ПРИБОР ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯаждый автомобилист может изготовить удобный и очень простой прибор для прослушивания двигателя автомобиля. Для этого нужно иметь лишь пару пьезоэлектрических телефонов (наушников). Прибор состоит из двух частей: датчика, преобразующего звуковые колебания в электрические, и приемника, который, наоборот, преобразует электрические колебания, посылаемые датчиком, снова в звуковые. Датчик (см. рисунок) представляет собой обычный пьезоэлектрический наушник 1с удаленной из него алюминиевой мембраной. Угол А пьезокристалла, к которому была прикреплена мембрана, остается свободным. В центре корпуса датчика просверливается отверКстие ив нем двумя гайками закрепляется латунный или стальной стержень 2 длиной 150—200 мм и диаметром 34 мм. Мелкие отверстия, имеющиеся в крышке наушника, следует заклеить кусочком алюминиевой или латунной фольги 3 при помощи клея БФ-2. Для повышения чувствительности прибора на угол кристалла, к которому была прикреплена мембрана, можно приклеить свинцовый грузик 4 весом 4—5 г. Д ругой такой же наушник, служащий приемником, не подвергается никаким переделкам. (Клеммы датчика и приемника соединяются между собой посредством двухпроводного шнура длиной около 1 м. При работе прибора прикладывают конец стержня датчика к двигателю иподносят приемник к уху (его можно укрепить на голове с помощью обычного телефонного оголовья). Вибрации двигателя передаются через стержень корпусу датчика и далее—пьезокристаллу, вызывая в нем деформацию изгиба. Возникающие при этом на гранях кристалла электрические заряды посту- V пают в приемник и преобразуются там, ' в звук. Пользуясь таким прибором, можно безошибочно определить место возникновения шума в двигателе хи тем самым своевременно выявить и устранить ту или иную неисправность. Инженер Ю. ГОРНУШКИН. г. Омск.САМОДЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬПри эксплуатации мотоцикла на пыльных дорогах обычно интенсивно изнашивается двигатель. Это объясняется тем, что в цилиндры вместе с всасываемым воздухом попадает много частичек пыли. Не помогает даже масляный воздухоочиститель, устанавливаемый на мотоцикле М-72. Это побудило нас изготовить своими силами инерционно-масляный воздухоочиститель собственной конструкции. Работа была выполнена на базе экспериментальной секции Ленинградского городского автомотоклуба ДОСААФ. Поперечный разрез воздухоочистителя и вид его сбоку показанына рисунке. Воздухоочиститель установлен в верхней части топливного бака. Воздух подается к карбюраторам по двум трубкам 1, вваренным в топливный бак. Карбюраторы соединены с этими трубками короткими отрезками гибкого шланга. Мы использовали для этой цели шланг от пылесоса. лой форме уменьшается сопротивление всасываемому воздуху. Лучше всего вытачивать эту крышку из дюраля. Крышка опирается на кожух проволочной набивки, а он в свою очередь — на корпус воздухоочистителя тремя папками 3. Все детали скрепляются посредством центральной шпильки 9, имеющей сверху гайку. Набивка удерживается на месте с помощью редкой сетки 8. Изготовить набизку можно различными способами. Очень удобно применять в этих целях металлические мочалки для мытья кастрюль, которые продаются в хозяйственных магазинах. Край кожуха набивки, образующий зазор 4, должен быть закругленным, как показано на рисунке. В холодное время года можно заливать в воздухоочиститель масла больше, до полного перекрыт ия зазора 4. Тогда оно будет играть роль автоматической воздушной заслонки и облегчит пуск двигателя. Такой воздухоочиститель эксплуатируется уже более полутора дет (пробег 16 тыс. км). Наблюдения за его работой показали, что он не уменьшает мощности двигателя и не увеличивает расход топлива. Всего женаш мотоцикл М-72 прошел 20 тысяч километров без смены поршневых колец. При этом мы совершили на нем путешествие в Среднюю Азию в летнее время, когда содерж ание пыли в воздухе очень велико (см. «За рулем» № 7 за 1958 год). В любых условиях воздухоочиститель работал надежно и хорошо фильтровал воздух. Унос масла воздухом отсутствовал. Заменять масло приходилось редко (через 3 тыс. км), так как его много, а высокое расположение фильтра способствует уменьшению запыленности всасываемого воздуха. Промывать набивку можно, не снимая воздухоочиститель. Для этого надо наполнить бензином корпус 5. Бензин и масло удаляются из корпуса достаточно быстро с помощью протирочного материала. Разумеется, подобный воздухоочиститель можно изготовить и для мотоцикла любой другой модели, изменив сечения воздухопроводов в соответствии с мощностью двигателя. Не обязательно ставить воздухоочиститель в топливный бак и делать центральную трубу 10. Очищенный воздух можно вывести и через крышку 7. При этом необходимо иметь в виду следующее: место забора воздуха нужно располагать как можно выше; нельзя ставить воздухоочиститель близко к колесам; трубы для провода воздуха должны быть как можно короче и иметь мало изгибов, чтобы не снижать мощности. Желательно, чтобы диаметр этих труб был не меньше наружного диаметра входного патрубка карбюратора. В. К УШПИЛЬ , Ф. СУББОТИН.неопубликованных писем Шофер т. Ксандров (учхоз «Красный ветеринар» Харьковской области) в своем письме в редакцию отмечал недостатки конструкции автомобиля уд3-450. Письмо было направлено руководству завода. Как сообщил редакции главный конструктор т. Музюкин, заводом были приняты соответствующие меры. В частности, на автомобиле введено дополнительное крепление радиатора, разработана установка поворачивающихся стекол в дверях кабины, улучшено освещение приборов и др.По следам*В письме т. Дугданова (Агинская РТС Читинской сбласти) критиковался Агинский районный комитет ДОСААФ за недостатки в руководстве автомотоспортом. Это письмо редакция направила Читинскому областному комитету ДОСААФ. Председатель обкома т. Семенов сообщил, что факты подтвердились. За плохое руководство оборонной работой председатель райкома т. Цыбенов с занимаемой должности снят. Новому руководству райкома предложено организовать секции по военно-прикладным видам спорта и привлечь новый актив из числа досаафовцев района.*Фильтр изготовляется из листового материала, причем швы должны быть тщательно проварены или запаяны медью. Он состоит из корпуса 5, вваренного в топливный бак, к рышки 7, центральной трубы 10 для подачи воздуха, проволочной набивки 6и конического отражателя 2. Путь воздуха показан на рисунке стрелками. Попадая в воздухоочиститель, воздух проходит прежде всего через кольцевой зазор 4 около поверхности масла и здесь резко изменяет направление движения. Благодаря силам инерции тяжелые частицы пыли не могут повернуть так круто и прилипают к поверхности масла. Далее воздух поднимается и проходит через проволочную набивку 6. При этом он увлекает за собой частицы масла. Здесь воздух окончательно очищается от мелких частиц пыли, которые не были задержаны в кольцевом зазоре. Как видно из рисунка, к рышка7 имеет плавные очертания. При такой округРуководство конструкторского бюро Ковровского завода в своем ответе на письмо читателя т. Шпарковского (г. Коломна), который высказал ряд критических замечаний и предложений по выпускаемым этим заводом мотоциклам, признало их правильными и сообщило, что работники завода приняли меры к тому, чтобы быстрее устранить недостатки конструкции. По следам опубликованных материалов «ЗАБОТЫ ДЕДА СТАРТЕРКИНА» В этом материале, опубликованном в десятом номере журнала, говорилось о том, что таблички троллейбусных остановок не всегда видны водителю автомобилей о проезжей части. Как сообщил в редакцию начальник отдела РУД МВД исполкома Мосгорсовет а т. Л. Малов, вопрос о более удобном размещении указателей троллейбусных и автобусных остановок на улицах Москв ы будет решен Управлением пассажирского транспорта исполкома Мосгорсовета.г. Ленинград. 21