8 соревновании на холме разрешалось применять любые средства повышения проходимости и оказывать взаимно помощь членам команды. Однако надевать цепи разрешалось только после подачи сигнала старта, т. е. за счет зачетного времени движения по трассе. При таких условиях большинство команд решило не применять цепей. Подъем был преодолен всеми успешно. Новым и очень интересным как с технической стороны, так и для зрителей явилось состязание на быстроту преодоления снежной целины. Вдоль заснеженного футбольного поля стадиона—от одной лицевой линии до другой — флажками было размечено несколько полос, по числу участвовавших команд. Глубина снежного покрова составляла около 400 мм ; в толще снега были слежавшиеся и заледеневшие слои. Старт давался общий для всех команд; временем финиша каждой команды считался момент выезда последнего автомобиля команды за лицевую линию поля. Как ив состязании на холме, на заснеженном поле разрешалось пользоваться любыми средствами повышения проходимости и оказывать помощь в пределах команды, но применять имеющиеся приспособления разрешалось также только после сигнала старта. Контрольное время было 25 минут. Все стартовавшие команды применяли цепи на головных автомобилях, которые с разгона врезались в снежную целину, затем с помощью свободных участников команды откатывались назад и вновь прокладывали колею. По проложенной таким образом колее продвигались остальные автомобили, подталкиваемые в необходимых случаях свободными членами команд. Состязания на холме и на заснеженном поле являлись как бы перенесенными в городские условия моменты самих дорожных соревнований и были для зрителей своеобразным свидетельством того, какие трудности пришлось преодолевать участникам зимних ралли. Итак, первые зимние командные ралли проведены. И хотя были отдельные неполадки, спортивно-технические результаты не радуют высокими показателями, а в судействе имели место различные шероховатости, этот интересный опыт следует считать удачным и заслуживающим широкого распространения. Автомобильные ралли перестали быть сезонным видом спорта. Г. СОЛОВЬЕВ, главный судья соревнований. На старте соревнований в Таллине. Фотп А. ДМИТРИЕВСКОГО.ЛЕНИНГРАДСКОЙ МОТОСЕКЦИИ -10 ЛЕТВ, этот вечер в Ленинградском доме обороны ДОСААФ царило праздничное оживление. Многочисленный актив, собравшийся в большом зале Дома, торжественно отмечал десятилетие мотоциклетной секции городского автомотоклуба ДОСААФ. С интересным сообщением о работе' секции выступил • старший тренер Л. С. Сандлер. — Десять лет тому назад, — говорил он, — в Ленинграде, впервые на межведомственных соревнованиях, приняли участие спортсмены в шлемах с эмблемой ДОСААФ. Тогда это были никому не известные юноши и девушки, делав-, шие свои первые шаги в мотоспорте. Теперь многие из них уже широко известны, как опытные гонщики страны. Знают их и за рубежом. Ленинградские досаафовцы успешно выступали в составе команд Советского Союза на международных соревнованиях в Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, •Франции, Западной Германии. За это время более десяти членов мотосекции (А. Дежинов, С. Кадушкин, В. Федоров, В. Буфетов, Г. Иванова, В. Волчкевич и др.) стали мастерами спорта СССР. Много спортсменов получило спортивные разряды. В 1958 году гонщики клуба завоевали командное первенство Ленинграда в межведомственных соревнованиях на ледяной дорожке ив кроссе, выиграли .шоссейно-кольцевую гонку на приз областной газеты «Смена». Команда одержала победу и -на всесоюзных мотосоревнованиях, организованных в честь • 40-летия ВЛКСМ. Многое сделали члены секции и для технического прогресса мотоспорта. Под руководством инженер-механика Е. Гусева они изготовили и применяют обтекатели на мотоциклах для шоссейнокольцевых гонок, а также маятниковую подвеску заднего колеса мотоцикла М-72. Спортсмены внедрили у себя ряд других ценных новшеств. Члены мотосекции успешно сочетают занятия спортом с учебой и трудом на производстве. Мотоспортсмены Г. Кисилева, Д. Петров, А. Дежинов, С. Кадушкин, Э. Войчук, И. Нестеров закончили высшие и средние учебные заведения. Юбиляров тепло приветствовал один из старейших мотогонщиков страны заслуженный мастер спорта СССР П. Воротилкнн. Член президиума ЦК ДОСААФ СССР, председатель Ленинградского городского комитета Н. Тимофеев вручил активистам секции грамоты, знаки «За активную работу», ценные подарки и пожелал им новых успехов в развитии спорта. Г. КРИВИЧ.НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИИ ТРЕНЕРАервые автомобильные зимние ралли имели три основные особенности: соревнования были командные; трасса охватывала весьма разветвленную сеть дорог Прибалтики, что требовало умения быстро ориентироваться по карте; дистанция проходила по заснеженным и обледенелым дорогам, часто в трудных метеорологических условиях, при высоких заданных скоростях движения. Одним из основных элементов ралли является умение ориентироваться, вести автомобиль по карте или схеме и выдерживать заданный режим движения, соблюдая при этом правила движения по открытым дорогам. В нынешних соревнованиях эту работу выполняли фактически 1 или 2 члена каждой команды. Задачей остальных участников было двигаться за головной машиной и зыдерживать заданный режим движения. Повышенную нагрузку несли водители головного и замыкающего автомобилей. Движение по сильно пересеченной местности, в темноте, при гололедице или во время снегопада со скоростью, временами доходящей до 80—90 км/час, требовало от водителя головной машины постоянного напряжения и высокого мастерства. Не менее трудно было ехать и на замыкающем автомобиле, в обязанности экипажа которого входило оказание помощи товарищам по команде; даже при небольшой задержке приходилось затем идти с • повышенной скоростью. На замыкающем автомобиле, кроме двухПводителей, ехал и руководитель команды. Заданные скорости при движении по расчищенным и хорошо спрофилированным дорогам Прибалтики вполне выполнимы, однако выдерживать эти скорости при движении в темноте и особенно во время метели было трудно и связано с риском; это особенно касается участка от Тарту до Иыхвы. Большинству команд такой темп движения оказался не под силу. В основных условиях соревнований была разрешена установка дополнительных фар, что могло значительно облегчить условия движения в темноте, особенно во время метели. Однако организаторы соревнований не смогли получить разрешения на движение по дорогам Эстонии с дополнительными фарами, и их пришлось снять. При организации соревнований в дальнейшем необходимо учесть, что пункты контроля не следует располагать в центре города или на выезде из него; это заставляет участвующих спортсменоз иногда вести машины по городским улицам с повышенной скоростью. Лучше располагать эти пункты при въезде в город или в населенный пункт, а в крупных городах делать входные и выходные пункты KB и нейтрализовать время движения по городу. Расположение пункта при въезде в населенный пункт одновременно позволит строже проверить правильность движения участников по заданному маршруту. А. ДМИТРИЕВСКИЙ, тренер команды г. Москвы.15