За нагну СоветскуюРодину!EteTBW ®тmmМотоцикл ИЖ-58.МОТОЦИКЛЫ СЕМИЛЕТКИколько будет произведено мотоциклов, мотороллеров, мопедов к концу семилетки! На этот вопрос, интересующий многочисленных мотолюбителей, отвечает помещаемая ниже диаграмма перспективного роста выпуска продукции нашей мотоциклетной промышленности. Один миллион! Эта цифра, предусмотренная планом развития народного хозяйства на 1959—1965 годы, означает увеличение объема производства мотоциклетных заводов в 2,5 раза. Уже сейчас Советский Союз выпускает мотоциклов больше, чем любая другая страна мира. Используя новейшие достижения науки и техники, непрерывно повышая производительность труда и улучшая качество продукции, советские мотоциклостроители должны сделать за семилетие новый крупный шаг вперед. Выпускаемые в настоящее время в СССР мотоциклы как по своим конструктивным параметрам, так и по числу типов еще не удовлетворяют возросшим требованиям мотолюбителей и мотоспортсменов. На состоявшейся в 1958 году конференции работников мотоциклетной промышленности был намечен перспективный типаж машин на семилетие, который составлен с учетом нужд и запросов потребителей, а также разнообразных климатических и дорожных условий эксплуатации мотоциклов в нашей стране. Перспективный типаж определил основное направление в развитии отечественных конструкций мотоциклов — обеспечение высокой надежности и износостойкости двигателя при уменьшении общего веса мотоцикла и улучшении его топливной экономичности. За последнее время в зарубежном мотоциклостроении наблюдается тенденция к повышению литровой мощности. При этом пренебрегают неизбежным при подобных решениях снижением долговечности и тяговых качеств мотоцикла. В наших условиях погоня за чрезмерным ростом литровой мощности в ущерб тя-СПоэтому в перспективном плане развития мотоциклетной промышленности предусматривается замена через каждые три года моделей мотоциклов, находящихся в производстве, конструктивно более прогрессивными. Так, Ижевговым качествам мотоцикла и долговечский завод с 1962 года переходит на ности двигателя нецелесообразна. В то массовый выпуск мотоцикла ИЖ-58 веже время есть необходимость усилить сом 155 кг и мощностью двигателя работы по изысканию таких конструк18 л. с, а в 1965 году он должен начать тивных решений, которые позволили бы -изготовление мотоцикла новой модели без увеличения числа оборотов двигатеИЖ-330, вес которого 145 кг и мощность ля повысить его мощность. двигателя 20 л. с. Минский завод вВ текущем семилетии работники мо1962 году приступит к производству мотоциклетной промышленности должны тоцикла модели М-101, а в 1964 году обеспечить выпуск новых типов мотовыпустит более совершенную модель циклов, мотороллеров, мопедов и мотоМ-102. Аналогичные замены конструк" велосипедов, краткая характеристика ций произойдут и на других мотоциклеткоторых приводится ниже. ных заводах. Д орожныемотоциклы : с двухтактным одноцилиндровым двигателем (рабочий объем 125—175 см3), с двухДиаграмма роста вытактным двухцилиндровым двигателем (250 см3], с двухтактным одно- и двухципуска продукции мотоциклетной промышлен3 линдровым двигателем (до 350 см ), с ности (в тыс. шт.) с 1950 по 1965 г. четырехтактным двухцилиндровым двигателем (в классах до 500 см 3и 650750 см3). Мотороллеры с двухтактными одноцилиндровыми двигателями рабо3 чим объемом 150 см , 175 см3 и 200 см3. Мопеды и велодвигатели с двухтактными одноцилиндровыми двигателями мощностью 1 л. с. и 1,5 — 2 л. с. П рицепныебоковыеколя ск и: легкого типа для мотороллера Т-200; средние для мотоциклов 350 — 500 см3 и тяжелые, рассчитанные на эксплуатацию в сельской местности, для мотоциклов с рабочим объемом двигателя свыше 500 см3. На базе дорожных мотоциклов и мотороллеров предполагается наладить выпуск легких грузовых мототележек для удовлетворения нужд народного хозяйства и индивидуальных потребителей. Прогресс техники потребует внесения дополнений и изменений в параметры намечаемых к выпуску типов машин. 1955 1950 1958В. РОГОЖИН, начальник и главный конструктор ЦКЭБ мотоциклостроения1000,®1 Таблица IТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МОТОЦИКЛОВ, МОТОРОЛЛЕРОВ И МОПЕДОВ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ Год выпуска 1962 1962 1862 1960 19Л 1961 1962 1962 1961 1962 1962 Тип двигателя 2-тактн. 1-цилиндров. Мощность (л. с.) 1,5 6,0 8,5 5,5 5,5 9,0 14,0 18,0 22,0 26,0 28,0 Вес (кг) 45 115 140 85 85 ПО 125 155 360 300 330 Расход СкоЧисло топлива рость пере(л|100 км)(км|час) дач 1,5 3,5 3,2 2,4 2,4 2,7 3,3 4,5 7,0 5,3 . 6,0 50 65 . 80 80 80 80 105 НО 85 100 100 24433444444Тип машин Мотоцикл • 250 Мотороллер Мотороллер Мотоцикл 125 Мотоцикл 125 Мотоцикл 175 Мотоцикл 250 Мотоцикл 350 Мотоцикл 500 с коляской Мотоцикл 500 с коляской Мотоцикл 650 о коляскойМодель МП-62 ВП-175 Т-62 MIH K-S9 К-60 М-101 ИЖ-58 М-72М М-53 М-61М, . , ,„ 2-тактн. 2-цилиндров. „ 4-тактн. 2-цилиндров.Опытный образец мотоцикла М-101. объемом двигателя 125—250 см , один завод специализируется на изготовлении 3 машин класса 350 см и два — на вы3 пуске тяжелых машин 500—650 см . Проведение такой специализации даст возможность максимально унифицировать отдельные узлы и детали машин и, кроме того, значительно облегчит механизацию и автоматизацию производства. Задачу всемерного ускорения технического прогресса в отечественном мотоциклостроении нельзя успешно решить без осуществления широкой программы конструкторско-экспериментальных работ. Перестройка управления промышленностью создала необходимые условия для проведения таких работ на мотоциклетных заводах. В настоящее время на предприятиях расширяются конструкторские отделы, создаются экспериментальные лаборатории, оснащенные уникальными испытательными стендами. Все это укрепит исследовательскую базу мотоциклетной промышленности и даст возможность си3.9SВ настоящее время заводы приступили к созданию мотоциклов новых моделей и одновременно готовятся к организации их производства. Технические параметры мотоциклов, мотороллеров и мопедов, намечаемых к выпуску в ближайшие годы, приведены в табл. 1, некоторые из этих машин показаны на снимках. В 1959—1965 годах будет освоено производство мелких серий спортивных мотоциклов, гораздо более совершенных, чем выпускаются в настоящее время. Их типэж приводится в табл. 2. Наряду с этим промышленность будет изготовлять небольшими партиями гоночные мотоциклы класса 125, 250, 350и 500 смз (с коляской) для кольцевых шоссейных соревнований. Типаж и технические параметры спортивных и гоночных мотоциклов согласованы со спортивными организациями. Социалистическая система хозяйства создает все необходимые условия для специализации заводов, обеспечивает лучшее использование площадей и оборудования и на основе этого — рост выпуска продукции при быстром повышении ее качества и снижении себестоимости. В текущем семилетии намечена дальнейшая специализация в мотоциклетной промышленности. Два завода будут выпускать мотоциклы с рабочимТаблица 2ТИПАЖ СПОРТИВНЫХ МОТОЦИКЛОВ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ Характеристика двигателя Назначение рабочий объем (см 3 ) 125 и 175 250 350 500 и 500* 125 и 175 250 350 500 и 650* 125 и 175 250 350 500 и 650* число тактов 222422242224 | число цилиндров 1 1—2 2211221 1—2 22 Таблица 3 ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ Мощность (л. с.) СПОРТИВНЫХ Скорость (км/час) 100 110 120 130 140 МОТОЦИКЛОВДля шоссейнокольцевых соревнованийДля многодневных ооревнований Мотороллер ВГ-150 Для кроссовых соревнованийКласс (см 3 )Вес (кг)125 175 250 350 500* Мотоцикл М-61. * С коляской. '8 12 16 22 4070 80 100 120 230