Как лучше объяснить работу системы зажиганияБАТАРЕЙНОЕ ЗАЖИГАНИЕема «Батарейное зажигание» представляет известную трудность для усвоения курсантами, так как включает и некоторые теоретические сведения об электричестве, магнетизме, отдельных химических процессах. Да и само устройство приборов и деталей системы зажигания достаточно сложно. Поэтому преподавание этой темы должно быть особенно четким, ясным, методически грамотным. В этой статье мне хочется рассказать молодым преподавателям о своем опыте проведения занятий. При изучении темы «Батарейное зажигание» следует разбить ее на два раздела: 1. Классные занятия. Здесь излагается материал, диктуются для записи основные положения темы. В классе надо широко использовать доску и схемы приборов. Вместе с тем необходимо иметь детали и приборы автомобилей ГАЗ-51, ЗИЛ-150 (ЗИЛ-164) и М-20. 2. Разборочно-сборочные работы, регулировка и техобслуживание. В это время учащиеся самостоятельно выполняют положенные сборочные и разборочные работы, определяют неисправности, учатся производить регулировку. Работы по техническому обслуживанию имеют цель научить курсантов грамотному техническому обслуживанию приборов при ежедневном техосмотре, ТО-1, ТО-2 и сезонном техосмотре. Рассмотрим подробнее организацию занятий по каждому из этих разделов. КЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ В вводной части урока я обычно рассказываю учащимся о необходимости получения высокого напряжения для возникновения искры в запальных свечах. При этом надо объяснить, почему ток низкого напряжения не в состоянии преодолеть различные виды сопротивлений и воспламенить рабочую смесь в цилиндрах. Только убедившись, что курсанты поняли это, я перехожу к объяснению назначения каждого прибора системы батарейного зажигания, показывая при этом места расположения их на изучаемых автомобилях. После этого преподаватель может переходить к объяснению самих приборов. Его лучше всего вести в следующей последовательности: а) принцип действия прибора; б) его устройство; в) неисправности, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля, признаки их обнаружения и способы устранения; г) уход заТприборами, выполняемый при различных видах технического обслуживания; д) техника безопасности при производстве работ. Объясняя устройство аккумулятора, надо рассказать о различных типах батарей, объяснить, в чем преимущества и недостатки свинцовых, кислотных и щелочных железо-никелевых батарей. В этом же разделе я стараюсь дать курсантам хотя бы самые общие сведения о физико-химических процессах, протекающих в аккумуляторе. Надо обязательно напомнить курсантам о технике безопасности при обращении с батареями. При изучении генераторов постоянного тока необходимо напомнить учащимся о недопустимости применения наждачной бумаги для зачистки коллектора, о правилах и порядке подгонки щеток, о способе проверки генератора, когда он будет установлен на автомобиле. Изучая с курсантами устройство запальной свечи, преподаватель обязан уделить внимание практическим вопросам. Надо рассказать не только о величине зазора в электродах свечи, но и объяснить, почему зазор должен замеряться круглым щупом, а не плоским, как влияет величина зазора на запуск и работу двигателя и т.-п. Курсанты должны хорошо знать, как устроен прерыватель-распределитель. Необходимо подробно разъяснить причины изменения величины зазора между контактами прерывателя (как от механических, так и от электрических причин), порядок зачистки контактов, влияние величины зазора на работу двигателя, порядок его регулировки. Рассказывая о способах изменения угла опережения зажигания в зависимости от оборотов коленчатого вала, нагрузки двигателя и октанового числа применяемого топлива, необходимо остановиться на влиянии угла опережения зажигания на мощность, износ, тепловой режим и экономичность двигателя. После этого я даю" курсантам практические сведения о том, как во время работы узнать, правильно ли поставлено зажигание, как изменить угол опережения в случае перехода на другой сорт бензина. При изучении цепей низкого и высокого напряжения нужно пользоваться схемой, но не для механического запоминания, чего иногда добиваются некоторые преподаватели от учащихся. Изучение схемы должно являться переходной ступенью перед тем, как преподаватель будет объяснять на автомобиле последовательность обнаружения неисправностей в цепях и способы их устранения. Эти сведения помогут водителямво время практической деятельности последовательно, без затраты лишнего времени определить и устранить могущие возникнуть во время эксплуатации неисправности. На этих уроках полезно пользоваться электрифицированными наглядными пособиями, подобными описанным в журнале «За рулем» №№ 2, 3-за 1959 год. После изучения всех приборов системы зажигания в классе необходимо перейти к практическим занятиям. РАЗБОРОЧНО-СБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ, РЕГУЛИРОВКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Приступая к практическим занятиям, учебную группу необходимо разбить на бригады по 5—6 учащихся. В каждой из них для помощи преподавателю выделяется бригадир из числа наиболее способных курсантов. Каждой такой бригаде дается определенное задание, и только после его выполнения бригада получает следующее очередное задание. Преподаватель объясняет цель занятий, объем работ и напоминает о необходимости соблюдения техники безопасности. Работы можно распределить следующим образом. 1-я бригада (генератор]. Задание: 1. Снять генератор с автомобиля. 2. Разобрать его, удалить пыль с дета-Макет генератора. лей, промыть и зачистить коллектор, проверить прилегание щеток. 3. Собрать генератор и установить на автомобиле. 4. Смазать подшипники и соединить провода. 2-я бригада (прерыватель-распределитель). Задание: 1. Снять прерыватель-распределитель с автомобиля. 2. Разобрать и изучить детали. 3. Собрать, зачистить контакты, проверить зазор между контактами и, если нужно, отрегулировать. 4. Установить прерыватель-распределитель на автомобиль. 5. Смазать втулки и кулачковую муфту.22