З АКРЕПИТЬИРАЗВИТЬРЕЗУЛЬТАТЫ СПАРТАКИАДЫСАМОЕ МАССОВОЕ СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ СЕЗОНА: 14.861.000 УЧАСТНИКОВ # НА АВТОМОБИЛЬНЫХ, МОТОЦИКЛЕТНЫХ И АВТОМОДЕЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ ВЫСТУПАЛО 78.000 СПОРТСМЕНОВ # УСТАНОВЛЕНЫ СОТНИ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ РЕКОРДОВ; 35 — ВСЕСОЮЗНЫХ, ИЗ КОТОРЫХ ЧЕТЫРЕ ПРЕВЫШАЮТ МИРОВЫЕ # 400.000 НОВЫХ СПОРТСМЕНОВ-РАЗРЯДНИКОВ, 100 НОВЫХ МАСТЕРОВ СПОРТА # ПЕРВОЕ ОБЩЕКОМАНДНОЕ МЕСТО ЗАВОЕВАЛИ ДОСААФОВЦЫ МОСКВЫ, ВТОРОЕ — УКРАИНЫ, ТРЕТЬЕ — РСФСР.из всех военно-спортивных мероприятий, когда-либо проводившихся комсомолом и ДОСААФ, способствовала привлечению новых сотен тысяч юношей и девушек к занятиям военно-прикладными видами спорта, выявлению наиболее умелых, ловких и смелых спортсменов. В соревнованиях спартакиады принимало участие около 15 миллионов человек, причем в основном виде состязаний — военно-прикладном многоборье, включавшем наряду с другими нормативами и упражнения по ПВО,— участвовало более 7 миллионов молодых спортсменов. По неполным данным, более 400 тысяч участников спартакиады сдали спортивные разрядные нормы, многие из них установили новые областные, краевые и республиканские рекорды. Ряд спортсменов установил всесоюзные и мировые рекорды, более 100 из них выполнили нормы мастера спорта. Интересно привести для сравнения некоторые данные о ранее проводившихся массовых военно-спортивных соревнованиях. Так, например, в первой спартакиаде Общества, проведенной совместно с комсомолом в 1952 году, участвовало всего 1 миллион 400 тысяч человек. Во второй спартакиаде ДОСААФ, состоявшейся в 1953 году, участвовало 2 миллиона 750 тысяч спортсменов, в третьей, которая прошла в 1954 году, — около 3 миллионов 900 тысяч. Первый этап спартакиады 1958 года начался в мае и проходил в комсомольских и досаафовских организациях учреждений, колхозов, совхозов, предприятий и учебных заведений. В этих соревнованиях мог проверить свои силы каждый желающий. Массового охвата соревнованиями первого этапа добились комсомольские и досаафовские организации Армении, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. Организованно, с большим количеством участников прошла спартакиада в Азербайджане, Грузии, Латвии, Киргизии. Многочисленными были соревнования в областях, краях и автономных республиках Российской Федерации, особенно в Краснодарском и Красноярском краях, Московской, Амурской, Воронежской, Горьковской, Ростовской, Свердловской, Тульской, Новосибирской областях, в Башкирской и Удмуртской АССР. Победители продолжали борьбу на районных, городских, областных, краевых и республиканских спартакиадах, которые проходили в июле и собрали до полутора миллионов участников. В финальных соревнованиях участвовало 1100 сильнейших спортсменов по всем видам спорта, входившим в программу спартакиады. По результатам финальных соревнований на 1-е место вышли спортсмены города Москвы, на второе — Украины. На третьем месте спортсмены Российской Федерации. Эти данные не могут не радовать. Они убедительно говорят о том, что при активном участии и помощи комсомола ряды спортсменов ДОСААФ растут день ото дня, что мы располагаем огромными резервами для дальнейшего массового развития военно-прикладных видов спорта в нашей стране. Значительный размах получил на спартакиаде и автомотоспорт. В мотоциклетных соревнованиях участвовало более 74 тысяч спортсменов, в то время как в первом полугодии прошлого года количество участников таких соревнований не превышало 16 тысяч. Знаменательно, что 50 тысяч спортсменов участвовало в мотосоревнованиях, проведенных первичными организациями, около 20 тысяч — в районах и городах. Разнообразные соревнования по мотоспорту стали проводиться значительно шире и чаще. Достаточно сказать, что мотокроссы и соревнования были проведены более чем в 700 районах и городах. Увеличилось и количество автомобильных соревнований. Они были проведены в 60 областях, краях и республиках. Организации ДОСААФ впервые стали проводить соревнования на регулярность движения, так называемые ралли, которые приобретают все большую популярность среди наших спортсменов. Ралли успешно прошли в организациях ДОСААФ Азербайджанской, Латвийской и Эстонской ССР, в Ставропольском крае, Горьковской, Ленинградской, Новосибирской, Челябинской и многих других областях. Свое участие в спартакиаде многие автомотоспортсмены успешно сочетали с большой пропагандистской работой. Комсомольцы и досаафовцы Ленинграда, например, провели семидневный агитационный автопробег по маршруту Ленинград — Псков — Рига — Пярну — Ленинград. Участники пробега побывали в оборонных коллективах многих предприятий, провели беседы об автомотоспорте, обменялись опытом работы. В Латвийской ССР была проведена многодневная автомобильная гонка по районам республики. Комсомольцы и досаафовцы Харькова организовали и провелиГ. ШАТУНОВ,заместитель председателя ЦК ДОСААФакончилась Всесоюзная спартакиада комсомольцев и молодежи по военно-прикладным видам спорта, проведенная Центральным комитетом ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ СССР в ознаменование 40-й годовщины Ленинского комсомола. Прошедшая спартакиада наглядно показала, что военно-прикладные виды спорта приобретают в нашей стране широкий размах, становятся все более и более популярными среди молодежи, способствуют успешной подготовке молодых патриотов к труду и защите социалистической Родины. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют неустанную заботу о развитии всех видов спорта в нашей стране. Большую роль в подготовке и успешном проведении Всесоюзной спартакиады комсомольцев и молодежи по военно-прикладным видам спорта сыграло постановление ЦК КПСС, принятое в ноябре 1957 года в связи с созывом IV Всесоюзного съезда ДОСААФ. Оно определило как одну из важнейших обязанностей оборонного Общества дальнейшее развитие авиационного, автомобильного, мотоциклетного, радиолюбительского и других военно-прикладных видов спорта. Указания Коммунистической партии, изложенные в речи тов. Н. С. Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ, о том, что надо постоянно заботиться о Вооруженных Силах нашей страны, пополнять их лучшей молодежью, давать армии и флоту подготовленных, образованных бойцов, выдвинули перед комсомолом и ДОСААФ новые конкретные требования по улучшению воспитания и физической закалки молодого поколения. Итоги спартакиады, посвященной 40-летию ВЛКСМ, наглядно свидетельствуют о том, что она явилась самым массовымЗ2 автомотопробеги по местам боев на Курской дуге, по историческим местам обороны города-героя Севастополя. Есть все основания сказать, что спартакиада вывела на широкую арену молодой автомодельный спорт. Соревнования автомоделистов были проведены в большинстве союзных республик, в значительной части краев и областей РСФСР. В них участвовало большое количество автомоделистов, многие из которых получили спортивные разряды. В последнее время в связи со спартакиадой автомодельный спорт стал широко распространяться среди школьников. Это, конзчно, вполне закономерное явление. Занимаясь автомоделизмом, юноши углубляют свои знания по физике, механике, электротехнике, постигают язык технического черчения, учатся конструировать, овладевают трудовыми навыками, что весьма содействует решению задачи политехнизации школы, приобщению детей к труду. Успешно развивается, например, автомоделизм в школах Украинской ССР. Во многих областях республики ив г. Киеве •комитеты ДОСААФ и ЛКСМУ провели соревнования школьников-автомоделистов, в которых участвовало более 200 юных конструкторов. Свыше 100 школьников-автомоделистов состязались и на республиканских соревнованиях. Развитию автомоделизма на Украине содействует хорошая инициатива, проявленная многими досаафовскими и комсомольскими организациями, — готовить инструкторов-общественников по автомоделизму из учеников 8—9-х классов в лагерях юных техников. Таким путем в 1957—1958 годах здесь подготовлено 120 общественных инструкторов. Всесоюзная спартакиада комсомольцев и молодежи, посвященная 40-летию ВЛКСМ, не только привела в движение миллионы молодых спортсменов, дала им возможность повысить свое мастерство, но и способствовала дальнейшему укреплению делового содружества между комсомольскими организациями и оборонными коллективами, росту инициативы и самодеятельности досаафовцев. Заметно усилилась агитационно-пропагандистская работа по разъяснению целей, задач и практической деятельности ДОСААФ. Правильно поняв задачи спартакиады, многие комитеты ДОСААФ и автомотоклубы, опираясь на активную помощь комсомольских организаций, сумели использовать ее в целях общего подъема всей работы Общества. Оживилась деятельность значительной части первичных организаций ДОСААФ, выросли новые десятки тысяч общественных инструкторов, созданы тысячи военных и военно-технических кружков, спортивных команд. Общественная инициатива, трудовое участие молодежи помогли ввести в строй большое количество спортивных сооружений. Окрепла и материально-техническая база первичных организаций. Все это вместе взятое способствовало организационному укреплению и росту рядов оборонного патриотического Общества. За первое полугодие 1958 года в ряды ДОСААФ вступило почти в полтора раза больше новых членов, чем за тот же период прошлого года. Среди вступивших в ДОСААФ — более миллиона комсомольцев. При активном участии комсомола на предприятиях, в колхозах и совхозах создано 7 тысяч новых первичных организаций ДОСААФ. Важным практическим результатом спартакиады явилось и то, что во многих областях, краях и республиках уже к1 июля были выполнены планы по военно-массовой работе — подготовлены новые тысячи шоферов, мотоциклистов, радистов, стрелков, парашютистов и других специалистов. Положительное влияние спартакиады на всю деятельность ДОСААФ неоспоримо и весьма ощутительно. Но организации и комитеты Общества не должны зазнаваться и самоуспокаиваться. Сейчас важнейшая задача всех коллективов ДОСААФ состоит в том, чтобы при активном участии комсомольских организаций прочно закрепить достигнутые результаты в расширении массовости военно-спортивной работы. Надо иметь в виду, что достигнутое — далеко не предел. Руководствуясь требованиями IV Всесоюзного съезда Общества, необходимо с каждым годом увеличивать количество спортсменов ДОСААФ, еще шире вовлекать молодежь в военноспортивную работу. Следует так поставить дело, чтобы буквально в каждой организации ДОСААФ, где есть комсомольцы, молодежь, были созданы и работали спортивные команды. Прошедшие финальные соревнования спартакиады показали бесспорный рост мастерства спортсменов ДОСААФ. Однако нельзя забывать, что по некоторым из военно-прикладных видов спорта, и прежде всего по мотоциклетному и автомобильному, мы еще отстаем от достижений лучших за1* Ярубежных спортсменов. Спортивную общественность ДОСААФ не может не волновать тот факт, что за последнее время наши мотоциклисты неудовлетворительно выступали на состязаниях во Франции и Германской Демократической Республике, что некоторые комитеты Общества не уделяют внимания привлечению к занятиям автомотоспортом молодежи, качеству подготовки спортсменов-мотоциклистов и автомобилистов. Из этих и других недостатков следует главный .вывод: Центральному, республиканским, краевым и областным комитетам ДОСААФ надо серьезно улучшать свое руководство автомотоспортом, внимательно прислушиваться к голосу общественности, полнее удовлетворять запросы спортсменов, смелее опираться на опыт масс, более настойчиво растить способную молодежь. Исключительно важную роль в дальнейшем развитии гвтомотоспорта призваны играть самодеятельные спортивные клубы. Разумеется, что к вопросу их создания нельзя подходить непродуманно, не учитывая имеющихся условий. Нужно иметь минимальную материально-техническую базу, подобрать опытные кадры, которые смогут обеспечить необходимый уровень учебно-тренировочной, воспитательной и спортивной работы. Поэтому такие автомотоклубы в первое время следует создавать только там, где хозяйственные и профсоюзные организации выделяют для них необходимые средства, где найдутся подготовленные специалисты, которые сумеют методически правильно организовать их работу. Надо также тщательно продумать и обеспечить систему бесперебойного снабжения самодеятельных автомотоклубов материальной частью, горючим, учебными и наглядными пособиями и другим необходимым имуществом. Нельзя допустить такого положения, чтобы сначала по инициативе местных организацийбыл создан клуб, а потом он в течение длительного времени добивался возможности приобрести мотоциклы, автомобили и т. п. Так можно с первых же шагов скомпрометировать идею самодеятельного автомотоклуба. Разумеется, забота о материально-техническом обеспечении клуба ничего не имеет общего с вредными иждивенческими настроениями, которые имеют место в отдельных организациях. Надо постоянно помнить, что, как и весь спорт в нашей стране, автомотоспорт имеет самодеятельный характер и его успех во многом зависит от инициативы, активности и настойчивости самих спортсменов, от их связей с хозяйственными и профсоюзными организациями. Опыт самодеятельных автомотоклубов на Уралмашзаводе, в г. Лабинске Краснодарского края и многих других показывает, что высоких резупьтатов добиваются только там, где к работе клуба привлечены широкие круги энтузиастов-активистов. Важным условием развития автомотоспорта является также резкое увеличение количества спортивных соревнований в первичных организациях, городах и районах. Особое внимание следует уделить привлечению к участию в этих соревнованиях владельцев собственных автомобилей и мотоциклов. Следует также подумать ио широком развертывании автомобильных и мотоциклетных соревнований на звание чемпиона области, края, республики. Пока, к сожалению, многие наши комитеты ДОСААФ крайне плохо знают людей, из которых при внимательном отношении могли бы вырасти новые мастера автомотоспорта. Всячески развивая автомотоспорт, добиваясь его массовости, повышения мастерства спортсменов, комитеты ДОСААФ призваны постоянно заботиться о совершенствовании воспитательной работы с автомобилистами и мотоциклистами. Надо воспитывать в наших спортсменах чувство дружбы, коллективизма, интернационального братства, высокой дисциплины и культуры поведения. Факты зазнайства, грубости, неправильного отношения к товарищам, недостойного поведения в быту должны выноситься на суд общественности, подвергаться осуждению. Повседневно заботясь о воспитании автомотоспортсменов, о формировании у них коммунистического сознания, социалистического отношения к труду, высоких моральных и волевых качеств, комитеты и клубы ДОСААФ всегда найдут в этом поддержку и помощь со стороны партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Подводя итоги прошедшей спартакиады в области гвтомотоспорта, комитеты и автомотоклубы ДОСААФ должны еще более сосредоточить свои усилия на том, чтобы по-настоящему выполнить одно из важнейших требований IV Всесоюзного съезда ДОСААФ — обеспечить в ближайшие годы такой рост мастерства наших спортсменов, чтобы их результаты достигли и превзошли лучшие мировые достижения.