19
20
денье становится не очень удобным, а доступ к силовому агрегату затрудняется. Если автолюбитель остановил свой выбор на автомобиле с передним расположением двигателя или трехколесном, он должен всемерно использовать их положительные особенности. При переднем расположении двигателя можно обойтись без принудительного обдува двигателя. 'Чтобы не слишком удлинять базу, целесообразно вынести двигатель за ее пределы (рис. 4), а в случае неудачного распределения веса по колесам — отнести дальше назад запасное колесо и топливный бак.Новое положение об оплате труда шоферов| настоящее время нормы выработВ ки и система оплаты труда, установленные еще в 1941 году, устарели и не отвечают требованиям дальнейшего роста производительности труда на автомобильном транспорте. Ныне действующим Положением об оплате труда шоферов установлено множество всевозможных премий, надбавок и доплат, что усложняет расчеты по заработной плате. Доля тарифной ставки в общем заработке шофера составляет всего лишь 40—50 проц. Для обеспечения дальнейшего роста производительности труда и повышения материальной заинтересованности шоферов в улучшении работы автомобильного транспорта в 1958 г. утверждено новое Положение об оплате труда шоферов. Это положение будет введено в действие в течение нынешнего года в автомобильных хозяйствах министерств автомобильного транспорта при Советах Министров союзных республик, Главного управления автомобильного транспорта Мосгорисполкома, а также в самостоятельных автохозяйствах совнархозов, в зависимости от конкретных условий и без увеличения фондов заработной платы. Положением предусматривается повышение на 40 проц. тарифных ставок шоферов и за счет этого увеличение доли тарифа заработной платы до 75—80 проц. В новом положении все грузовые автомобили, имеющиеся в народном хозяйстве, подразделены на три группы. Первая группа — бортовые автомобили. Вторая группа — автомобили-самосвалы, автофургоны, автоцистерны, автомобили-рефрижераторы, газобаллонные автомобили, автомобили технической помощи, автомобили с установками для перевозки кирпича пакетами ис другими установками, автомобили-тягачи с прицепами и полуприцепами. Третья группа — автомобили газогенераторные, ассенизационные, летнеподметальные, автомобили по вывозке нечистот, гниющего мусора и трупов животных, цементовозы. Для шоферов третьего класса, работающих на грузовых автомобилях, устанавливаются следующие месячные тарифные ставки в зависимости от грузоподъемности и группы автомобилей (см. таблицу 1). Шоферам, работающим на автомобилях II и III группы (кроме самосвалов), грузоподъемность автомобиля определяется по шасси, на котором они смонтированы, на автомобилях-самосвалахпо грузоподъемности самосвала, на автомобилях-тягачах — по грузоподъемности полуприцепа или прицепа, на автомобилях различной грузоподъемности — по технической характеристике автомобиля. Труд шоферов грузовых автомобилей, как правило, будет оплачиваться сдельно, по расценкам за тонну перевезенного груза и тонно-километр. Этим самым повышается заинтересованность шоферов в перевозке грузов в оба направления, а также и на короткие расстояния. На отдельных участках работы, где условия не позволяют применить сдельную систему оплаты труда шоферов (на внутризаводских и на внутрипостроечных перевозках, при перевозке мелких партий грузов, при перевозках с частыми заездами и т. д.), предусматривается применение повременно-премиальной системы оплаты, с выплатой премии за выполнение сменного задания в размере до 15 проц. тарифной ставки, в зависимости от качества и срока выполнения задания. При перевозке людей на грузовых автомобилях, оборудованных для этих целей, а также за время работы шоферов-повременщиков на автомобилях с прицепами и при перевозке почты премия за выполнение задания может быть повышена до 25 проц. В связи с установлением ставок заработной платы шоферам, работающим на специальных автомобилях, выплачиваемые в настоящее время надбавки за работу на этих автомобилях отменяются. Отменяется также надбавка шоферам за работу с прицепами, их труд будет оплачиваться за все выработанные тонно-километры и перевезенные тонны груза по сдельным расценкам, установленным для шоферов, работающих на этих же автомобилях без прицепа. При централизованных перевозках за совмещение шофером обязанностей агента (экспедитора) по приемке и сда-Рис. 5. Простейшая схема трансмиссии трехколесного автомобиля. Что касается трехколесных машин, то требования ГАИ допускают их постройку только при двух передних колесах. Это условие основано на опыте эксплуатации мотоколясок с одним передним колесом (например, С1Л и СЗЛ), которые оказались неустойчивыми. При одном заднем колесе возможно применение трансмиссии целиком от мотоцикла или мотороллера (рис. 5), что упрощает постройку автомобиля. Привод от двигателя на передние направляющие колеса следует считать сложным для трехколесного автомобиля. Если же управляемым сделать заднее колесо, то машина становится менее удобной в управлении, менее устойчивой ив конструкции ее переднего моста желательно иметь дифференциал.Рис. 6. Схема автомобиля со сближенными задними колесами. Промежуточное положение между четырех- и трехколесными машинами занимают автомобили с двумя сильно сближенными задними колесами (рис. 6). Узкая задняя их колея позволяет обойтись без дифференциала и применить простую систему привода (мотоциклетного типа). Очень помогает при компоновке автомобиля макетирование сиденья, пола, колесных кожухов и органов управления с применением таких простых материалов, как фанера, картон, пластилин, деревянные планки и палки. Частая ошибка — принятие слишком больших или малых размеров колесных кожухов. 'Кожух должен быть рассчитан на перемещение колеса при действии подвески и на его поворот плюс зазор в 20—30 мм по всей поверхности кожуха. Средняя часть его может быть использована для более удобного расположения педалей (см. рис. 2). При компоновке микролитражного автомобиля нужно стремиться к максимальному использованию пространства. Тогда машина получится сравнительно небольшой (но просторной) и легкой. Инж. Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ.Таблица 1Группы автомобилей и их грузоподъемность I до 1,5 т от 1,5 т до 3т от 3т до 5т от 5т до 10 т от 10 т до 15 т от 15 т до 20 т свыше 20 т до 0,5 т от 0,5 т до 1,5 т от 1,5 т до 3т от 3 до 5т (автомобили-самосвалы от 3т до 4,5 т) от 5т до 10 т (автомобилисамосвалы от 4,5 т до 8 т) от 10 т до 15 т (автомобилисамосвалы от 8 до Ют ) свыше 15 т (автомобили-"самосвалы свыше Ют ) II III — — до 1,5 т от 1,5 т до 3т от Зт до 5т от 5т до 8т свыше 8т Месячные тарифные ставки 550 600 675 800 975 1100 120019 че ценных грузови почты, а такжегрузов , т ребующихособого внимания, п ри условии правильногооформленияи своевременной сдачи товарно-транспортных документов, устанавливается доплата зразмередо 20 проц . ф акти ­ ч еского заработка по прямымсдельнымрасценкам (для сдельщиков ; и тарифных ставок за проработанное время (для повременщиков ) . Это мероприятие позволит во всех союзныхреспубликах повысить объем централизованных перевозокгрузови высвободить большое количество агентов иэкспедиторов . П оложением разрешается шоферам (с их согласия) выполнять обязанности грузчика . В этом случае платят допол ­ нительно по сдельным расценкам , устан овленным для грузчиков . П ри направлении в дальние рейсы одновременно двух шоферов на одном автомобиле оплата одногопроизводится сдельно за фактически выполненную работу, в торого — п овременно , из расчета его' тарифной ставки за время , предусмотренное графиком движения понорме . Начисленная им заработная плата делится поровну . Ш оферам , р аботающим на автобусах, такси и на легковых автомобилях, устанавливается повременнаяиповремен ­ но-премиальная система оплаты труда . Д ляшоферов 3-го класса, р аботаю ­ щих на легковых автомобилях вмести ­ м остьюдо5 мест, в ключаяи место шофера , месячная тарифная ставка установлена вразмере 550 рублей , а на автомобилях вместимостью свыше 5 мест — 650 рублей в месяц. Ш офе ­ р ам 2*го класса, р аботающим на легко ­ вых автомобилях скороймедицинскойпомощи , ставки заработной платы такж е установлены в зависимости от вме ­ стимости автомобиля и соответственно составляют 700 и 825 рублей в месяц. Труд шоферов 2-го класса, р аботаю ­ щ их на автобусах, будет оплачиваться ПО следующим месячным тарифным ставкам ( с м . таблицу 2). Таблица Вместимость автобусов (мест для сидения и стояния) д о 40 мест от 40 до 60 мест свыше 60 мест Месячные тарифные ставки 750 850 950 2ревыполнение норм пробега автомобиШ оферам , р аботающим на грузовых лей, надбавок за работув районах и легковых такси, за исключениемшо ­ К райнего Севера и отдаленных местно ­ феров маршрутных такси, за выполнестях, приравненных крайонамКрайне ­ ние месячного плана выручки выплачиго Севера. вается премиявразмере 10 проц., а шоферам, работающим на грузовыхЗаэкономию бензина идругих видов такси сприцепами , — в размере 20 топлива против установленных норм проц . соответствующей части месячной ежемесячно выплачивается премиявтарифной ставки за отработанное времяразмере : ш оферам 30 проц . , р абочим , на линии. занятым регулировкойдвигателей , - — д о 30 проц . и административно-техничеК роме этого, ш оферам , р аботающимскимработникам , н епосредственно учана автобусах имаршрутных такси, за ствующим в достижении экономии топкаждый процент перевыполнения ме ­ лива, — д о 1,5 проц . с тоимостисэко ­ с ячного плана выручки выплачивается номленного топлива. п ремиявразмере 1,5 проц., а шофе ­ рам грузовых и легковых такси — В случае перерасхода топлива по ви ­ 2 проц . с оответствующей части их тане шофера с него удерживается рифной ставки за отработанное время 60 проц . стоимости перерасходованного на линии. топлива. 'За перепробег сверх установленной Дляшоферов , р аботающих на легко ­ н ормы новых серийных автомобильных вых автомобилях, а также для шофе ­ ш иншоферам предусматривается вы ­ ров, р аботающих на грузовыхавтомо ­ плачивать премиювразмере 40 проц., билях экспедицийи изыскательных пара по отремонтированным автошинам — тий, р уководителям автохозяйства по 60 проц . с уммыполученнойэкономии . согласованию свышестоящимпрофсо ­ Эту премиютакжепредусматриваетсяюзнымкомитетомразрешается устанаввыплачивать вразмередо 10 проц . ливать ненормированныйрабочий день суммы полученной экономии шиномонс доплатой от 15 до 25 проц . их тариф- т ажникам , т ехникампо учету идругим ной ставки. работникам, непосредственно участвуП о - п режнему предусматривается вы ­ ю щимвдостиженииэкономии автошин. плачивать шоферамежемесячную надБолее подробнопорядокипринципбавку за классность, но в связи со знаначисления заработной платы ипремий чительным повышением ставок заработза экономию автомобильных шин , п е ­ ной платы изменяютсяразмеры этой ревыполнение норм межремонтных надбавки. пробегов автомобилей изложены в разТак, ш оферам 2-го класса, р аботаю ­ работанных иутвержденных Государстщ им на грузовыхилегковыхавтомоби ­ в еннымКомитетом Совета Министров лях, выплачивается надбавка вразмере СССР по вопросам труда изаработной 10 проц . , а 1-го класса — 20 проц . их платы 24 ноября 1958 года инструкциях . тарифной ставки. Н овая система оплаты трудашофе ­ Для шоферов, работающих в гг. М о ­ ров является важнейшим мероприяс квеиЛенинграде , тарифные ставки тиемв деле дальнейшего развития авп овышаются на 10 проц . т омобильноготранспорта , я рким выраП оложением допускается привлечеж ением заботы Коммунистической парние шоферовкремонтузакрепленных тии иСоветского правительства оповы ­ за ними автомобилей впериоднахож ­ ш ении благосостояния работников автодения их втехническомобслуживании транспорта. № 2 и сезонном техническом осмотре с оплатой потарифным ставкам шоферов С. Г. Р ОМАНОВ , за время , установленное по норме на председатель Центрального коми ­ выполнение этих работ. тета профсоюза работников Положением предусматривается устасвязи, рабочих автотранспорта новление районных коэффициентовки шоссейных дорог, ставкам заработной платы шоферов , к оторые будут применяться по всем ви ­ В. Н. К АШМАНОВ , д амзаработка , за исключениемпремий инструктор отдела труда за экономию топлива, автошин, за пе ­ и заработной платы.Оплата труда шоферов , р аботающих на автобусах типа ЗИЛ-154, ЗИЛ-129, ЗИЛ-127, п роизводится по ставкам для автобусов вместимостью свыше 60 мест, а на. автобусах спереоборудованнымисиденьями — п о ставкам заработной платы шоферов , р аботающих на автобусах соответствующего типа. За соблюдение графика движения по расписаниюшоферам автобусов имаршрутных такси, п ри условии выполнения месячного плана выручки , в ы ­ плачивается премиявразмередо 20 проц . части месячной тарифной ставки, п ричитающейся за данный рейс, а в автомобильных хозяйствах городовМо ­ сквы, Л енинградаи на отдельных меж ­ д угородных линиях пассажирского соо бщенияразмер этой премииразре ­ ш ено увеличить от 30 до 50 проц . В случае невыполнения месячного плана выручкисуммапремии за рей ­ сы, с овершенныепо расписанию (графику), уменьшается на процент недовыполнения месячного плана выручки .Jto слвллмваших мяхержяжож«ХОТЕЛОСЬ БЫ ВИДЕТЬ...»В связи с письмом В. Кондратьева. опубликованным под таким заголовком в № 8 нашего журнала за 1958 год. директор Московского завода малолитражных автомобилей т. Поляков сообщил редакции о принимаемых заводом мерах по улучшению окраски автомобиля «Москвич-407». Номенклатура синтетических эмалей расширяется. В настоящее время идет опробование опытных партий красок вишневого и кораллового цветов. Цвета окраски автомобилей меняются дважды в месяц. Критикуемая в письме синяя эмаль заводом больше не применяется. Случаи неудачных цветовых сочетаний, о которых пишет автор, были единичными и имели место в период освоения двухцветной окраски. В настоящее время подобные случаи не допускаются.Xto сяежшш яеолтвляковаяяыхЧитатель В. Бондарчук написал п редакцию о плохой работе курсов шоферов в Озинском районе Саратовской области. Председатель Саратовского областного комитета ДОСААФ Н. Кнреев сообщил редакции, что факты, изложенные II письме т. Бондарчука, подтвердились. С целью улучшения подготовки шоферов и районах области районным комитетам ДОСААФ даны указания о порядке открытия курсов по подготовке шофсров, пишет !' Киреев. При автомотоклубах проведены кустовые десятидневныеинсежсборы общественных инструктором но автоделу. За подготовкой шоферов и мотоциклистов на курсах в районах установлен строгий контроль. Таким образом, в ответе сказано немало. К сожалению, в нем ни слова не говорится лишь о том, что критиковалось н письме, — о плохой работе курсов в Озинском районе, о том. что сделано, чтобы исправить положение и районе. Редакция ждет от т. Н. Киреева более конкретного Ответа по существу письма.20