mmКОХИА/I • РАПЛА *. ГМЙДЕ ЙЫГЕМТт%.щ' УЧУСТВЕ ШТ/М-ЯРВЕ вяцдр/ijПЯРНУ у/ ''-рмыслтСУ Г РЕ-Я НИ*ТМУ/СН/1ННГЕ-НЫМЛ1Е' АВЬЯ-ПАЛУОЯрвыруBA/IAfHEPJ Г 'Ш rdОпыт проведения ралли в зимних условиях,.-Ш/1ПЕПервый участок («Рижское кольцо») — — — — — — Второй участок («Таллинсное кольцо») — . Третий участок («Пярнуское кольцо») — Четвертый участок («Тартуское кольцо») — _ ______олгое время считалось, что ралли, как, впрочем, и другие автомобильные соревнования, не могут проводиться в зимние месяцы. Дороги зимой либо скользкие, что создает угрозу безопасности движения, либо покрыты снежными переметами, что делает дистанцию непроходимой без посторонней помощи. На основе действующих правил соревнований отрицалась и целесообразность подобных соревнований с командным зачетом и взаимопомощью между членами одного спортивного коллектива. Поэтому естественно, что организаторы соревнования, его участники и судьи с большим волнением готовились к проведению первых в Советском Союзе трехдневных круглосуточных ралли в зимних условиях с командным зачетом. По сравнению с ралли, проводившимися в летнее время, от участников этих состязаний требовалось соблюдение не только регулярности движения (т. е. точного прихода на пункты KB), но и его равномерности (при опозданиях не разрешаДлось входить в основное расписание путем превышения заданной средней скорости). Это условие служило юридической основой соблюдения скоростного режима (средняя скорость 55 км/час), обеспечивающего безопасность движения по дорогам, не закрытым для обычных транспортных нужд. Дистанция ралли протяженностью 1860 км состояла из четырех участков, в основном имеющих форму колец. Каждый участок проходил через г. ТарДля выполнения упражнений участниту (Эстонская ССР), где находился штаб ки должны были передвигаться на катке и основная база соревнований. Располопо извилистым путям и маневрировать. жение участков-колец, показанное на На площадку старта заезжали одновресхеме дистанции ралли, напоминает расменно все автомобили команды, удаляв-положение лепестков полевой ромашки. шиеся с территории катка по мере выВ ралли стартовало 8 команд. К началу полнения упражнений. Новым в комплексоревнования наступили теплые дни и се упражнений было то, что дважды премагистральные дороги очистились от одолевалась колея и перевозилась эстаснега. При таком состоянии дорог участфета: первый раз колея была под левыники предвкушали легкую прогулку по ми колесами, и эстафету перевози п асфальту, так как в этих условиях не соучастник-водитель, второй раз надо быставляло никакого труда выдержать зало проехать по колее правыми колесаданную среднюю скорость 55 км/час. ми, а эстафету перевезти участнику-пасТакой именно приятной прогулкой и сажиру. оказалось движение от Тарту до Риги в первый день соревнований. В ходе соревнований был проведен Но погода в Прибалтике переменчива также скоростной подъем на крутой и коварна. Уже к вечеру первого дня на холм по пешеходной тропе с последуюобратном пути к Тарту участники были щим движением по извилистым дорожзастигнуты сильным ветром и снежной кам парка и спуском к месту финиша, «крупой», залеплявшей ветровое стекло совпадавшему с местом старта, На спуси существенно изменявшей состояние ке второй член экипажа должен был педороги. Не сумев правильно оценить соревезти эстафету, а водитель — останостояние пути, команда Ленинграда допувить автомобиль между двумя линиями стила ряд нарушений и вынуждена была финиша, отстоявшими одна от другой на выйти из соревнования. расстоянии 500 мм. Эти два упражнения были включены в программу состязаВ последующие два дня температура ния, чтобы избежать при спуске высоких воздуха резко изменялась, отдельные скоростей, особенно опасных вследствие участки дорог покрывались коркой льда, большого скопления зрителей. Старт пепоперек проезжей части наметались ред подъемом давался групповой — одснежные валы. Легкая прогулка кончиновременно всей команде при построелась. На трассе ралли развернулась нании автомобилей в колонну; зачетное пряженная работа по обеспечению вывремя — общее для всей команды — полнения расписания марша. Вводились определялось по моменту остановки на в строй цепи противоскольжения, нашел линии финиша последнего автомобиля применение шанцевый инструмент, буккоманды. сирные приспособления.В этих-то условиях и подтвердилась правильность выбора характера соревнования как спортивной борьбы команд. Стало очевидным и бесспорным, что при личном зачете индивидуально движущиеся экипажи не смогли бы преодолеть препятствий, создаваемых зимними условиями, и без посторонней помощи вырываться из снежного плена придорожной полосы. В командах была заранее продумана система зрительной связи между автомобилями посредством световых сигналов; применялось одновременное и раздельное включение габаритных фонарей, указателей поворотов и фар, использовались карманные фонари и автомобильные переносные лампы. В ходе дорожных соревнований и по окончании их было проведено пять дополнительных скоростных состязаний. Три состязания по фигурному вождению были проведены в Риге, Таллине и Тарту. Нормативные фигуры в Риге располагались на чистой асфальтированной поверхности, а в Таллине — на площади, покрытой уплотненным снегом. В этих соревнованиях на некоторых автомобилях применялись цепи противоскольжения, не давшие, однако, сколько-нибудо заметных преимуществ перед автомобилями, соревновавшимися без цепей. Наибольший интерес представило состязание по фигурному вождению, организованное в г. Тарту на катке с гладкой ледяной поверхностью, где применение цепей и каких-либо других средств повышения коэффициента сцепления не допускалось. Зрители живо реагировали на каждый удачный и неудачный маневр. А неудач было немало, в особенности на «восьмерке» и «кругах», в привычные большие радиусы которых (9 м) автомобили никак не вписывались после самого незначительного проскальзывания колес.14