ЛвтохобялваыАмоделизмztyi&t£ uabCHttyta сио/инлПряча за спиной огромный сверток, Анатолий выскочил во двор и пронзительно свистнул, На зов сбежались мальчишки. — Ну, что у тебя там? Показывай! — Вот, —• и мальчуган поднял над головой модель /планера. — Летает? Сам сделал? — Конечно, сам. Вечером он долго не мог уснуть. Ворочался, тяжело вздыхал. Почувствовав; что с племянником творится что-то неладное, к нему на кровать подсел дядя Коля. .— Чего не спишь? — Я... Я сказал ребятам, что сам делал планер, — сквозь слезы ответил Толя и уткнулся головой в подушку. —i А-а-а, — понимающе протянул дядя Коля. На следующий день он посоветовал Анатолию самому приняться за постройку планера. Толя с радостью согласился. •Высунув от усердия язык, обжигая над пламенем спиртовки кончики пальцев, он старался придать шрямым бамбуковым реечкам ' форму будущего крыла. Но бамбук не слушался, ломался. Анатолий понял, что одного желания запустить в воздух модель мало,— нужны знания, твердые навыки умело обращаться с металлом, деревом. Поборов излишнюю робость Анатолий Давыдов записался в авиамодельный кружок и здесь познакомился и сдружился со своим сверстником Сергеем Казанковым. Под руководством опытных преподавателей Анатолий и Сергей стали заправскими авиамоделистами: занимали призовые места на городских соревнованиях школьников, успешно выступали на всесоюзных. Любил Анатолий не только vстроить модели, но и часами копаться в радиоприемниках, поэтому в семье никто не удивился, когда он поступил на завод учеником радиомонтажника. Аккуратность и тщательность, с которыми Давыдов привык делать модели самолетов, планероз, помогли ему вскоре стать отличным производственником, а за годы службы в Советской Армии —• радистом первого класса. Еще в армии из писем Казанкова Анатолий узнал, что его друг увлекся новым видом спорта —> автомодельным и уже руководит кружком в Доме пионеров. Демобилизовавшись, Давыдов пришел к нему, и они догозорились вновь работать вместе. Правда, Анатолий давно вышел из пионерского возраста. Но Казанкову нужен был опытный помощник. В конце концов руководители Дома . пионеров уступили настоянию друзей. Анатолию позволили работать в кружке при одном непременном условии: маленьких не обижать! В автомодельном спорте Сергея и Анатолия привлекла новизна дела, широкие возможности самостоятельного и оригинального творчества. Для начала они решили строить гоночные модели. Но как? По авиамоделизму была издана масса книг, пособий, рукозодств. Там было куда «заглянуть», было с кем посоветоваться. Автомоделистам приходилось довольствоваться в лучшем случае отдельными статьями, которые, конечно, далеко не всегда давали ответы на волнующие, неясные вопросы. Тогда оставалось одно: двигаться вперед на ощупь, идти по непроторенным путям. Нужно ли говорить, как при этом помог друзьям их большой опыт моделирования, накопленный годами. И они экспериментировали. Их можно было увидеть и за чертежными досками, и у токарных станков, за верстаками и за пробирками. С мастерством ювелира они растачивали цилиндры и шлифовали поршни моторчиков, добиваясь повышения их мощности. Но вот первая модель собрана. Начались ходовые испытания. И тут оказалось, что мотор заводится плохо, часто глохнет, скорость модели черепашья. Несколько раз автомоделисты меняли диаметр колес, место расположения топливного бака, его конструкцию, подбирали наилучшее соотношение шестерен. Однажды, не выдержав нагрузки, модель, по существу, развалилась на глазах ее создателей — сорвался маховичок, из-за глубокой внутренней проточки осыпались зубья шестерни. И снова кропотливая работа, снова испытания. С волнением знакомились Давыдов и Казанков с программой спартакиады по военно-прикладным видам спорта, посвященной 40-летию ВЛКСМ, в которую были включены и выступления автомоделистов. ...На московских городских соревнованиях первыми стартовали модели с резиновыми и электрическими двигателями. Они степенно проходили дистанцию, не производя большого впечатления на присутствующих. Но вот комментатор объявил: вНачинаются соревнования гоночных моделей». Сергей подбадриаал Анатолия. — Дожили мы с тобой, дружище, до экзаменов на аттестат зрелости. — Куда там, зрелости, семилетку оканчивать будем, —> в тон ему ответил Давыдов. Модель Анатолия с двигателем -внутреннего сгорания 2,5 см 3 приняла старт. Судьи включили секундомеры. Вокруг смолкли разговоры. Глаза болельщиков едва успевали следить за маленькой жужжащей, как шмель, машинкой. На одном из последних кругов модель перевернулась. Но, несмотря на это, все же финишировала и показала хорошую скорость, Перевертывание модели на корте озадачило молодых конструкторов. —' Мне думается, что «олеса велики по диаметру, — 'высказал 'предположение Анатолий. — Да и заднюю часть модели мы излишне укоротили. А ты как думаешь? — По-моему, 1 плоская алюминиеи вая рама к ней не 'подходит, ее нужно заменить. Тщательно готовили |Казанков и Давыдов модели к финальным состязаниям спартакиады, одновременно являвшимся вторыми Всесоюзными соревнованиями на первенство СССР. Ростов. Сюда на финал съехались автомоделисты Украины и Литвы, 'Киргизии и Российской Федерации, Москвы и Азербайджана. Всего 122 претендента на звания шобедителей. Количество участников этого года почти утроилось по сравнению с первыми Всесоюзными соревнованиями. Друзья демонстрировали гоночные модели с двигателями внутреннего сгорания: Давыдов — 2,5 см 3 , Казанков —1,5 см 3 , , Модель Анатолия закончила дистанцию со скоростью 95,7 км/час. Это наилучший результат! В двухминутной гон-, ке из-за нехватки горючего его авто-> мобиль не смог закончить дистанцию, Модель Сергея прошла наибольшее количество кругов (2280 м), но на дистанции 500 м показала лишь третью скорость — 75 км/час. В дни соревнований можно было впервые услышать слова: '«Мастер автомодельного спорта». Когда судьи подвели итоги выступлений спортсменов, то оказалось, что семь участников финала спартакиады — А. Давыдов, С. Казанков, 'Ю. Михайлов, Н. Канов, Н. Подваркин, А. Суханов, В. Якубович — завоевали почетное право на присвоение им звания первых мастеров спорта по автомоделизму. Маленькие автомобили уверенно выходят на широкую спортивную дорогу. Г. РУФАНОВ. Фото автора.Анатолий Давыдов (второй слева) и Сергей Казанков показывают пионерам, членам автомодельного кружка Московского дома пионеров, гоночную модель, установившую рекорд.2*