НАДДУВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГИИ ВЫПУСКНЫХ ГАЗОВ£Ф^е^$4у144б€^МОПЕД С АВТОМАТИЧЕСКИМ СЦЕПЛЕНИЕМИтальянская фирма «Гарелли» выпустила новую модель мопеда, имеющего автоматическое центробежное сцепление и ряд других конструктивных усовершенствований. На машине устанавливается компактный микролитражный двигатель «Москито-38В» с рабочим объемом цилиндров 49 см 3 , весящий всего 7 кг. Максимальная мощность двигателя — 1,8 л. с. Передача крутящего Микролитражный мотоцикл «Гарелли-70>. действует автоматически, при вращении рукоятки управления газом. Новый мопед развивает скорость до 40 км/час, расходует 1,25 литра топлива на 100 км пробега и способен преодолевать подъемы до 7%. На этой машине в рекламных целях была недавно совершена поездка по Сахаре. Опытный спортсмен, имевший с собой более 50 кг багажа, пересек пустыню в течение нескольких дней. Другими интересными новинками той же фирмы являются мопед «Москито-50» с двигателем, развивающим мощность 2я . с , и микролитражный мотоцикл «Гарелли-70> с двигателем мощностью 3,3 л. с. Мопед «Москито-50» имеет трехступенчатую коробку передач, выполненную в одном блоке с двигателем, открытые телескопические амортизаторы и двойное седло. Он развивает скорость до 58 км/час, расходует 1,4 л топлива на 100 км и способен преодолевать подъемы до 20%. На мотоцикле «Гарелли-70» устанавливается, также выполненный в одном блоке с трехступенчатой коробкой передач, микролитражный двигатель с рабочим объемом цилиндров 70 см 3 . Мотоцикл развивает скорость до 75 км /час, расходует 1,7 л топлива па 100 км и способен преодолевать подьемы до 23%. Топливный бак мотоцикла вмещает 12 л бензина, что обеспечивает радиус действия без заправки до 700 км. Мотоцикл снабжен двойным седлом и предназначен, в основном, для туризма и спорта.Двигатель«Москито-38В»момента на колесо осуществляется не через коробку передач, как в старой модели, а с помощью приводного фрикционного механизма, сидящего непосредственно на коленчатом вале и имеющего отсечное приспособление. Автоматическое центробежное сцепление, получившее название «центриматик», монтируется на вале. Оно состоит из барабана с центробежно раздвигающимися внутренними колодками и шарикового механизма свободного хода. СцеплениеВ Германской Демократической -Республике за последнее время получает все большее распространение установка на двигатели грузовых автомобилей компактных компрессоров, для привода которых используется энергия выхлопных газов. Практическое применение таких компрессоров было продиктовано стремлением улучшить разгонную динамику грузовых автомобилей, которые (при эксплуатации ихс полной нагрузкой) нередко мешают правильной организации потока движения на дорогах. Возможности улучшения динамики автомобилей лежат, как известно, на пути повышения мощности двигателя — либо посредством увеличения рабочего объема его цилиндров, либо применением наддува. Поскольку и тот и другой путь связан со значительными трудностями и потерями. Центральное управление автомобильного транспорта ГДР обратилось к конструкторам с предложением найти наиболее рациональное решение вопроса и, в частности, рекомендовало изучить конструкции турбонаддува с помощью выхлопных газов, нашедшие себе применение в авиации. В результате ряд народных предприятий предложил свои конструкции подобных турбокомпрессоров, предназначенных для автомобилей. Перед обычными компрессорами, имеющими механический привод от коленчатого вала, они имеют то преимущество, что на предварительное сжатие воздуха, идущего на сгорание топлива, не затрачивается полезная мощность двигателя, а используется энергия выхлопных газов, которая до сих пор терялась без пользы. Наиболее эффективной является компактная турбокомпрессорная установка «Эберспехер», конструкция которой показана на рисунке, где: 1 — картер компрессора с зарядным колесом (со стороны впуска), 2 — картер турбины с кольцом сопел и турбинным колесом (со стороны выпуска), 3 — картер подшипников с роликовыми .опорами и4 — подвод масла под давлением. Как видно из рисунка, турбокомпрессор «ЭберспеНОВЫЙ СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ «ПОРШЕ»На западногерманском автомобильном заводе Порше, который выпускает, в основном, гоночные и спортивные автомобили среднего литража (гоночные — II формулы, спортивные — До 2 л), недавно создана новая модель автомобиля. Она является дальнейшим развитием известной конструкции автомобиля «Порше-Слайдер», на котором за последнее время были одержаны многие победы в международных соревнованиях, и поэтому представляет особый интерес. На машине сохранен двигатель той же конструкции, но с несколько увеличенным рабочим объемом цилиндров (1,6 литра), развивающий мощность 150 л. с. при 7200 об/мин. (Полуторалитровый двигатель «Порше» имел мощность 142 л. с. при том же числе оборотов). Основные конструктивные изменения произведены в шасси автомобиля: значительно облегчена рама, выполненная в виде центральной трубы с решеткой, усовершенствована передняя ось. снижен центр вращения маятниковой подвески задней оси и т. д. На машине установлено центрально расположенное рулевое управление с равьоплечими поперечными рулевыми тягами и новая пятиступенчатая коробка передач с картером туннельного типа. На тормозных барабанах предусмотрены косо установленные ребра, весьма способствующие интенсивному отводу тепла от тормозов. Значительно улучшена подвеска передних и задних колес. В результате ряда конструктивных мероприятий вес машины удалось снизить до 520 кг; вместе с увеличением мощности двигателя это дало значительное повышение максимальной скорости автомобиля (данные о скорости не приводятся).ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ЩУП ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ МАСЛАЗа рубежом находит все большее применение простой и удобный пневматический щуп для проверки уровня масла в картере двигателя, позволяющий производить контроль, не вынимая щупа и не обтирая его концами (см. рисунок). Благодаря наличию в полом щупе отверстия, расположенного на определенной высоте, соответствующей минималь-. ному уровню масла, можно быстро определить, достаточно ли масла в картере или требуется его долить. Для этого надо лишь, как показано на рисунке, нажать на прозрачную «грушу», которая легко надевается на верхний конец щупа. Если после нажатия в груше появляется масло, то это значит, что отверстие щупа погружено в масло и уровень масла вполне достаточный. Отсутствие масла в груше говорит о том, что уровень масла спустился ниже уровня отверстия, т. е. ниже нормального.хер» выполнен со свободным расположением турбинного колеса, т. е. опора его осуществляется в центральном картере с помощью роликовых подшипников, система смазки которых подключена к общей системе смазки двигателя. Вход засасываемого воздуха осуществляется центрально (по оси), а выход — тангенциально, в то время как выпускные газы поступают в турбину тангенциально (о помощью направляющего патрубка) и выходят из нее в осевом направлении. Благодаря хорошей смазке подшипников и удачному подбору материалов турбокомпрессор, к ак показали эксплуатационные испытания, работает надежно при самых высоких оборотах и имеет достаточно длительный срок службы. Снижен также до минимума и шум, который обычно создают высокооборотные компрессоры, По данным журнала «Крафтфарцойгтехник», применение турбокомпрессоров «Эберспехер», использующих энергию выхлопных газов, позволяет повысить мощность двигателя на 30—40 процентов и снизить удельный расход топлива на 5—15 процентов. Монтаж таких турбокомпрессоров на двигатель, по сравнению с механическими компрессорами, гораздо проще, так как не требуется специальный привод. Чаще всего турбокомпрессоры монтируются на уже существующие двигатели, но одновременно на ряде предприятий начато проектирование двигателей с встроенными турбокомпрессорами.20