НУЖЕН КОНКУРС НА УЧЕБНИК ПО ПРАВИЛАМ ДВИЖЕНИЯак известно, освоение правил движения стало . своеобразным «намнем преткновения» для многих, желающих сдать экзамены на получение водительского удостоверения. Практика показывает, что, несмотря на наличие многочисленных пособий по этому предмету, у преподавателей и слушателей автомобильных школ и курсов шоферов продолжают возникать вопросы при изучении правил движения. На многие из этих вопросов они не могут найти ответов ив изданных многочисленных пособиях. В самом деле, за последнее время различными издательствами массовыми тиражами выпущены: «Пособие по правилам движения автотранспорта» Г. Соловьева и Д. Иванова, «Правила движения автотранспорта» В. Владимирова, «Пособие по правилам движения автотранспорта» К. Полтева, «Правила движения по улицам и дорогам Украинской ССР» С. Клейтмана, Л. Лагунова, Т. Гринченко, серия плакатов по правилам уличного движения (издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР). К сожалению, все эти книги далеко не полностью выполнили ту задачу, ради которой они написаны. В чем же заключаются недостатки пособий? Большинство авторов без необходимости приводит все без исключения регламенты правил, а нередко и многочисленные вопросы, не имеющие отношения к самим правилам движения. Дословное повторение, а нередко произвольный пересказ регламентов правил, которые никогда и ни у кого не вызывали недоуменных вопросов, только загромождает пособия и затрудняет пользование ими. Возьмем, например, вопрос ограничений скорости. Регламенты правил по этому вопросу ясны, их необходимо лишь запомнить и выполнять. В пособии Г. Соловьева и Д. Иванова приводятся данные типовых правил, правил по г. Москве, Московской области, г. Ленинграду. В пособии К. Полтева приводятся данные правил г. Москвы, Московской и Крымской областей; в «Правилах движения» В. Владимирова — типовые правила. Спрашивается, какое практическое значение все эти сведения имеют для водителей и лиц, желающих сдать экзамены, например, в Тюменской области7 Но не в этом основной недостаток пособий. Главная беда большинства пособий состоит в том. что регламенты правил движения, понимание которых действительно представляет известные трудности, освещены или недостаточно или, что еще хуже, при их разъяснении допущен ряд серьезных ошибок, произвольных ни на чем не обоснованных толкований. Вот как, например, разъясняется в пособиях порядок проезда перекрестков. С. Нлейтман, Л. Лагунов и Т. Гринченко в своих «Правилах движения по улицам и дорогам Украинской ССР» решили несколько поокорректировать «Единые правила движения пешеходов и транспорта по улицам населенных пунктов и дорогам Украинской ССР» о порядке очередности проезда различных видов транспорта на нерегулируемых перекрестках при равных дорожных условиях. На стр. 111 они устанавливают приоритет проезда легновых автомобилей перед мотоциклами и последних перед грузовыми автомобилями, несмотря на то, что «Единые правила движения по улицам и дорогам Украинской ССР» объединяют эти виды транспорта в одну группу, тем самым исключая внутри этой группы преимущество права проезда. Много неясностей у читателя Правил уличного движения, относящихся к порядку проезда перекрестков, вознинает в результате «уточнения» В. Владимиоова, который вновь ввел понятие «одновременный подъезд к перекрестку». От этого понятия в свое время отказались не случайно, а для того, чтобы каждый водитель не стремился выехать на перекресток первым, что не раз приводило к авариям. Вот это основное и просмотрел т. Владимиров. Следует также обратить внимание на весьма оригинальный совет, автором коКторого также является В. Владимиров: «Во всех случаях, когда на нерегулируемых перекрестках складывается аварийная ситуация (вследствие нарушения каким-либо водителем правил проезда), необходимо сворачивать направо. Соблюдая это правило, можно избежать аварии даже в таком крайнем случае, когда на нерегулируемый перекресток одновременно с четырех сторон «выскочат» машины». Нетрудно понять, что при таком «рецепте» скорее будет обратное. Столь же неправильный совет дан в «Пособии по правилам движения автотранспорта» Г. Соловьева и Д. Иванова: «Во всех сомнительных случаях, когда затруднительно определить, какая из двух улиц главная и какая второстепенная, следует считать улицы равнозначащими и соответственно этому решать вопрос о поеимущественном праве проезда перекрестка». Авторы не учли, что каждый водитель в данном случае может решить вопрос только за себя (один считает улицу главной, другой — равнозначной). Авторам следовало бы лучше порекомендовать (если уж, на их взгляд, такая рекомендация необходима): остановитесь, если сомневаетесь! В «Правилах движения автотранспорта» В. Владимирова можно встретить не единичные случаи, когда автор делает обобщающие выводы, основываясь на некоторых ошибочных или устаревших регламентах некоторых местных правил. Тан, он пишет: «В небольших городах... местными правилами движения иногда разрешается разворот на перекрестках, осаживая машину назад на второстепенную улицу или в переулок. Этим правилом следует всегда пользоваться при разворотах на загородных шоссе или других нерегулируемых проездах...» (стр. 51). В неноторых пособиях допускаются и явные домыслы. Так, например, В. Владимиров пишет: «При поворотах направо, в случае отсутствия или неисправности указателя сигнал поворота можно не подавать» (стр. 40). Но ведь это будет нарушением правил! И далее: «Закончив обгон. водитель обязан проехать еще не менее 50 метров по прямой, а затем постепенно принять вправо...». Автор забывает, что обгоняемый транспорт танж е продолжает движение и, если следовать «совету» В. Владимирова, это приведет к аварии. «Если переезд не охраняется, — сообщает автор, — но железнодорожное полотно хорошо видно в обе стороны и никакой опасности нет, останозна за 10 метров от переезда не обязательна». И в этом случае автор советует нарушить категорическое требование правил движения. «При неправильном оформлении путевого листа не исключена возможность недоразумения, и водителю могут быть приписаны нарушения, срвершенные другими лицами... водителю трудно будет доказать свою непричастность к этому делу» (стр. 8). Видимо, у т. Владимирова очень неясное представление о работе следственных органов. А вот что советуют пешеходам С. П. Клейтман и его соавторы. «На переходах, обозначенных поперечными линиями (типа «зебра»), пешеход... может.., находясь на переходе, продолжать движение до тротуара, обочины или до островка безопасности, несмотря на приближение транспорта» (стр, 97). Вот так совет! «Пособие по правилам движения автотранспорта» К. Полтева включает в основном простое изложение правил движения, без необходимого в большинстве случаев разъяснения. Однако и при этом допущены ошибки. Так, он пишет: «Водители пожилого возраста имеют меньшее время реакции по сравнению с водителями молодого возраста. Объясняется это тем, что водители молодого возраста менее сосредоточены, чем водители пожилого возраста, которые к тому же более опытны и квалифицированы» (стр. 31). Прежде всего опытность и квалификация водителя определяются не возрастом, а в основном стажем работы. Кроме того, утверждения автора находятся в противоречии с медицинскими данными, которые показывают, что с возрастом реакции организма взрослого человека, наоборот, замедляются. Что касается сосредоточенности, то она в пер-' вую очередь зависит от характера (собранности, выработанных привычек) и при равных условиях с возрастом уменьшается. Большинство пособий написано сложным и малодоступным Для читателя языком. В терминологии допускается полный разнобой и отклонения от терминологии «Правил», что значительно усложняет их изучение, а порой и вводит в заблуждение читателей. За общими фразами трудно уловить содержание, простые и ясные вопросы «Правил» без всякой необходимости усложнены. Это произошло в основном потому, что никто своевременно не поправил издательства, а некоторые из них пошли, повидимому, «коммерческим» путем, в' ущерб делу подготовки водительского состава. Только этим можно объяснить, что Издательство ДОСААФ выпустило «Правила уличного движения автотранспорта» В. Владимирова тиражом 900 000, несмотря на то, что в этой книге допущены многочисленные ошибки. Пособия должны быть краткими, богато и красочно иллюстрированными, в них должны быть примеры, задачи, а не простой пересказ правил. Такое пособие, на мой взгляд, обязательно должно быть утверждено или согласовано с Научнотехническим советом по вопросам безопасности движения транспорта и пешеходов, созданным при Главном управлении милиции МВД СССР. Многие преподаватели автомобильных школ считают целесообразным издание для лиц, впервые подготовляющихся к сдаче экзаменов, учебника по правилам движения; для лиц, желающих повысить свою квалификацию, — пособия, а для преподавателей автомобильных школ и курсов — методического руководства по правилам движения. Для того чтобы привлечь к этой работе широкий круг специалистов, следовало бы объявить закрытый конкурс на учебники и пособия по правилам уличного движения. Это поможет создать действительно грамотное, хорошо написанное пособие. А. БУЛАТОВ.ЧИТАТЕЛИ г > tJin Ь^С&гЪ&^СЪъ*.ВМЕСТО ДВУХ ВЕДЕР — ОДНОЗимой, когда приходится сливать воду из радиатора, как правило, водители пользуются двумя ведрами. Одно ставят под радиатор, а второе под краник блока цилиндроз. Но можно обойтись и одним ведром. Для этого нужно только надеть тонкий шланг на краник блока цилиндров и вывести его к радиатоРУЛ. КУРИЛО.г. Изюм.ПОДКАПОТНАЯ ЛАМПАНа автомобилях «Москзич-402 — 407» нет подкапотного освещения, и автолюбители вынуждены пользоваться неудобной переносной лампой. Чтобы избежать этого, можно использовать подкапотные лампы автомобилей «Волга», «Победа»,. ЗИМ или ГАЗ-51, предварительно подрезав крышку заднего колпака под 45° (как у автомобиля «Волга»). В собранном виде лампа крепится с помощью заднего винта (несколько большей длины, с постановкой под его головку пружинной шайбы) крепления капотного орнамента. Провод нужно изолировать резиновой трубкой и подключить его к штепсельной розетке (ее минусу) .Г. АДЕСТОВ.:г. Горький.25