-йШйвш^ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ГАЗ-51Нагнотаюший вентилятор осевого типа .' инерционным пылеотделителем. осуществляет принудительнуюеговен ­ тиляцию. За вентилятором установлен пылеотделитель инерционного типа. Новым в отечественном автомобилестроении является иприменениесамо затермаживающегося стояночного торм оза . Лента барабанноготормоза , р аз ­ м ещенного на валу ведущей шестерни главной передачи , затягивается пред ­ варительно «взведенным» стальным торсионом . Растормаживается онтор ­ мозной камерой при минимальном рабочем давлении впневматическойси ­ стеме. Д остаточношоферу -повернуть ручкуобычногопневматического крана, к акпроизойдетзатормаживание или растормаживание. 3 дальнейшем управление будет осуществляться кноп ­ кой./Этот электрифицированный стенд предназначается для использования преподавателями во время классных занятий икурсантамив часы самоподготовки при изуч ении темы «Электрооборудование ГАЗ-51». Стенд устроен так , ч топривключении тона центральным переключателем загораютсялампочкив фарах или подфарник ах , п риразмыканииконтактов прерывателя вспыхивает лампочка в свече и т. д. УСТРОЙСТВО СТЕНДА Остальные лампочни (дополнительного сопротивления катушкизажигания , сопротивлений регулятора напряженияиограничителятока , свечи зажиганияи другие) оставлены белыми. Л ампочки , расположенные рядом, имеют между собой перегородки для того , чтобы каждая лампочна освещала тольно одно отверстие вэкране . Пути токапоказываютсяуказкой , которая имеет на конце металлический стержень . К нему подведен провод, внлюченный в схему. У казкаудержи ­ вается на экране щита двумя захватами . ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ При работе со стендом надо иметь в виду, что некоторые провода (цепь звукового сигнала , дальнего иближнего света) являются общими . Поэтому на них установлены рядом две контактныекноп ­ к и . Контрольная лампочна будет гореть прикасаниик одной из кнопокв зависимости от рассматриваемой цепи тока . Включение дополнительного сопротивления в цепь первичной обмотки катушкизгжиганиядемонстрируется одновременным загоранием двух лампочек — к он ­ трольной (4) и лампочни , р асположенной около сопротивления, — в момент касания указкой выходной кнопни сопротивления. При запуске от стартера дополнительное сопротивление шунтируетсяилампочки не горят. В нижней части щита расположены шесть выключателей. Они внлючаются при демонстрации различных цепей то ­ к ав следующем порядке : Включены Цепь тока низкого переклюнапряжения чатели 1, 4 а) При запуске от рукоятки 4 б) При запуске от стартера 1 в) От генератора Цепь тока высокого 2. 4 напряжения 4 На стартер 4 На зарядку аккумулятора 6 На подфарники На фары: 3. 4 а) ближний свет 5, 4 б) дальний свет чтобы поназать цепь Так, например тока низкого напряжения при запуске двигателя от рукоятки , необходимо: 1. В ключить 1-й и 4-й включатели ; 2. Внлючить замокзажигания , з амк ­ нуть контакты прерывателя, а все остальные контакты : включатель стартера, з вуковой сигнал, центральный переключатель — в ыключить ; 3. В принятой последовательности показывать цепь тока . При касаниикноп ­ к иуказной загорается контрольная лампочка. с игнализирующаяотом , что цепь тока показывается правильно. Е. АЛЕКСАНДРОВ, инженер-подполковник.Самозатормажиьающийся стояночный тормоз, управляемый с места водителя с помощью пневматики. Во всех случаях, к огда давление впневматической системе окажетсяни ­ же, ч ем требуется по техническим условиям, автобус не сможет двигаться. Стояночный тормозудержитегодол ­ г оевремя на любомуклоне . На автобусе ЗИУ-6 будут широкие четырехстзорчатые двери, позволяющие одновременно входить или выходить двумпассажирам . Против входной двери делается большая накопи ­ тельная площадка , не занятая сиденья ­ м и . Это даст возможность сократить время на вход и выход пассажиров на остановках. Намечено выпускать исовсемма ­ ленькие, так называемые микроавтобу ­ сы: 8—10-местные типа УАЗ-450 Ульян овского автозавода в двух модифика ­ циях — н ормальной ( 4 X2 ) и повышен ­ ной (4 X 4) п роходимости (для сельских местностей), а также «Фестиваль» и «Спридитис» Р ижского завода автобусных кузовов . Автобус типа УАЗ-450 будет выпускаться на базе автомобиля УАЗ-469 (модернизированный ГАЗ-69), автобус «Фестиваль» — на агрегатах «Волги», а «Спридитис» — на агрегатах « М оскви ча-407». В пределах одной статьи нет возмож ­ ности подробно осветить конструкции всех автобусов. К томужерядмоделейв настоящее времятолько создается, и поэтому , естественно, е щеокончатель ­ но не определилисьмногиеконструк ­ тивные решения . В таблице приводятсяосновные техн ические данные советских автобусов, в ыпускаемыхв настоящее времяина ­ меченных кпроизводствув семилетке. Нет сомнения , что вближайшиегодыв нашей стране будут созданыперво ­ классные автобусы, к оторые позволят вполноймере удовлетворить потреб ­ ности впассажирскомсообщении .На фанерном щите размером 1123x768, о кантованном по периметру деревянной рамкой , нарисованы все приборы электрооборудования ГАЗ-51. Соединяющие их электропровода окрашеныв два цвета: черный (системы зажигания ) и красный (системы электрооборудования), общие участии проводки окрашены в черно. н расный цвет. В экранещита , п ротив соответствующ их лампочек, просверлены отверстия. Причем отверстия для лампочек дальнего света имеют больший диаметр, чем отверстия лампочен ближнего света и подфарников. По нарисованным на щите проводам сквозь экран щита пропущеныкнопки , к которымс обратной стороныэкрана присоединяются - м онтажные провода. Все перенлючатели, пластины релерегулятора, к нопкасигнала , включатель стоп-сигнала и т. д. выполнены подвижными в виде перемычек, в ырезанных из белой жести . Центральный перенлючатель света 1 выполнен на самостоятельной колодке. Поперечный разрез его дан на рис . 1. Положения тяги центрального переключателя стенда соответстзуют автомобильному. Замон зажигания2 — д ействующий . В деревянной бобышке1 (рис. 2), которая пропущена сквозь экранщита , вставлен металлический стержень2с пазом под ключ . С другой стороны кстержнюпри ­ клепана контактная пластина 3, которая при поворачивании ключа , т . е. п ривключениизажигания , замннет контак ­ т ы . В стержне проточена кольцевая ка ­ навка. Через нее и сверление вбобышкепропущенштифт 4. К лючзамказажига ­ ния имеет специальнуювыточку под штифт. Устройство прерывателя 3 видно из рис. 3. К улачон прерывателя может вращаться, з амыкаяпри этом контакты . С обратной стороныщита на небольш их фанерных панелях смонтированыв самодельных патронах автомобильные лампочни . В панели заднего фонаря верхняя лампочна сигнала «стоп» о кра ­ шивается вкрасный цвет. Л ампочки дальнего света на панелях фар окраши ­ ваются всиний или зеленый цвета.ЛроколотЬ шилоп отв. вэкранеРис. 3,Сделай самСИГНАЛЬНАЯ ЛАМПОЧКАВпервые садясь за руль автомобиля, курсанты автомотоклубов зачастую забывают отпускать ручной тормоз, что ведет к быстрому износу накладок центрального тормоза, а также силовой передачи и двигателя. Чтобы избежать этого, на учебном автомобиле ГАЗ-63 я установил указатель ручного тормоза, который состоит из зеленой лампочки, укрепленной на панели в кабине водителя. Система включения состоит из следующих деталей: корпуса, штока, пружины, диска и контактов. При затормаживании ручным тормозом лампочка загорается. Во время длительной стоянки и остановки двигателя (при выключенном зажигании) лампочка гаснет. При включенном зажигании и запуске двигателя лампочка горит и напоминает шоферу, что автомобиль заторможен. Н. ПАВЛОВ Рудяково, Киевская обл. Схема устройства сигнальной лампочки: 1 — замок зажигания, 2 — указатель ручного тормоза, 3 — включатель ручного тормоза, 4 — провод амперметра, 5 — провод катушки зажигания, 6 - привод указателя. , в16Л