ПЕРВЫЕ СОВЕТСИИЕ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯаркое июньское солнце врывалось в окна кабинета, поблескивало на телефонных аппаратах. Оторвавшись от кипы бумаг, Ленин сильно потер руками шишковатый лоб, встал, в задумчивости прошелся по кабинету. Но вот он снова стремительно вернулся к столу. Изредка останавливаясь, по бумаге побежало перр... Шел 1920 год — пора напряженной борьбы с интервенцией, контрреволюцией, разрухой. Мягко открылась дверь, в кабинет вошла Лидия Александровна Фотиева, секретарь Совнаркома. — Декрет об автодвижении, Владимир Ильич. Не знаю, есть ли у вас сейчас время... Не дав закончить, Ленин остановил ее жестом. — Это важная проблема, на мой взгляд. Порядок в автодвижении должен быть наведен именно сейчас. Ленин' придвинул к себе несколько отпечатанных на машинке листов. Вооружился карандашом. Внимательно читал каждый из 39 пунктов. Потом взял ручку, размашисто расписался. ...Вот они перед нами — несколько напечатанных на машинке листков: «Декрет Совета Народных Комиссаров об автодвижении по городу Москве и ее окрестности (правила)», подписанный Председателем Совета Народных Комиссаров В. Ульяновым (Лениным), управляющим делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевичем и секретарем Совнаркома Л. Фотиевой 10 июня 1920 года. Декрет был опубликован в № 127 «Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов» от 13 июня 1920 года. Вчитаемся в эти первые советские правила движения автомобильного транспорта. Многое в них уже отошло в область истории. И это понятно: не сравнишь автомобили 1959 года с автомобилями 1920 года ни по качеству, ни по количеству. Но есть в этих первых правилах и то, что осталось жить до наших дней. «Каждая курсирующая по городу Москве и Московской губернии автомашина должна иметь два печатных номерных знака... Самописные номерные знаки отнюдь не допускаются. Номерные знаки должны содержаться в чистоте и исправности и вполне соответствовать своему назначению: опознанию на ходу машины спереди и сзади». Декрет, подписанный В. И. Лениным, подробно разъясняет правила регистрации автомобиля, дает полный перечень шоферских документов и путевых листов. И всюду, в каждом пункте слышно дыхание времени. Гражданская война, напряженное положение обязывали всех шоферов иметь при себе, помимо шоферских прав, удостоверение личности, выданное с места службы с визой военного комиссариата города Москвы. Основное место в декрете занимает глава «О мерах к предотвращению опасности от автодвижения по улицам города Москвы». В ней указана скорость, с какой могут двигаться по улицам легковые автомобили, мотоциклы, грузовиЖки в дневное и ночное время. «Легковые автомобили и мотоциклы могут двигаться по улицам со скоростью не свыше 25 верст в час, а грузовые автомобилине свыше 15 верст в час». Скорость движения не ограничивалась только для автомашин, выезжающих на пожар. «Езда левой стороной, обгон на узком месте и срезывание углов безусловно воспрещается». Интересно, что уже в то время принимались меры к уменьшению шума на улицах. Конечно, тогдашняя техника не позволяла сделать многого в этом отношении. Автомобилям приходилось часто употреблять самые фантастические горючие смеси. Поэтому правила в виде исключения разрешали езду без глушителей для автомобилей, двигатели которых перегревались от плохого горючего. И вот еще один любопытный пункт. Думается, что его не надо комментировать: «Езда с милицейским свистком (с горошиной в свистке), как вызывающая панику на улицах, воспрещена».Декрет строго определял круг лиц, имеющих право поездок на служебных легковых автомашинах. Сотрудники всего десяти организаций, таких, как ВЦИК, СНК, ВЧК, РВС, имели это право, причем безусловно запрещалось «пользование автомобилями для поездок в театры, концерты и тому подобное». Наблюдение за соблюдением правил этого декрета возлагалось на автоинспекцию транспортного отдела Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. ...Листаешь пожелтевшие листки одного из советских декретов и слышишь за шорохом страниц, как встает во весь рост 1920 год. Невольно поражаешься тому, что в тяжелые дни гражданской войны, голода и разрухи вождь партии и государства Владимир Ильич Ленин нашел время для того, чтобы заняться и таким вопросом, как движение автотранспорта. Ю. ДМИТРИЕВ.АВТОМОБзале Центрального музея В. И. Ленина выставлен для осмотра автомобиль. Скупая аннотация гласит: «Автомобиль, которым'пользовался В. И. Ленин в 1920 — 1922 году». Много труда и стараний приложили работники музея и советские люди из разных городов страны, чтобы этот автомобиль был разыскан и доставлен в музей. Постоянный шофер В. И. Ленина тов. Гиль сообщил основные приметы автомобиля, в архиве была найдена приемо-сдаточная ведомость с техническим описанием машины: номер мотора — 207, тип — легковой, число мест — 4, мощность — 40/50 л. с , число цилиндров — 6. Ведомость заканчивалась словами: «На машине следует осмотреть крепление мотора и передние кожуха». Этот Доку-ИЛЬ№ 236Вмент был датирован 27 мая 1930 года. Работникам музея удалось установить, что после смерти В. И. Ленина этот автомобиль находился в гараже Совета Народных Комиссаров, затем его переправили в Симферополь, а оттуда в Керчь. Здесь он и был обнаружен. Последним шофером на этом историческом автомобиле был Г. Аристархов, который и рассказал, что в 1937 году после серьезной аварии автомобиль было решено сдать на металлолом. Аристархов воспротивился этому, сам восстановил автомобиль и прошел на нем еще 15 тысяч километров. Ежедневно сотни посетителей с интересом осматривают автомобиль с номерным знаком 236, на котором ездил В. И. Ленин.