АВТОБУСЫ СЕМИЛЕТКИИнженер Б. ЗУБЧУКЛлан развития народного хозяйства нашей страны на 1959—1965 годы предусматривает значительное увеличение выпуска различных типов автомобилей — грузовых, легковых, автобусов. Наибольший рост производства, в 2,7 раза, падает на автобусы. Именно автобусный транспорт, требующий минимальных по сравнению с троллейбусом и тем более с трамваем капитальных затрат, позволяет наилучшим образом удовлетворить потребности населения в городских транспортных средствах. Вместе с тем неуклонный рост сети дорог с усовершенствованным покрытием дает возможность широко развивать междугородные и, особенно, пригородные перевозки пассажиров автобусами. Вот почему в контрольных цифрах выпуска автомобилей на 1965 год против графы «автобусы» стоит число 40 000. Такого годового производства этого вида транспорта не знала еще ни одна страна мира. В конце семилетия Советский Союз по числу автобусов, приходящихся на тысячу жителей, будет на одном из первых, а по общему количеству — на первом месте в мире. Какими же путями намечено решать задачи семилетки в области автобусостроения? Естественно, не только за счет значительного увеличения производственных мощностей («старых» заводов — Павловского имени Жданова и Львовского. В настоящее время организуется крупносерийный выпуск автобусов на новых предприятиях, таких, как Курганский завод, завод имени Урицкого в г. Энгельсе и, наконец, Ликинский завод (Московский областной совнархоз), куда переводится производство автобусов с ЗЙЛа. С ростом производства расширяется и типаж машин. Как известно, Павловский автобусный завод выпускает сейчас на базе шасси и агрегатов автомобиля ГАЗ-51 две модели автобуса: служебный — ПАЗ-651 с кузовом капотного типа и городской — ЛАЗ-652 с несущим кузовом вагонного типа. В дальнейшем, когда Горьковский автозавод начнет изготовлять новый грузовой автомобиль ГАЗ-52, Павловский завод будет выпускать на его шасси служебный автобус с цельнометаллическим кузовом капотного типа, а на агрегатах автомобиля ГАЗ-52 новый городской автобус. Предполагается, что он в основном сохранит размеры и конструктивные параметры, а возможно и архитектурное оформление автобусаПАЗ-652. Однако применение более мощного двигателя (120—130 л. с. при 3000 об/мин коленчатого вала) и Других усиленных агрегатов позволит за счет небольшого уменьшения числа мест для сиденья увеличить его общую вместимость до 50 пассажиров и улучшить эксплуатационные показатели. Курганский завод, который уже выпускает автобусы типа ПАЗ-651, приступил к разработке моделей автобусов капотного и вагонного типа, которые он будет выпускать на базе шасси и агрегатов автомобиля ГАЗ-52. Курганские автобусы по основным эксплуатационным качествам будут весьма близкими к автобусам ПАЗ. Выпускаемый Львовским заводом автобус ЛАЗ-695 сохранится как тип на семилетие. Проведенные в прошлом году междуведомственные испытания показали, что качество выполнения и надежность его стали вполне удовлетворительны. После оборудования на нем приспособления для верхнего забора воздуха увеличилась долговечность двигателя. Это конструктивное решение позволило обойтись без кузовных отопителей. Теперь в пассажирское помещение подается чистый воздух, забранный с крыши и подогретый основным радиатором. в настоящее время успешно испытываются автобусы ЛАЗ-695 с гидромеханической автоматической передачей, разработанной и построенной в НАМИ. Применение ее значительно облегчает управление автобусом, повышает его комфортабельность. Не только теоретический расчет, но и первые результаты испытаний показывают, что эта же передача может быть использована и на более тяжелом автобусе с более мощным двигателем. Сейчас на одном из автобусов — ЛАЗ-695 взамен традиционных рессор установлена резино-пневматическая подвеска, также разработанная НАМИ совместно с НИИ шинной промышленности и заводом. Наибольший эффект дает применение ее в первую очередь на городских автобусах. Каждый читатель мог, вероятно, на собственном опыте убедиться в том, как неудобно входить в незагруженный автобус из-за того, что подножка задней двери расположена слишком высоко от земли. Резино-пневматическая подвеска полностью устраняет этот недостаток, так как вне зависимости от нагрузки подножка всегда будет на одном уровне. Такая подвеска значительно улучшает плавность хода, снижает вес автобуса, позволяет уменьшить расход сортовой стали. Испытания показали, что долговечность новой подвески во много раз больше, чем листовых рессор или спиральных пружин. Ведутся также работы и над применением пневмо-гидравлического привода тормозов, гидроусилителя руля и других механизмов, повышающих надежность машин и облегчающих труд шофера.Резино-пневматическая подвеска, которая должна заменить традиционную рессору. Молодой коллектив Ликинского автобусного завода с большим энтузиазмом приступил к освоению новой продукции. Первые его автобусы типа ЗИЛ-158 с маркой ЛИАЗ выпущены к XXI съезду КПСС, В содружестве с автозаводом имени Лихачева и другими организациями ликинцы намечают осуществить большую программу опытно-конструкторских работ по модернизации автобуса ЗИЛ-158 и созданию новой модели, выпуск которой предполагается начать в 1962 году. На автобусе ЗИЛ-158 намечается применить гидромеханическую передачу, модернизировать подвеску, улучшить систему отопления с подачей в кузов теплого воздуха, усовершенствовать планировку пассажирского помещения. Выпускаемый с 1955 года междугородный автобус ЗИЛ-127 планируется оставить на производстве до конца семилетки, но вместо двигателя ЯАЗ-206 на нем будет устанавливаться новый шестицилиндровый четырехтактный дизель мощностью до 220 л. с , выпуск которого должен освоить Ярославский автозавод. Завод имени Урицкого в г. Энгельсе, создав образец нового троллейбуса ЗИУ-5, приступил к постройке автобуса ЗИУ-6. Эти две машины будут максимально унифицированы по кузову, переднему мосту и рулевому управлению. Задний мост также делается единым, но с разными для автобуса и троллейбуса редукторами.14