16
17
18
ЯзССРМИНИСТЕРСТВО*'Автомобильного ТРЯЙСПОРТЯ и шоссейных ПОРОГ АВТОМОБИЛЬНАЯ ^ЮРЛГАТАШКЕНТ ТЕРМЕЗ.*&ж•ЪкW•$ /мЧ9ирокая лента асфальта прочно легна ровную, как стол, земную грудь. Фиолетовую, до глянца накатанную шинами линейку Большого Узбекского тракта перечеркивает краснобелый пограничный шлагбаум. Шоссе безлюдно. Справа, за проволочным 'заграждением и распаханной контрольноследовой полосой, лениво катит мутноватую воду Сурхан-Дарья. За рекой — Афганистан. Отчетливо видны какие-то постройки и такой же, как здесь, травяной ковер. Невдалеке, на окраине Термеза, темнеют сады, сливаясь с буйной весенней зеленью степи. Около шлагбаума в будке звенит телефон. Выслушав сообщение, дежурный по КПП говорит: — Из Термеза в Ташкент следуют два грузовика. Можете поехать с ними. Вот и тракт посмотрите. Большой Узбекский тракт построен около двадцати лет назад. Он связал Ташкент с пограничным Термезом, сегодня цветущим городом, а в прошлом захолустной окраиной Бухарского ханства. Автомобильная дорога протянулась более чем на семьсот километров. Она проходит по безводным солончакам, высокогорным плато, вторгается в скалистые отроги Гиссарского хребта, пересекает Зеравшанский хребет и петляет там по обрывистым кручам, уходя под облака. Нелегок здесь труд шоферов. Летом в Термезе температура поднимается до пятидесяти градусов. Ведь Термез — это самое жаркое место в Советском Союзе. На автомобили приходится устанавливать дополнительные баки с водой, чтобы увеличить объем системы охлаждения. А в горах прохладно. Д ожди , туманы, бывают и заморозки. Каждый поворот, каждый подъем и спуск — а их сотни на тракте — таят опасность. Малейшая неисправность, оплошность и... только эхо засмеется в горах: не станет ни машины ни водителя. Обо всем этом, как о самом обыденном и простом, рассказали Евгений Пищулин и Махмуд Пулатов, гостеприимно предоставившие мне место в просторной кабине ЗИЛ-150. Пищулин держит скорость под шестьдесят. Д о вечера надо проехать более трехсот километров, чтобы засветло достичь самого трудного участка — Самар-, кандского перевала — и уже на рассвете, когда еще не слишком жарко, носветло, начать подъем. Ночью там стараются не ездить; свет фар на крутых извилистых спусках уходит куда-то в пропасти, и за направлением дороги трудно уследить. Около тракта встают и вскоре остаются позади холмы, охватившие глубокое и своенравное озеро Уч-Кызыл. Нередко здесь проносится «афганец» — горячий ветер огромной силы. Озеро тогда кипит от волн, а автомобили, идущие в сторону Термеза, едут медленнее обычного, борясь с ураганом и тучами колючего песка. Под ровный, баюкающий гул двигателя Пищулин рассказывает: — Ездим мы в Ташкент раза два-три в месяц. За каждый рейс выходит около двух тысяч километров. В стороне от дороги, в горах, есть немало новостроек. Вот их и обслуживаем. Возим оборудование для шахт, строительные материалы, иногда — взрывчатку. Пока ее доставишь — нервы натреплешь. Ведь всякое может случиться.| ла16 Это они водят автомобили по Большому Узбекскому тракту. С лева М. Пулатов, Е. Пищулин. В. Нархов.направо:Тут как-то вШаргуни вез я из забоя человек двадцать. На спуске оборвался кардан, перебило тормозную трубку. Дорога узкая, впереди — поворот. По однусторону отвесная скала, п одру ­ г ую — о брыв . М ашина , к ак шальная, идет накатом . Ну ипришлосьприжатькска ­ ле, а жжелезо хрустнуло. Борт начисто снесло. Ж алко автомобиль, а что поде ­ лаешь, м оглоихуже быть. Часа через два шоферы остановились вкишлаке , о коло чистого, к акроса , источника. Решили перекуритьи вымыть машины . Пулатов облил несколько разр азгоряченныйгрузовикводой , он мо ­ ментально высох, но остались затеки. П ищулин покачал головой : «Дай-ка», — и принял ведро . А втомобиль он мыл так, б удто собирался на смотр , а не вбез ­ л юдныегоры и, у бедившись , что старался не напрасно, п одошелкомне : — Терпеть не могу , к огда машина заляпана, т очно сам неумыт... И его на свой вкус приучаю , — кивнул он на Пулатова. — Л юбит учить, х орошо учит, — улыбнулся Махмуд . Черноглазый, по-узбекски смуглыйПулатов прислушивался кразговорами лишь изредка вставлял несколько слов. К огдамы снова тронулись в путь, о н попросил Пищулина: «Дай поеду, Женя?». «Горы перевалим — тогда...» — ответил Пищулин . Причина стала ясна позднее , но прежде — н есколько слов осамом Пищулине. Ж ил он раньшевДжамбуле , работал дежурным по щиту на электростанции, а сам мечтал о дальних дорогах . П ред ­ ставлял себя за рулем , е дущим то навстречу заре , то вглухую ночь скаким то важнымгрузом . И допорыдовре ­ м ени мечта оставалась мечтой . Сосед по квартире Пищулина работал шофером . Как-то, после разговораподушам , он посоветовал Евгению поступить на курсывавтомотоклуб , дал кон ­ с пекты , у чебник , обещал помочь . В Джамбулском автомотоклубе ДОСААФПищулину сказали, что груп ­ пы укомплектованы , но одна из них начала заниматься недавно. Евгений решил самостоятельно наверстать пройденноеи добился намеченного : д огналобучаю ­ щихся на курсах, вошел в число пере ­ довых, сдал экзаменыи на той же электростанции стал работать шофером . А потом — а рмия , г одыслужбы на Дальнем Востоке. Вместе сопытомпоя ­ вились благодарности от командованиявойсковой части и два значка отличника... М ахмуда Пулатова Евгений знает недавно. П ередпрошлымрейсом их по ­ з накомил начальник гаража , сказав, что Пулатов покастажериему надо попрак ­ тиковаться. За нашимавтомобилем шел ещелдинЗИЛ . Его вел Виктор Нархов. В прошломвыпускник досаафовских курсовКиевского автомотоклуба, Н ар ­ хов, как иПищулин , п рошелармейскуюшколупрежде , ч ем стал работать здесь, на БольшомУзбекском тракте. — Весной ездить в рейсы — о дноудо ­ вольствие, не то, что зимой , — рассказывал он , к огдамы обедали вСайробе , в чайхане под тенью тысячелетних чи ­ н ар . — В горах — ледянка, с кользко , цепи за камень не берутся. Т огои гляди загремишьсобрыва . Д орогаузкая , на-Сайроб. Здесь в чайхане водители могут отдохнуть и пообедать., • ;,: "Р*'"*.'riv- -' -- v ^ 9Rgg Ш « ^.-' ^ s ssS * ^w jiii 9Ыш На перевале. В ожидании, дока рассеется туман. клонная. Дальше поедем — увидите сами. И действительно, вскоре скалы сжали тракт. Он становился все уже, извилистей. Километровые и телеграфные столбы подошли вплотную и зашагали по самому краю дороги. Машины то и дело въезжали в тесные каменистые ко ­ ридоры, образованные морщинистыми складками гор. Где-то в поднебесье красноватым пламенем заалели снежные вершины и, погорев немного, погасли. Солнце село. Стало заметно холодней. Подъем на Самаркандский перевал начался на рассвете. Отдохнув в придорожной чайхане, шоферы придирчиво осматривали машины: проверили тормоза, исправность рулевого управления. Убедившись, что все в порядке, медленно тронулись в путь. «Категорически запрещаются обгон и заправка. Скорость 15 км» — гласило требование, написанное на огромном щите. И тотчас дорога резко свернула влево, потом — вправо, один за другим поползли навстречу предупредительные знаки, означавшие опасность. Тракт взбирался на скалы. За каменной громадой, которую, сигналя, обходили машины, открывался небольшой участок, повисший на выступе. Под ним в голубоватой дымке теснились кряжи, и казалось, что дорога вот-вот нырнет туда, в бездонную глубину. •. — Посмотрите... во-о-н там, — показал Пищулин. Под отвесным склоном виднелись остатки автомобиля. — Выпил тут один «для храбрости».. Все дальше, в глубь гор забирались автомобили. Словно через вату стали доходить до слуха звуки напряженно работавшего двигателя: давала знать о себе высота. Стрелка воздушного манометра опустилась к цифре «6». — Упадет ещё ниже, —заметил Пищулин, — воздух здесь не густ. У тех, кто послабее, может из носа кровь пойти. Сейчас еще немного, и все. И вот, наконец, автомобили выбрались на широкую и ровную площадку — вершину перевала. Отшлифованные ветрами и временем скалы исписаны вдоль и поперек. Чьи-то имена, фамилии, узбекские, русские, числа, месяцы, годы. «Прошел горы сто раз. Шофер Исламов», — вывела на базальте, видно, крепкая рука, отмечая своеобразный рубеж опыта и выдержки. На вершине пришлось задержаться, ожидая, пока схлынет из ущелий, где проходит дорога, туман. Растекался он нехотя, открывая постепенно величественную панораму пиков, закутанных в холодный белый снег. На площадку подошло еще несколько автомобилей. Водители собрались на краю уступа и молча наблюдали, как просыпается за дальними отрогами день. Их неподвижные фигуры монолитно выделялись на бледном фоне неба, напоминая сильных и гордых птиц, отдыхающих в дальнем перелете... Н. БОБРОВ. Фото автора.Термез — Самарканд.В Самарканде автомобили остановил инспектор ГАИ.Редко доводится жителям солнечного Узбекистана поиграть в снежки.ШиННШШПНН18