Увлечение хозрасчетной деятельностью иногда превращается в самоцель, в средство зарабатывать деньги. При этом полученные в виде прибыли средства идут не на укрепление материальной базы клуба и развитие спортивной работы, а являются статьей дохода комитета ДОСААФ и расходуются на цели, не имеющие ничего общего с задачами самодеятельных автомотоклубов. В самодеятельных автомотоклубах почти совершенно не уделяется внимания работе с любителями автомобильного спорта. Сейчас, пожалуй, нет ни одного крупного предприятия, на котором не работали бы десятки, а то и сотни владельцев собственных автомобилей. Для них нужно организовывать классификационные соревнования на мастерство вождения, проводить ралли. Это не потребует почти никаких расходов, а пользу принесет немалую. Было бы неправильно считать, что недостатки, имеющиеся в работе самодеятельных автомотоклубов, — только результат невнимания к ним со стороны комитетов Общества. Существует еще немало вопросов, которые затрудняют успешную работу этих организаций. Взять хотя бы обеспечение самодеятельных автомотоклубов. Профсоюзные организации выделяют на оборонно-спортивную работу определенные средства. Но где приобрести, скажем. наглядные пособия, бензин, смазочные материалы, мотоциклы! УМТО ЦК ДОСААФ должно как-то помочь самодеятельным клубам купить необходимое имущество. С этой целью было бы так же целесообразно организовать в системе ДОСААФ предприятие по изготовлению наглядных пособий. Нередко бывает, что с помощью администрации самодеятельный клуб приобретает учебные автомобили. Однако органы ГАИ отказываются ставить их на учет. Об этом пишут в редакцию активисты Общества из разных городов страны. Органы ГАИ при этом ссылаются на то, что юридическое лицо самодеятельного автомотоклуба определено недостаточно ясно. Но, допустим, автомобили согласится взять под свою ответственность комитет ДОСААФ. В этом случае ГАЙ отказывает в «прописке» по другой причине: создание карликовых автохозяйств — менее 10 автомобилей — запрещено. Раньше вопрос решался проще — на каждом предприятии была своя автобаза, и учебный автомобиль «прописывался» в этой автобазе. Сейчас мелкие гаражи ликвидированы, во всех городах созданы крупные объединенные автохозяйства совнархозов, которые не хотят брать к себе учебные автомобили. Управлению военно-технической подготовки ЦК ДОСААФ надо учесть происшедшие в структуре народного хозяйства страны изменения и решить с соответствующими организациями эти важные вопросы. Часто при организации клуба у него нет средств даже для покупки наглядных пособий. Назрела необходимость продумать вопрос о какой-либо форме кредита «на обзаведение». Не обязательно, чтобы кредит этот был в денежном выражении. Но если областные комитеты смогут передать новому клубу наглядные пособия и технику для открытия хозрасчетных курсов шоферов или мотоциклистов, зарядной или вулканизационной мастерской для любителей, он, конечно, быстро сумел бы вернуть долг. Система кредитования или хотя бы рассрочки при уплате за приобретаемую технику и пособия помогла бы намного улучшить работу и облегчить первые шаги самодеятельных клубов. Слабо помогают самодеятельным клубам наши штатные автомотоклубы ДОСААФ. А ведь именно они должны подсказать активистам, как наладить спортивную и учебную работу, как лучше провести автомобильные состязания, подготовить тренера, помочь преподавателю-общественнику. Принятое недавно постановление секретариата ЦК ДОСААФ «О ближайших мероприятиях по развитию автомобильного и мотоциклетного спорта в организациях ДОСААФ» требует резкого увеличения количества автомотоспортсменов, участвующих в состязаниях на собственных машинах. Новое, постановление предполагает разработку таких условий соревнования, которые будут предусматривать стимулирование спортсменов, выступающих на собственных машинах. Это должно способствовать развитию спорта ив самодеятельных автомотоклубах. Как всякое начинание, новая форма проявления общественной инициативы — самодеятельные клубы нуждаются сейчас в постоянной поддержке и внимании со стороны комитетов. Только это позволит им быстро окрепнуть и стать действенным средством улучшения оборонно-массовой работы в Обществе.САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ КЛУБАМПОВСЕДНЕВНОЕ ВНИМАНИЕного миллионов членов насчитывает наше патриотическое добровольное Общество — самое массовое, самое популярное из всех добровольных обществ страны. И это вполне понятно. «Пока существуют агрессивные военные блоки западных держав,—говорил на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев,— мы обязаны укреплять и совершенствовать наши славные Вооруженные Силы, стоящие на страже великих завоеваний и мирного труда советского народа». Поэтому каждый советский патриот старается внести посильный вклад в благородное дело укрепления обороноспособности страны. IV съезд ДОСААФ поставил задачу добиться, чтобы в каждой организации были созданы и работали военные, военнотехнические кружки или спортивные команды. Решить ее во многом должны помочь самодеятельные автомотоклубы. Прошло больше года с тех пор, как Центральный комитет ДОСААФ одобрил почин уралмашевцев —зачинателей движения за создание самодеятельных клубов. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги их деятельности, осмыслить первые шаги нового патриотического движения. Самодеятельных автомотоклубов создано немало. Это и не удивительно — активисты подхватили новую интересную форму оборонной и спортивной работы. Однако не везде они встречают поддержку со стороны комитетов Общества. Ведь только этим можно объяснить, что во всей Московской области нет ни одного самодеятельного автомотоклуба. Не лучше положение ив Ленинграде. Там был создан единственный в городе самодеятельный АМК на Ижорском заводе, который, кстати сказать, фактически не работает. Имеются случаи, и к сожалению не единичные, когда уже открытые клубы прекращают свое существование или обращаются с просьбой превратить их в штатные. Такие факты наблюдались в Горьковской области и Краснодарском крае. Но дело и не только в том, что некоторые комитеты не уделяют общественным клубам достаточного внимания. В Свердловской области, например, организован ряд самодеятельных АМК. Однако бросается в глаза одна общая черта, присущая многим из них. Как ни странно, самодеятельные спортивные клубы почти не занимаются спортом. Кажется, уж где-где, а в клубе Уралмаша имеются к этому все возможности. Однако до сих пор спортсмены этого крупнейшего в стране предприятия не выступили ни на одних состязаниях. V некоторых активистов сложилось совершенно неправильное мнение, что заниматься мотоциклетным спортом — это значит обязательно выступать на всесоюзных, в крайнем случае на областных состязаниях. Если такой возможности по какой-либо причине пока нет, то считается, что спортивную работу вести нельзя. В Уральском политехническом институте, например, имеется более двух десятков дорожных мотоциклов. Рекорды на них, конечно, не поставишь. Но когда из 15 тысяч студентов тут имеется всего 8 мотоциклистов-разрядников, то это говорит о том, что руководители комитета ДОСААФ и совета самодеятельного АМК просто забыли о самом главном — развитии массовости спорта, привлечении к нему новых молодых любителей. Большинство советов самодеятельных клубов обращает главное внимание на соэ^,.ц»е хозрасчетных курсов шоферов. Причем часто бывает, что обычным курсам при первичных организациях механически присваивают название самодеятельных автомотоклубов. При этом комитеты даже не всегда считают необходимым проверить наличие достаточной материальной базы. В результате бывает, что, «учитывая наличие материальной базы», областной комитет ДОСААФ своим приказом разрешает открыть самодеятельный клуб, а спустя пару месяцев ГАИ запрещает продолжение занятий на курсах шоферов из-за недостаточной обеспеченности их помещениями или наглядными пособиями.М1