НА ДАЛЬНЕМ МОРСКОМ РУБЕЖЕреди сопок, пустынных и диких, обосновалась эта Краснознаменная морская пограничная часть. С каменистого взгорья открывается безбрежный простор. По морщинистой водной скатерти ходят пенистые волны, покачивая дремлющие у пирса небольшие быстроходные суда. Вот сюда, на дальний рубеж Советского Союза, и привели военные стежкидорожки калужского комсомольца Анатолия Рубцова. Еще в военкомате он узнал, что станет моряком, будет служить на границе. Щедрая фантазия рисовала Анатолию бушующий океан, качающуюся палубу корабля и его самого на вахте у сложных приборов. Начальную матросскую подготовку Рубцов прошел успешно. Изучил семафор, узнал, как вяжут крепкие морские узлы, как ходят под парусами, гребут красиво ив лад. Все дисциплины он сдал отлично, ожидая, что не сегодня, завтра его определят на корабль. Но этого не произошло: узнав, что он шофер, за ним закрепили автомобиль i ГАЗ-63. Вместе с шофером Владимиром Ма-, ляренко Анатолий ездил недели две в рейсы, знакомился с дорогами, привыкал' к особенностям вождения автомобиля вI горах. А где-то внутри нет-нет, а все i же поднималась обида: он матрос, а ( суда видит издали. Уезжая из части, демобилизовавшийся' Маляренко, как видно, почувствовал' настроение Рубцова: — Ты, браток, не тужи. Не всем же ( плавать. Может, твои знания сейчас ( здесь важнее. Анатолий Рубцов возил продукты для' столовой, товары в магазин военторга,' тес, кирпич, железо. Пограничники сами| сооружали здание клуба, и матрос.РубСцов вместе с другими шоферами обеспечивал стройку материалами. Осенью Рубцова и шофера матроса А. Юдина направили помочь подшефному колхозу. Они выехали в командировку на двух автомобилях, причем Рубцова назначили старшим. Это было ответственное задание, проверка дисциплинированности, умения и смекалки. Моряки застали в селе тревожную ситуацию. Дождь размыл дороги, на полях лежали сотни тонн картофеля, а колхозные автомобили не могли выйти в поле. — Выручайте, . сынки, овощи пропадают, — встретил шоферов председатель. Работа у моряков сначала шла успешно, но на вторые сутки закапризничал двигатель на автомобиле Юдина. Молодой шофер не смог устранить неисправность. Тогда за дело взялся Анатолий.Припомнив все возможные причуды двигателя, которые ему довелось изучать в автомотоклубе под руководством преподавателей, он в конце концов сумел определить причину неполадок и отрегулировать двигатель. Стоит ли говорить, как признателен был Анатолий своим строгим и требовательным наставникам из далекой Калуги? Рубцов был студентом техникума, когда его избрали в комитет ДОСААФ и поручили организовать курсы шоферов. Курсы в техникуме не удались — трудно было в короткий срок создать материально-техническую базу. Но Анатолий нашел выход: он составил список желающих изучать автодело, договорился с автомотоклубом, и студенты стали ходить туда на занятия. Рубцов был в группе старостой... Несколько дней до глубокой ночи работали в колхозе моряки. Когда все овощи были вывезены, они возвратились в часть. А вслед за ними «а имя командира пришло письмо со словами сердечной благодарности. Казалось, не так уж давно приехал служить в этот дальний гарнизон Анатолий Рубцов, а его уже хорошо знали товарищи, уважали командиры. Анатолий метко стрелял, твердо знал наставления и уставы, умело сберегал автомобиль. Он даже добился экономии горючего, на несколько тысяч километров против нормы увеличил пробег резины на этих каменистых извилистых дорогах, перехлестнувших крутые сопки, и, возможно, достиг бы на своем ГАЗ-63 и большего, если бы... не новый учебный год в школе. Анатолия, как лучшего водителя части, перевели работать на автобус, доверили возить на учебу детвору — детей пограничников. Во время первой же поездки Анатолий был не на шутку озадачен. Мальчуган. ехавший на переднем сиденье, вдруг спросил: — Дядя, а за что тебя наградили? Рубцов невольно глянул на значок отличника Военно-Морского Флота, приколотый к фланельке, но за что его наградили — объяснить не смог. Ведь в его жизни не было пока героических подвигов, она вся состояла из труда — повседневного, упорного, необходимого. Н. БОБРОВ. Н-ская морская пограничная часть. Фото автора.ДОСААФОВЦЫ«Тысяча верст — не расстояние», — шутят у нас на Востоке. И не зря. Например, одна из наших первичных организаций — китокомбинат «Скалистый» находится на острове Снмушир, приблит зительно в пятистах километрах от райкома ДОСААФ. Зимой побывать на китокомбииате невозможно, приходится довольствоваться только радиосвязью.Фото А. ПРОНЯГИНА.Узкая полоска берега, отвесные скалы, омываемые океаном... Так выглядит край советской земли — Курильские острова. Климат нашего района своеобразный. Летом часты дожди, зимой—бураны.Нелегко бывает попасть ив другие первичные организации. За 25—30 километров приходится ехать иногда два—три дня. Первичные организации ДОСААФ созданы почти на всех предприятиях нашего района. Они есть и на Курильском рыбозаводе, и на китокомбинате «Ясный», и12