был Брукс на «Ванволле», установивший новый рекорд трассы (2:21.15,0, что соответствует скорости 145,4 км/час). Второе и третье места были завоеваны Сальвадори и Тринтнньяном на 2,2-литровых автомобилях «Купер» (см. «За рулем» № 9, стр. 20), которые продолжают весьма успешно участвовать в гонках по I формуле. В гонках на автомобилях II формулы победил новозеландец Мак-Ларен, прошедший ту же дистанцию (15 кругов) на 1,5-лнтровом «Купере» со средней скоростью 139 км/час (2:27.41,3). Это тоже является новым рекордом трассы для автомобилей II формулы. После восьмого этапа розыгрыша первенства мира турнирную таблицу попрежнему возглавляет Майк Гауторн (30 очков). У Стирлинга Мосса — 23.очка, Брукса — 16 очков, Сальвадори, Шелла и Тринтиньяна — по 13 очков. До конца ро- , зыгрыша осталось еще три гонки: на i Большие призы Португалии, Италии и Марокко, во время которых окончательно выявится, кто придет на смену прошлогоднему чемпиону мира Хуану Мануэлю Фанхио, официально заявившему о прекращении своей спортивной деятельности.В европейском континентальном финале мирового чемпионата по скоростной дорожке («Спидвей») была дополнительно проведена решающая гонка между немцем Гофмейстером и шведом Янсоном, набравшими одинаковое количество очков. Победу одержал Янсон. На третьем месте — немец Зейдль, на четвертом — чех Томич, на пятом и шестом — польские гонщики Кайзер и Ткоч. Как уже сообщалось, традиционные автомобильные гонки «Милле-Миглия» (на 1000 миль) не были включены в этом году в розыгрыш первенства мира по спортивным автомобилям и проводились по типу ралли на горных дорогах Северной Италии. Предписанная скорость не превышала 65 км/час. Среди 111 экипажей, принявших участие в этих соревнованиях, победителями оказались итальянцы Тарамацо и Герини.*Победителем «Ралли полуночного солнца» — седьмого этапа розыгрыша первенства Европы по ралли, — проводившегося в Швеции, вышел шведский спортсмен Гунар Андерсон на автомобиле «Вольво». Во Франции на автодроме Монтлери были проведены интересные гонки на автомобилях III формулы, привлекшие лучших гонщиков мира. Дистанция составляла 249 км (30 кругов). Из 24 стартовавших спортсменов 9 были вынуждены сойти с дистанции, среди них был и Стирлинг Мосс, который, однако, успел установить новый рекорд круга — 190.723 км/час. Победил в этих гонках Жан Бера. Второй этап первенства Европы по горным гонкам был разыгран на горе Венту (трасса длиной 21 км с перепадом высоты 1700 м) во Франции и принес победу Жану Бера. В третьем этапе розыгрыша (на участке 12,9 км с перепадом высоты 1000 м) первенствовал Трипе, который на горе Венту остался вторым. По количеству набранных очков впереди пока идет Трипе (28 очков), за ним — Герман (22 очка).КурьезыпрошлогоПЕРВЫЙ В МИРЕ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОБЕГПоздней осенью 1888 года, ровно 70 лет тому назад, состоялась интересная поездка на автомобиле, которую по праву можно считать первым в мире автомобильным пробегом. Один из пионеров автостроения, Карл Бенц, построивший свою известную в истории техники мотоколяску, долго не отваживался выехать на ней за пределы своего родного города Маннхейма. Этот риск решила взять на себя, без ведома изобретателя, его жена Берта Бенц. Вместе с двумя сыновьями, которые, разумеется, были хорошо знакомы с конструкцией машины, построенной их отцом, она предприняла большую поездку в другой город, по сельским дорогам. Поездка была связана с целым рядом технических трудностей. которые с успехом преодолели ее участники. Когда, например, засорилась трубка подачи топлива (это был легкий лигроин). в ход была пущена длинная булавка от дамской шляпы, и машина смогла продолжать движение. Испортившуюся изоляцию центрального электропровода. подводившего ток к свечам, заменили резиновой дамской подвязкой, а первый путевой ремонт машины сделали с помощью одного... сапожника. Дело в том. что после пробега в 20 км износ колодок тормозов достиг такой большой величиПОПРАВКА ВJb6 журнала «За рулем» на стр. 20 Vк заметке «Мотоцикл «Велосетта» ошибочно подверстана фотография другого мотоцикла. Редакция приносит читателям извинение за эту ошибку. ны, что пришлось их сменить, купив у сапожника кусок кожи. Дважды понадобился ремонт приводных цепей, которые так растянулись, что все время соскакивали с колес. Ремонт был осуществлен сельским кузнецом. На подъемах пассажиры выходили из машины и толкали ее руками. Топливо покупалось по пути... в аптеках. Несмотря на все эти курьезы, первый «дальний» пробег Берты Бенц имел немаловажное значение для пропаганды автомобилизма (именно эту цель и ставила перед собой путешественница), а также для дальнейшего развития автомобильной техники. Карл Бенц извлек практические уроки из этой поездки и пришел к выводу о необходимости увеличения мощности двигателя и усовершенствования коробки передач для того, чтобы автомобиль мог преодолевать подъемы. Впоследствии Бенц осуществил эти конструктивные изменения в сноой машине.ИНТЕРЕСНЫЕ ДАТЫ29 октября 1948 года в Москве в честь 30-летия ВЛКСМ был проведен розыгрыш командного первенства по мотокроссу,в котором участвовали спортсмены ДОСАРМа, ВВС, МВО. «Динамо» и других добровольных спортивных обществ. Лучший результат на дистанции 426 км на мотоциклах класса 350 см ' показала команда в составе В. Карнеева, Ю. Короля, А. Абрамова, М. Филина и П. Баранова. В октябре 1924 года на Московском автозаводе АМО (ЗИЛ) началось производство автомобилей АМО Ф-15 грузоподъемностью полторы тонны. 5 октября 1927 года СНК РСФСР утвердил устав всероссийского общества «Автодор». В 1935 году общество было ликвидировано.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), А. А. ВИНОГРАДОВ, А. В. ДЕРЮГИН, Ю. А. ДОЛМАТОВСКИЙ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора1 А. М. КОРМИЛИЦЫН, А. В. МЕШКОВСКИЙ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Оформление И. Л. Марголина Корректор Н. И. Хайло. Художественно-технический редактор Л . В. Терентьева. Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 2 6Д_Тел . К 5-52-24, К 4-60-02. Рукописи не возвращаются. Сдано в набор 12.IX.58 г. Г-43536. Бум. 60X92/8 1,75 бум. л. Тир. 100.000 экз. 3,51®сл.\ печ. л. 7,5 уч.-нзд. л . + 1 вклейка. V*- J Цена номера 3 руб. Министерства обороны Союза Подп. к печ. 17.Х.58 г. Зак. 554 ССР.3-я типография Управления Военного издательства