рактор резко дернулся и встал. Витька испуганно ойкнул и ухватил Александра за рукав. Тот, закусив губу, не сводя взгляда с борозды, переключил скорость. Мотор" взревел, но колеса остались неподвижными. Мальчишки переглянулись. Александр спрыгнул на землю, рывком поднял капот. — Чего там? — спросил Витька. — Муфта полетела... Иди-ка сюда, поможешь. Быстро темнело. Дул холодный ветер. Александр выпрямился, шмыгнул озябшим носом. — Надо бежать в школу, в мастерскую. — Давай сбегаю, — обрадовался Витька. Торопливо повторив название нужных деталей, он скрылся в темноте. Александр плотнее запахнул стеганку, сунул в карман грязные кулаки и нетерпеливо зашагал взад-вперед. Через пару часов над полем вспыхнул и затрепетал на ветру облитый маслом факел. — Экзамен по всем правилам, — усмехнулся Александр, вспоминая уроки Ивана Кузьмича Жильцова, руководителя кружка трактористов. — Тут тебе'сразу и теория и практика. К утру «экзамен» был сдан: трактор двинулся по полю. Это случилось весной прошлого года на участке, который отвел юным трактористам Кромской средней школы Орловской области колхоз «Путь к расМечта осуществилась: Анатолий Капустин и Виктор Множин выводят трактор в поле.Тсвету». На участке трудились и другие ученики Ивана Кузьмича — Юрий Головин, Ваня Кулаков, Таня Михайлова, Лида Рождественская — всего сорок школьников. Работали много, учились упорно. Осенью все ребята сдали экзамены и получили удостоверения механизаторов. Волна великого народного подъема, прокатившаяся по колхозным полям после исторических решений партии о развитии сельского хозяйства, вызвала большой энтузиазм среди молодежи. Во многих школах Орловской области были организованы кружки механизаторов. ...Поля колхоза имени М. И. Калинина раскинулись невдалеке от Яковлевской средней школы, что в семидесяти километрах от Кром. В погожие весенние дни учащиеся заглядывались на трактора, которые шли по полю, оставляя за собой волны вспаханной земли. И не было среди школьников, пожалуй, , ни одного, кто не представлял бы себя на месте тракториста. Но больше всех мечтал научиться управлять трактором Анатолий Капустин. Юношу потянуло к машине давно. Еще совсем мальчишкой он часами вертелся у колхозных машин, следя за работой шоферов. Анатолий был готов выполнить любое поручение, лишь бы разрешили ему потрогать рычаги или повертеть руль. Однажды по школе разнеслась весть об организации тракторного кружка. Анатолий первым прибежал записываться. Но тут его ждало разочарование — в кружок принимали только учеников десятого класса, а Толя учился лишь в восьмом. И все-таки он добился своего — ему разрешили посещать занятия. Конечно, заниматься ему было трудно. Поэтому Анатолий часто наведывался к своему хорошему знакомому — колхозному шоферу дяде Саше, который помогал ему лучше разобраться в устройстве магнето или аккумулятора. С каждым занятием Толя приближался к заветной цели. Вот ему разрешили занять место рядом с десятиклассником, ведущим трактор. Потом доверили самому заводить двигатель. И наконец настал день, когда Анатолий уже самостоятельно сел за руль. Трактор, пофыркивая, двинулся вперед. Десять метров, двадцать,, пятьдесят... Вскоре Анатолий Капустин и другие кружковцы выехали в поле. Идею создания кружка механизаторов в Яковлевской школе подали комсомольцы-старшеклассники. Директору школы Ивану Даниловичу Бабенкову и преподавателю Семену Ионовичу Михайлину, председателю первичной организации ДОСААФ, предложение учащихся было по душе. Они не раз задумывались над тем, что, кончая школу, юноши и девушки не имеют специальности. Михайлин, который еще в армии научился водить и ремонтировать автомобиль, трактор, вызвался руководить кружком. Поначалу учеба не клеилась. Не было оборудования, пособий, плакатов. Но постепенно, при поддержке райкома КПСС, кружок обзавелся всем необходимым. Соседняя, Змиевская МТС передала школе старенький трактор НАТИ. Немало пришлось повозиться, пока удалось его восстановить. Занятия проводились по программе подготовки трактористов при МТС. Михайлин принес из армии требовательную любовь к порядку, уважение" к механизмам и настойчиво прививал все это ученикам. В мастерских ребята привыкли точно соблюдать правила безопасности, содержать в порядке инструмент. Весной 1957 года состоялся первый выпуск юных механизаторов. Десятиклассники Коля Толкунов, Витя Новиков, Гена Уваев и другие получили свидетельства первого разряда с правом работы на дизельных, гусеничных и колесных тракторах. Анатолий Капустин тоже закончил курс обучения, но сдавать экзамены ему разрешили только в следующем году, когда он перешел в девятый класс.НАОКСКОЙНе без усмешки посматривали прохожие на вывеску. «Морской клуб», которая появилась несколько лет назад на фасаде одного из домов'в Орле. Както не вязалось в их представлении слово «морской» с узкой и тихой в наших местах Окой. «Здесь буксиру негде развернуться, а вы гонки скутеров задумали проводить» — эти слова частенько приходилось слышать работникам клуба в отЕет на приглашение вступить в секцию водно-моторного спорта. Не верили нам на первых порах. Немногочисленной группе энтузиастов пришлось немало потрудиться, прежде чем водно-моторный спорт в нашем городе получил признание. В 1957 году в День Военно-Морского Флота в Орле прошли первые соревнования моторных судов — лодок и скутеров. И хотя в них участвовало всего 12 человек, именно эти состязания решили судьбу секнди. Захватывающее зрелище острой спортивной борьбы явилось лучшей агитацией за водно-моторный спорт. Мы сделали все от нас зависящее, чтобы в этот день привлечь на берег Оки побольше зрителей. И это себя оправдало. Многие из них потом пришли к нам в клуб. В основном это была молодежь, не знающая ни устройства подвесных ло-