ЗАБОТЫ ДЕДА СТАРТЕРКИНА...Дверь редакции неожиданно распахнулась, и в комнату вошел старичок в непромокаемом плаще, глубоких галошах и широкополой рыжей шляпе. Он был невысок, сед. На кончике носа висела прозрачная капля дождя. Всем своим видом дед говорил о том, что пришел он не так просто «покалякать», а по важному срочному делу. Усевшись в кресло, посетитель отрекомендовался: — Сторожем я при автомотоклубе состою. Хвалиться не хочу, а начальник говорит, что я — его рука правая. Ты, говорит, дед у нас, как стартер,—всему заводила. И прилипло. Так и прозвали дедом Стартеркиным. Ну, а я не обижаюсь: стартер у машины — вещь полезная. Немного помолчав, он продолжал: — Служба моя потому нравится, что со многими людьми сводит. Кто из города приедет, кто на дороге застрянет — к нам за помощью придет. И все со мной по душам поговорят. Много чего мне выслушивать доводится. Иному человеку поможешь, иному посоветуешь только. Ну, а что от моего сочувствия, легче что ли? Вот- и решил сразу всем читателям про автолюбительские заботы да горести рассказать. Дед Стартеркин надел на нос очки и достал из пиджака сложенную вдвое школьную тетрадку. — Я издалека начну. Есть у меня знакомый. Живет он в городе Гадяч, что на Полтавщине, на улице Горького в доме 2, Юзефович его фамилия. Пришлось ему как-то побывать в Москве, заезжал по делам к нам, со мной разговорился. Собирался он тогда мотороллер покупать. А май месяц был. Говорил я ему: не затевай никаких дел в мае — месяц не подходящий. Смеялся, конечно, а получилось и впрямь неладно. Купил «Вятку» ВП-150, да так с самого мая и мается. Дня не проездил — стоп машина. Резина оказалась прелой, даже вулканизировать не взялись. На заводе, откуда его мотороллер родом, люди сознательные: написал—новую резину выслали. Правда, наложенным платежом, 224 рублика выложить пришлось. Это у них гарантия так выполняется. Вместо того чтобы закон, порядок соблюдать и свои грехи бесплатно исправить, решили они коммерцию развернуть. Ну да делать нечего — пришлось заплатить. Через месяц разорвало втулку магдины-маховика, контакты сгорели, катушка зажигания отказала. Составил Юзефович акт, как положено, о тразил эти части на завод. Дело-то ведь ясное: заводской брак. И что бы вы думали? На этот раз на заводе расценки на гарантийный ремонт еще более повысили. Главный инженер там есть — Камазолоз ему фамилия, — так решил: — Хоть мы и виноваты, а все разно гони монету, 350 рублей. Видно, понравилось главному инженеру за свой, заводской брак деньги с покупателей собирать... Стартеркин перелистал свою замасленную тетрадку: — Еще вот расскажу, как житель города Перово (под Москвой) Денисов без вины в виноватые попал. Еду, гозорит, на своем автомобиле по улице Горького, а день жаркий. Остановился воды попить, да чуть штраф не уплатил. На том месте остановка троллейбуса оказалась. А разве маленькую табличку за деревьями увидишь? Нет чтобы ОРУДу подсказать троллейбусным деятелям: так мол и так, товарищи, в Москве почти на каждой улице деревья посажены, тротуары расширены, а вы свои таблички на остановках по-прежнему на стенки домов лепите, не видно их с проезжей части. Но почему-то молчит ОРУД, наверное, не замечает, как наша столица растет и хорошеет. Дед умолк, вытер своим необъятным платком лоб и, аккуратно сложив тетрадку, засунул ее в карман. — Может, хватит на первый раз? У меня такого в запасе много. Вроде дела небольшие, а для людей важные.../В 1-м военном автомобильном училище изготовлен и успешно применяется на занятиях с курсантами электрифицированный стенд, предназначенный для демонстрации действия системы смазки двигателя ГАЗ-51 при различных положениях редунционного, перепускного и предохранительного клапанов. Пользуясь этим стендом, можно наблюдать путь масла при изменении положений как наждого клапана отдельно, так и всех клапанов одновременно. На фанерном щите размером 100x75 см нарисована схема системы смазки двигателя ГАЗ-51 (рис. 1). Путь масла показан стрелками и отверстиями, прорезанными в фанере. На эту же лицевую сторону щита вынесены редукционный 1, перепускной 4и предохранительный 3 клапаны системы смазки и рукоятка 2 крана отключения масляного радиатора. С обратной стороны (рис. 2) щит разделен на две части деревянной перегородкой 5 высотой 60 мм. Кроме того, Деревянными планками отгорожены фильтр грубой очистки 2и пространство 12 для перепуска масла в масляном насосе. Боковая шторна 1 фильтра шарнирно связана с коленчатым рычагом 4 тяги 3 управления перепускным клапаном. Если тяга отведена в сторону, то ноленчатый рычаг повертывается и одновременно с перемещением шарикового клапана поворачивает штору 1. Аналогичное устройство имеет и шарнирно установленная штора' 11, связанная с тягой управления 15, которая через коленчатый рычаг 16 перемещает редукционный клапан. Управление предохранительным клапаном масляного радиатора осуществляется тягой 8, которая с помощью ноленчатого рычага 7 перемещает предохранительный нлапан. Коленчатый рычаг, поворачиваясь вокруг оси, замыкает контакты 9 включателя лампы 13. В этой же цепи, кроме того, имеется выключатель 10, связанный с рукоятной крана отключения масляного радиатора. Путь масла освещается тремя лампочками — 6, 13, 17. Все они включены параллельно и могут быть выключены одним выключателем 14. Стенд окантован по периметру деревянными планками и закрывается с задней стороны фанерным листом, плотно прилегающим ко всем перегородкам. На тягах имеются небольшие вырезы, которыми они фиксируются на шпильках в раме. Рассмотрим работу стенда. При включении в осветительную сеть загораются лампочки 6и 17. Так как редукционный клапан закрыт, а связанная с ним штора 11 находится в вертикальном. положении, то свет не проникает в пространство 12 и путь масла внутри насоса не виден. Перепускной клапан фильтра грубой очистки закрыт, а штора 1 открыта, и свет от лампы освещает путь масла через фильтр грубой очистки. Предохранительный клапан закрыт, И контакты 9 разомкнуты. При таком положении лампочка 13 не горит и не освещает путь масла через радиатор. Это соответствует началу нормальной работы двигателя в холодное время. Но вот масляный насос повысил давление в системе смазки. При этом открывается редукционный нлапан (тягу 15 надо отвести в сторону) и штора 11 повернется в параллельное положение. Свет, прониная в это пространство, освещает путь масла внутри масляного насоса При засорении фильтра грубой очистни открывается перепускной клапан (тягу 3 нужно отвести в сторону). Связанная с ним штора 1 повертывается и закрывает доступ света к фильтру грубоч очистки, вследствие чего путь масла через этот фильтр не виден. Для того чтобы включить масляный радиатор, необходимо повернуть нран масляного радиатора и открыть предохранительный клапан. Поворачивая кран, мы замыкаем контакты 10. Но нчво еще, чтобы замкнулись контакты 9. Для этого отводим в сторону тягу 8, связанную с предохранительным клапаном. Лампа 13 загорается, освещая путь масла через радиатор Инженер-майор А. СВАЛОВЧИТАТЕЛИ СЛ. НЛПъ^*ь&£]с*е>л4*УПОРЯДОЧИТЬ СНАБЖЕНИЕ ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИАвтомотолюбители, живущие в сельской местности и небольших городах, испытывают большие затруднения в снабжении запасными деталями. Не имея возможности достать нужные части на месте, они вынуждены ехать в города, где есть специализированные магазины, или обращаться к услугам частных лиц. На мой взгляд, целесообразно организовать снабжение автолюбителей запасными частями через городские и районные магазины спорткульттоваров, предварительно получив от владельцев автомобилей и мотоциклов заявки на необходимые детали. Такой порядок снабжения позволит удовлетворить потребности автомотолюбителей ив значительной мере закроет путь к спекуляции. И. ГАН, преподаватель сельскохозяйственного техникума. г. Мурманск.12