Новый трехосный автомобиль ЗИЛ-157СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХовый трехосный автомобиль повышенной проходимости — ЗИЛ-157 имеет характерную особенность, о т ­ л ичающуюего от других отечественных автомобилей: р аботающий на немшо ­ фер может во время движения , не вы ­ ходя из кабины, изменять давление воздуха в шинах. Надобность вприменении такой си ­ стемы вызвана необходимостьюпреодо ­ левать труднопроходимые участки пу ­ ти — заболоченные, песчаные или занесенные снегом .НЛ. КЕРБИКОВ, В. БАНКОВ Автозавод имени Лихачева Центральный кран управления 16 установлен на щите двигателя, а рычаг 5 — на щитке приборов . Этот рычаг имеет три положения . Из крана 16 воздух подается через трубопроводк блоку шинных кранов 13. На крестовине трубопроводасмонтиро ­ ваны электродатчики 15, автоматически сигнализирующиешоферуо крайних пределах допустимого давления в шинах 22 (0,5 кг / с м или 3,5 кг / с м ) . Б лок ' 1 3 состоит из шести кранов ( п о числу колес), соединенных междусобойобщимвоздушным каналом. Помимо распределения подвода воздуха ккаж ­ д ому колесу, о н выполняет контрольнуюфункцию . П ри неисправности той или иной шины (что видно по показаниюма ­ нометра) м ожнопоочереднымперекры ­ тием кранов определить, какая из них повреждена . Если давление воздуха восполняет утечку, то переводят центральный кран 16 вположение «накачка шин» или, перекрывая остальные краны,1 "7 Т~6~-УФ>/оV/ "7.2ШЙ\Ж Ui 'J6 \»\» -13 Рис. 1. Схема пневматического привода тормозов и системы регулирования давления воздуха в шинах (показана черным цветом): 1 — компрессор: 2 — воздушный балясн: 3 — манометр, показывающий давление воздуха в тормозной системе; 4манометр, показывающий давление воздуха в шинах; 5 — рычаг центрального крана; 6 — трубопроводы системы регулирования давления воздуха в шинах; 7 — рычаг клапана крана управления; 8—трубопроводы тормозной системы; 9тормозной кран прицепа; 10 — разобщительный кран; 11 —соединительная головка; 12 — тормозная камера; 13 — блок шинных кранов; 14 — тормозной кран; 15 — датчики допустимого давления в шинах; 16 — центральный кран управления системой регулирования давления воздуха; 17 — клапан ограничения падения давления воздуха; 18 — регулятор давления. Изменение давления воздуха в шинах достигается следующимобразом . К ом ­ п рессор1 ( р ис . 1), установленный на двигателе, подает воздух вобщую пневм атическую систему, откуда он по труб опроводам поступает кпервому узлу системы накачки шин — клапану 17. Этот клапан, и меющий задачу ограни ­ чения падения давления, обеспечивает подачу воздуха только тогда, к огда давление в системе превышает минимальное (4,5 кг / с м2 ) . О нразмещен на внутренней стороне щита двигателя. Д алее воздух подводится к центральн ому крану управления 16, и меющему два рабочих клапана, к оторые , о ткры ­ ваясь поочередно , либо накачивают ши ­ ны, либо выпускают из них воздух. Клапаны открываются посредством коромыслового рычага 7, с оединенного тягой срычагом5 центрального кра ­ на 16. В воздушной полости корпусапо ­ следнего смонтирован обратный клапан (клапан противодавления), к оторыйпо ­ зволяет сохранять любую величину давления в шинах и беспрепятственно по ­ вышать и снижать его . Из воздушной полости корпуса, соединенной непосред ­ ственно с шинами, отводится трубопро ­ вод, с ообщающийсясманометром 4, п оказывающим давление в шинах.Рис. 3. Головка подвода воздуха: I — винт; 2 — манжеты сальника; 3 пружина манжеты; 4 — крышка; 5 корпус. п ирающих манжеты, шести винтов и гаек крепления. Она соединяется со ступицей посредством штуцера и затем сза ­ п орнымкраном . Последний смонтирован на вентиле камеры шины изакреплен на скобе обода колеса. Ш туцер , т рубка , запорный кран и вентиль камерызащи ­ щены специальными кожухами . Как же пользоваться системой регули ­ рования давления воздуха в шинах? На дорогахствердымпокрытиемре ­ комендуется поддерживать давление в Рис. 2. Головка подвода воздуха к шине: шинах в пределах 3,0—3,5 кг / с м2 . С ни ­ 1 — шланг; 2 — кольцевой канал; 3 — жать давление без надобности запреголовка подвода воздуха; 4 — штуцер; 5 — трубка; 6 • запорный кран. — щается. При пользовании системой во времядвижения вентили блока шинных крановподдерживаютнеобходимое для движе ­ и пробки запорных кранов на вентилях ния давление только вповрежденнойкамердолжны быть полностью открыты . шине. На длительных стоянках во избежа ­ Блок шинных кранов смонтирован на ние утечки воздуха изшинчерезне ­ внутренней наклонной части щита дви ­ плотности трубопроводов необходимо гателя. М аховички кранов выведены в закрывать вентили блока шинных кранов кабину, а разводящиетрубопроводы — и пробки запорных кранов. в подкапотное пространство. Эти трубо ­ Устанавливать рычаг крана управлеп роводы , п одводящие воздух от шинных ния давлением в крайнее правое поло ­ кранов ккаждому колесу, переходят за ­ ж ение («накачка») п ри закрытых вентитем в гибкие резиновые шланги 1 лях блока шинных кранов или закрытых (рис. 2), к оторые присоединены к возп робках запорных кранов недопустимо . д ушному каналу цапфы. Затем по кольНельзя снижать давление менее цевой щели — каналу 2 воздух попа0,5 кг/см2. дает вголовку подвода воздуха 3, обеспечивающую герметичность его Дляподкачки шин после преодоления поступления снеподвижной цапфы на труднопроходимых участков пути слеп одвижную ступицу. дует остановить автомобиль, пока давле2 Головка подвода воздуха (рис. 3) ние не будет поднято до 1,5 кг / с м . представляет собой компактный узел, При движенииспониженным давлесостоящий из корпуса, двух резиновых ниемв шинах необходимо внимательно манжет , ограничивающих переходную следить за показаниями манометра и за воздушную полость, двух крышек , засветовым сигналом.17