Топливо подается в двигатель циальным насосом .спеД лясмазкиприменяются масла МС-20 или МК-22. Система смазки включает в себя масляный бак , расположенный в пилоне-обтекателе на крыше , и масляный радиатор, р азмещенныйвнижней задней части кузова. К радиатору подв еденывоздушныетрубопроводы , выход ящиев виде воздухозаборников по бокам задней части кузова . Д ля увеличения интенсивности обдуза радиатор расположен вблизи воздушного винта, просасывающего через него воздух. Д ля обеспечения нормальной темпе ­ ратуры двигателя звезда цилиндров зак люченавкольцевой капот, ч ерезкото ­ р ыйпроходит воздух. У правляемые из кабины водителя жалюзи закрывают воздушныйтракткольцевого капота и тем самым дают возможность регулировать температуруголовокцилиндров . П уск двигателя осуществляется сме ­ ста водителя сжатымвоздухом , к оторыйаккумулируетсяв специальном баллоне, р асположенномвкузове . С жатый воздух подается в баллон компрессором , р аз ­ м ещенным на двигателе. П ередпуском двигателя после длительной стоянки он прогревается горячимвоздухом от той же электробензиновой бортозой печки, к оторая отапливает кабину водителя. Х одовая часть аэросаней «Север» с о ­ стоит из четырех лыж, о бразующихпридвижении две колеи . Д вепередниелы ­ ж и — управляемые (по тому же принципу, что и колеса автомобиля). Задние лыжиподлинеишириненемного больше передних . И те идругиеимеют индивидуальную подвеску . Это обеспечивает высокую проходимость аэросаней по сугробамиледянымполям . Передняя подвескавы ­ полнена на базе переднегомоста автомобиля «Победа». Задняя подвеска осуществлена по схемесамолетного шасси с воздушно-масляными амортизаторами, поглощающими удары и сглаживающим и неравномерность перемещениялыж . Благодаря этому сани движутся плавно, что не утомляет водителя ипассажировигарантирует сохранность груза при езде по пересеченной местности. Аэросани оборудованы автомобильны. м и фарами сдальним светом испе ­ циальным, у правляемымизкабиныво ­ дителя сильным прожектором . На щите в кабине водителя установлены приборы , п озволяющиеконтролиро ­ вать работу всех основных агрегатов. К рометого , имеется магнитный компас для прокладываниякурса . В кабине водителя можнорасположить радиостанцию для двухсторонней связи. Полукольцевое ограждение воздушн ого винта предохраняет его лопасти отповрежденияи обеспечивает безопасность для обслуживающего персонала, пассажиров ипешеходов : А эросанимогут преодолевать крутыеподъемы , с пускии выполнять разворотысмалымрадиусом . На ровной трассе они разаивают скорость 80—90 км/час. А эросани «Север» найдут широкое применение в народном хозяйстве. Устройство икомпоновка их даютвоз ­ м ожностьакороткийсрок обучить водителей автомобилей управлению ими влюбых условиях. Это, на наш взгляд, д олжно стать одной из практических задач азтсмотоклубогДОСААФв северных районах страны.Инженер А. К ОНРАДОВ 1959 году начинается производство новых аэросаней «Север», к оторые созданы коллективом под руковод ­ с твомавиаконструктора Н. И. Камова. К онструкторы ставили передсобойза ­ д ачу — м аксимально использозать готовые агрегаты и узлы. За основу был взят автомобиль «Победа», е гопередняя подвеска, рулевое управление идругиеузлы , х орошозарекомендовавшие себя в эксплуатации. М ногим , очевидно, п окажется странн ым , что в наш век, к огдазапущенавкосмическое пространство искусственная планета, с пускаются на водуатом ­ ные ледоколы , с овершают полеты реак ­ тивные самолеты-гиганты, к онструктор ­ ская мысль вдруг вернулась ктакому виду транспорта, к ак аэросани. М еждутемничего удивительного вэтом нет. З имой на огромных заснеженных просто ­ рах в северных и северо-восточных рай ­ онах нашей Родины, где вьюги, туманы иснегопадыпреграждают путь всем, д ажесамымсовременным , в идам транспорта, аэросани являются, п ожалуй , единственным средством передвижения. Что жеони представляют собой, к а ­ ков принцип их действия? Вряд ли найдется читатель, который бы не видел, к ак взлетает саэродрома винтовой самолет. А задумывались ли вы над тем , что движетего , к акая сила заставляет самолет оторваться от земли? Это делает воздушный винт ( п ропел ­ лер). И менноон , в ращаемыйспомощьюмощного двигателя, просасывая через себя и отбрасывая назад воздух, создает силу, д вижущую самолет вперед. Надо пи говорить, что такомудвижителю не страшны ни гололед, н ибездорожье ? Но представим себе, что на самолете нет крыльев ихвостовогооперения , а двигатель ивоздушный винт остались. К роме того, вместо колес на шасси надеты лыжи . Это и будут аэросани. А эросани — г ибрид аэроплана и саней. Только возушныи винт у них расположен не впереди , а сзади. О нкакбы отталкивает сани от воздуха, п оэтомуегоназы ­ вают толкающим , а не тянущим , к ак на самолете. А эросани «Север» будут выпускаться вгрузо - п ассажирском варианте. П еред ­ няя часть кабины, д оспинки сиденья водителя, представляет собойкомфорта ­ бельное отделение для пассажиров. З ад ­ няя часть используется для размещения 300—500 кггруза . К узов типа лимузин придает саням красивую внешнюю и хорошую аэродиВнамическую форму. Он надежно предохраняет пассажиров игруз от снега и холода. В задней верхней части кузова , над темместом , где у автомобиля «Победа» находится багажник , располагается авиационный девятицилиндровый, звездообр азный двигатель АИ-14Р конструкции А. И вченко . О н имеет максимальную мощность 260 л. с , а на крейсерскомрежимеработы развивает 160—170 л. с , потребляя при этом около 20 кгтопли ­ ва в час. Кабина водителя имеет специальное отопление, и в ней все время поддерживается необходимая температура. О рганы управления размещены так же , к аки на автомобиле. Абсолютно одинаков их рулевой механизм . У прав ­ ление работой двигателя сводится кре ­ гулированию открытия дросселя карбю ­ ратора спомощью педали, р асположен ­ ной под правой ногой водителя. А эросаниимеют две особенности , отл ичающие 'их от автомобиля: т орможе ­ ние реверсом винта и отсутствие рычага переключения передач, а такжесце ­ пления. Д ля остановки саней используется об ­ ратная тяга ( р езерс ) в оздушного винта. Перемещая соответствующий рычаг управления, водитель изменяет направление тяги винта и гасит скорость . Интенсивность торможения , так жекакискоростьдвижения , зависит от мощно ­ сти, п отребляемой винтом от двигателя. Она регулируется угломустанозкило ­ пастей ( ш агом ) винта и числом оборотозколенчатого вала двигателя ( о ткрытием дросселя карбюратора ) . П одкапотом , там, г де на автомобиле размещается двигатель, на аэросанях «Север» располагается аккумуляторная батарея самолетного типа иинструмен ­ тальный ящик. Н апряжение батареи 24 в. На двигателе установлен генератор, обеспечивающий зарядку аккумуляторных батарей ипитающий потребители тока. Система электрооборудования — к омбинированная . Часть приборовзажи ­ гания (и контрольно-измерительных) п и ­ тается токомнапряжениемв 24 в. Электроосветительная система потребляет ток напряжением 12 в. Двигатель АИ-14Р работает на азиац ионномбензине Б-70. Топлизная система состоит из двух бензиновыхбакоз , р азмещенныхвпередних крыльях. З а ­ правочные горловины находятся в верхней части крыльев ; их прикрывают специальные лючки на пружинах .26