12
13
зах у... зрителя — медицинской сестры Ольги Писаренко, которую судьба ему поспала почти на середине трассы. Палатка медслужбы стояла на 12-м километре. Много раз проезжал Сергеев за зиму это место и, казалось ему, изучил здесь каждую ледяную «тропку». Когда Писаренко, попросившись к нему в коляску, робко спросила, знает ли он, что трасса впереди размыта, Сергеев самоуверенно усмехнулся: — Ничего, обогнем... Не на ногах ведь, на колесах. Однако уже через несколько километров стало ясно, что для такого оптимизма было не слишком много оснований. «Крюк» вокруг полыньи оказался нескончаемым и уводил машину все дальше и дальше от наезженных дорог и знакомых мест. Сергеев повернул было обратно, потом взял влево, вправо, снова вперед, но результат был тот же: вода, кругом вода. Конечно, если бы не срочный пакет (да еще девушка, спешившая в свой медсанбат на берегу], следовало бы дождаться утра и лишь тогда продолжать дальнейшие поиски трассы. Когда на Ладоге сняты посты, она и днем-то представпяет собою ледяную пустыню, в которой нетрудно заблудиться. А ночью, при затянутом тучами небе!.. Два часа выбивался Сергеев из полынного плена, чувствуя все это время на себе полуиспуганный, полуодобрительный взгляд притихшей медсестры; наконец он выехал к местам, хоть и незнакомым, но явно расположенным вблизи земли. Смутные очертания берега угадывались по многим признакам, но... и здесь его отделяла полоса воды, глубину которой можно было измерить только, так сказать, эмпирическим путем. Напрасно Сергеев носился в отчаянии по кромке льда, надеясь найти где-нибудь перемычку, всюду была вода. Надо было решаться на «эксперимент». — Попробуем! — тихо спросил он, пытаясь в темноте разглядеть выражение лица своей пассажирки. — Не очень страшно! — Нет, — так же тихо ответила медсестра и доверчиво поглядела ' ему в лицо. — Что же делать! ...Испугались они уже потом, на берегу, когда были задержаны боевым охранением наших войск! и грелись в землянке какого-то лейтенанта. Оказывается, немцы были в трехстах метрах правее и, вероятно, немало удивлялись доносившимся с озера звукам мотоциклетного мотора, когда Сергеев почти вплотную подъезжал к их позициям, ища ледовую перемычку.Б. КОНЕВ, главный судья соревнований, судья всесоюзной категории а Большой арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках впервые в истории нашего мотоциклетного спорта состоялись гонки по ледяной дорожке на личное первенство 'Советского Союза. В них приняли участие 76 сильнейших мотоспортсменов шестнадцати городов страны. В классе мотоциклов до 125 см 3 выступали 24 мужчины и 10 женщин, до 350 см 3 — 24 спортсмена и на мотоциклах с колясками — 18. Гонки проводились по системе с выбыванием и состояли из предварительных, полуфинальных и финальных заездов. В каждом из них стартовало 6 спортсменов. Дистанция в4 круга равнялась 1,6 км. В предварительных гонках участники имели право выступить по 3, а в решающих — по 2 раза. Мотоциклисты получали за первое место 6 очков, второе — 5 очков и т. д. В случае невыхода на старт или схода с дистанции очки не начислялись. Право перехода в полуфинал и финал определялось по наибольшей сумме очков, набранных мотогонщиками во всех заездах. В финале шесть спортсменов разыгрывали между собой первые шесть мест. Положение остальных определялось общей суммой ранее набранных очков. Соревнование открыли гонщики на мотоциклах класса до 125 см 3 . Сразу же завязалась острая спортивная борьба во всех группах. В первой завоевали право на выход в полуфинал мастер спорта В. Говоровский (Москва, ДОСААФ) и Ю. Рандла (Таллин). В двух других группах все три заезда выиграли мастера спорта москвичи В. Семин (ДОСААФ) и Б. Панферов («Буревестник»), Они же лидировали в полуфиналах. В финале В. Семин погорячился, упал на повороте и занял лишь пятое место. Звание чемпиона Советского СоюзаНОбо всех этих эпизодах, рассказанных мне однажды Сергеем Максимовичем Сергеевым, я вспомнил, сидя на трибуне стадиона им. Ленина и наблюдая за ходом мотоциклетных гонок на первенство СССР по ледяной дорожке. Конечно, немного есть общего между льдом в Лужниках и широкими ледовыми просторами суровой Ладоги, но когда москвич Б. Панферов, уфимец Б. Самородов или харьковчанин Н. Новохацкий финишировали в напряженной борьбе, я с гордостью подумап, что в их успехе есть частица и ратного труда доблестных воинов-мотоциклистов из 17-й автомобильной бригады Ленинградского фронта...1959 года в классе мотоциклов до 125 см 3 завоевал Б. Панферов. Второе призовое место осталось за В. Говоровским, третье — за А. Савельевым. Москвичи оказались сильнейшими среди спортсменов, выступавших на мотоциклах этого класса. Единственный иногородний участник — Ю. Рандла — был шестым. Гонки среди женщин отличались меньшим спортивным накалом. Трое из них явно выделялись по своему мастерству и разделили между собой призовые места. Мастер спорта Р. Ивонина (Подольск, ДОСААФ) с большим преимуществом победила в финале и стала чемпионкой страны. Второе место после дополнительного заезда завоевала заслуженный мастер спорта И. Озолина, третье — мастер спорта Н. Сусова (обе — ЦСК МО). Наиболее сильные спортсмены выступали в классе мотоциклов до 350 см 3 . Здесь встретились мастера ледяной дорожки Б. Самородов (Уфа, ДОСААФ), Г. Плешаков (Москва, ДОСААФ), Л. Шадрин (Ижевск, «Труд») и другие. Отлично подготовленный Б. Самородов уверенно выиграл все заезды ик своему недавно завоеванному званию чемпиона РСФСР прибавил еще одно чемпиона СССР. В остром спортивном поединке между Л. Шадриным и Н, Соколовым (ЦСК МО) решился вопрос о втором призере. Победил Л. Шадрин. Большой интерес зрителей вызвали гонки на мотоциклах с колясками. На этот раз многое зависело от колясочников, их поистине акробатической работы. Мастера спорта А. Лиханов и А. Карасев (ЦСК МО) выступали на машине оригинальной конструкции. Имея шарнирное соединение с коляской, их мотоцикл на поворотах мог наклоняться во внутрь и благодаря этому проходить дистанцию с большей скоростью. Одна-12 1959 год для меня знаменателен. Совсем недавно мне присвоено звание мастера спорта. На ответственных соревнованиях — первенстве Советского Союза в гонках по ледяной дорожке — мне удалось в борьбе с такими сильными гонщ иками , к ак Ирина Озолина и Нина Сусова, добиться победы. Нелегко было завоевать звание чемпиона СССР, но еще труднее, говорят, удержать его. Раиса ИВОНИНА.Соревнования мотоциклистов на льду имеют много общего с гонками по гаревой дорожке. Но все же пришлось значительно изменить технику езды. Чтобы быстрее преодолевать дистанцию, на поворотах приходилось до предела наклонять мотоцикл, опираясь при этом не на стопу, а на колено. Это, по-моему, сыграло свою роль в исходе встречи. Напряженная борьба, интерес зрителей, шумно выражавших свой восторг, говорят о том, что мотогонки на льду завоевывают все большую популярность. Борис САМОРОДОВ.После первых же заездов мы поняли, что на дистанции почти невозможно обойти идущий впереди экипаж . Т аким сбразом, все зависело от умения первыми уйти со старта. В финалах нам это удалось дважды, но мы все время чувствовали позади «дыхание» э ки ­ пажей заслуженного мастера спорта Е. Косматова и мастера спорта А. Разоренова. Они ик финишу подошли на несколько мгновений позже нас. Завоевать победу нам помогла хорошая подготовка мотоцикла. Насреддин АБДРАХМАНОВ, Вадим ПАНЧЕНКО.Последний раз я выступал втаких соревнованиях шесть лет назад. С тех пор выросло много талантливых гонщиков. Участие в первенстве СССР меня сильно тревожило, т аккак подготовку к состязанию пришлось совмещать с занятиями в школе тренеров при институте физкультуры. Но тревоги позади. И в школе и на ледяной дорожке «зачеты» сданы успешно. Борис ПАНФЕРОВ.ко успех не сопутствовал экипажу, возм ожно , потому, что сами гонщики еще не научились хорошо использовать пре ­ имущества новой конструкции, В финал вышли три наиболее опытные пары: Е. Косматое с И. Хохловым (Москва, Д ОСААФ ) , А. Разоренов с Н. К озиком (Москва, «Буревестник») и Н. Абдрахманов с В. Панченко ( Ц СКМО ) . Звания чемпиона Советского Со ­ юза добились Н. Абдрахманов и В. Панченко. Второе место присуждено экипа? ж у Е. Косматова и И. Хохлова, выигравш емуу А. Разоренова с Н. К озикомпер ­ вый финальный заезд ипришедшему одновременно с ними во втором финале. Подводя итоги проведенных соревнований, следует отметить, что они убе ­ дительно показали рост мастерства столичных и периферийных спортсменов. Предвзятое мнение, что только вМоск ­ве существуют условия для качественной подготовки мотоциклов и двигателей, было развеяно спортсменами Уфы, Свердловска, Подольска. Н еобходимо сказать о серьезном отставании развития этого вида спорта среди женщин . За исключением новой чемпионки Р. Ивониной, пока никто не может успешно соревноваться с ветеранами мотоспорта И. Озолиной и Н. Сусовой. Это указывает на недостаточную работу в спортивных коллективах по воспитанию способных молодых гонщиц. М не , как главному судье соревнований, хотелось бы еще подчеркнуть следующее. Первый опыт проведения в финале двух заездов с зачетом по суммарному результату следует признать неудачным. На мой взгляд, целесообразно вернуться к системе с одним финальным заез ­ д омвкаждом классе — наиболее подходящей в гонках с выбыванием. В этом случае и зрителям не приходится долго ожидать повторного заезда тех же гонщиков, которым необходимо некоторое время для отдыха и приведения впоря ­ д ок машин. Д ля обеспечения большего порядка и предупреждения фальстартов, думается, надо разрешать гонщикам включать передачу только после стартового сигнала, вменив им в обязанность, например, поднимать в знак готовности к старту левую руку к шлему. Наконец, учитывая, что в специфических условиях гонок по ледяным до ­ р ожкам использовать большую мощ ­ ность двигателей тяжелых машин почти невозможно , следует считать целесообразным применять легкие мотоциклы класса до 175 см 3 . По-видимому, именно на них могут быть получены наилучшие результаты.Финальный заезд на мотоциклах с колясками. Еще несколько долей секунды, и экипаж мастера спорта Н. Абдрахманова и В. Панченко первым пересечет линию финиша.Фото Д. НЕФЕДОВОЙ и Б. МАРИНИНА.