Как лучше объяснить работу органов управленияРУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕМ. ШЛЕЗИНГЕР, старший методист Центрального московского автомотоклуба ДОСААФОсновой для подготовки методически правильно построенных занятий по этой теме является содержание программы. Общая методика организации уроков такая же, как и при изучении остальных разделов программы, и обычно включает следующие этапы: Самоподготовка преподавателя. Перед занятием следует подобрать основную и вспомогательную литературу, выбрать из нее все необходимые сведения, продумать метод проведения занятий, способ и порядок изложения материала, подобрать учебно-наглядные пособия, агрегаты, механизмы, узлы и детали для проведения упражнений и практических работ, определить основные вопросы по пройденной теме и наметить учащихся, которых надо спросить. Преподаватель должен заранее составить тезисы, которые он будет диктовать курсантам для записи.ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ РАБОЧЕЙ ЗАПИСИОсновные вопросы, подлеж ащиеразбору : 1. Устройство передней оси в зависимости от центра тяжести автомобиля. 2. Центр поворота и рулевая трапеция. Кого спросить. 1 2. . . . . . . .3 Необходимыенаглядные пос обия : Плакат рулевого управления автомобилей ГАЗ-51. «Москвич-402» или М-20; детали рулевого управления (цап; фа, глобоидальный червяк, вал рулевой сошки, рулевая сошка): макет рулевого управления. Домашнее задание Инженер-инструктор . . . . . Реализация плана-конспекта. На этом этапе преподаватель объясняет новый материал, иллюстрирует его всевозможными учебно-наглядными пособиями и попутно проверяет, как усваивают слушатели новые сведения по устройству автомобиля. Упражнения являются наиболее активной формой работы учащихся. При этом главное заключается в том, чтобы заставить всех учащихся «думать» и самым деятельным образом решать поставленные перед ними вопросы. Для этой цели преподаватель разбивает всю группу на бригады (по 5—6 человек), назначает наиболее успевающих учащихся бригадирами и составляет для них «опросные карты». . В эти карты преподаватель включает ряд вопросов для более углубленного изучения темы. Практические работы. При сборке и разборке изучаемого агрегата рекомендуется группу разбивать на две подгруппы, заранее подготовить необходимые ннструкционно-технологические карты ив соответствии с этим подготовить для учащихся рабочие места, обеспечив их необходимыми инструментами, приборами. механизмами и агрегатами. Таковы общие моменты учебного процесса. А теперь коснемся некоторых наиболее важных деталей. По программе подготовки шоферов 3-го класса в автошколах ДОСААФ (издание 1958 года) на изучение материальной части рулевого управления отведено 4 часа, на упражнения — 2 часа и на практические работы — 3 часа. Принимая длительность одного занятия за 2 академических часа, преподаватель может включить в первое занятие изучение рулевого механизма и привода с зависимой подвеской колес, а во второе — устройство рулевого управления с независимой подвеской колес, а также изучение неисправностей рулевого управления и его регулировку. На основе этого составляется план-конспект 2-часового занятия.Теперь рассмотрим, как он реализуется в ходе занятий. Пользуясь плакатом, преподаватель показывает своим слушателям рулевое управление и, дав его определение, может предложить самую короткую запись основных определений. После этого здесь уместно обратить внимание слушателей на конструкцию передней оси, указав, почему на большинстве автомобилей она имеет двутавровое сечение. На агрегате нужно показать, как крепится цапфа, как она поворачивается на шкворне, и продиктовать слушателям необходимые сведения для записи. Преподаватель объясняет, как определить центр поворота автомобиля, и вычерчивает на доске схему для его определения. Большое внимание надо уделить устройству и назначению рулевой трапеции, особо обращая внимание курсантов на способы крепления всех шарнир-1. Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля при помощи поворотов управляемых (передних) колес. 2. Эти колеса устанавливаются на повооотных цапфах, шарнирно соединенных шкворнями с концами передней оси. 3. Для правильного поворота требуется, чтобы колеса не имели бокового скольжения, что возможно лишь в том случае, когда центровые линии (оси) всех колес пересекаются в одной точке (в «центре поворота»). Вследствие этого при повороте передние колеса поворачиваются на разные углы. 4. Для осуществления этого требования применяется механизм, называемый рулевой трапецией. 5. Рулевое управление состоит из: а) рулевого механизма, при помощи которого увеличивается усилие от рулевого колеса, б) рулевого привода, передающего это усилие на поворотные цапфы.Затем разрабатывается план-конспект занятия, который представляется на утверждение в учебную часть.ПЛАН-КОНСПЕКТ по разделу «Рулевое управление»Занятие 1-е — 2 часа Распределение времени по видамзанятий 1. Учет посещаемости — 3 мин. 2. Учет текущей успеваемости — 12 мин. 3. Проверка усвоения — 10 мин. 4. Изложение нового материала — 40 мнн; 5. Запись основных положений — 20 мин. 6. Задание для самостоятельной работы — 5 мин. 7. Упражнения. 2. «За рулем» № 5. ных узлов. Параллельно с этим объяснением необходимо вычертить на классной доске схему трапеции. Лучше всего эту схему чертить по частям (см. рис. 1). После составления схемы надо объяснить слушателям, в какой последовательности и как перемещаются рулевая сошка, продольная тяга, двуплечнын и одноплечный рычаги и поперечная тяга. Объясняя движение последней, надо указать, что для определенной установки колес требуется регулировать длину тяги. На занятиях большую пользу может принести наглядное пособие (см. вкладку в этом номере журнала). После этого рекомендуется вызвать к доске одного-двух слушателей и проверить, как они усвоили материал. Можно предложить примерно следующие вопросы: а) Через какие механизмы и детали осуществляется поворот управляемых колес? б) С какими деталями рулевого привода соединяется двуплечнын рычаг? в) Какая разница в движении рулевой сошки и продольной тяги? Разобрав подробно устройство рулевой трапеции, преподаватель переходит к объяснению и показу рулевого механизма, обращая внимание учащихся на конструкцию современных механизмов автомобилей ГАЗ-51 и «Победа» М-20. Этим заканчивается 1-е занятие. Примерно таким же образом строится и второе занятие, в которое включается объяснение устройства рулевого управления с независимой подвеской колес, регулировка механизма, неисправности и уход за ним. Рассмотрим теперь, как лучше "организовать проведение упражнений. «Опросные карты» составляются так, чтобы каждая бригада слушателей успела за два учебных часа проработать по две карты. В них рекомендуется включать по три-четыре пункта. Вот -образец одной из карт.Опросная карта № . . . 1. Подобрать детали рулевого управления, передающие усилие от рулевого колеса на поворотные цапфы. 2. Как крепится рулевой механизм к раме и кузову? 3. Как определить центр поворота автомобиля М-20? 4. Каковы особенности устройства рулевого привода при независимой подвеске управляемых колес?В заключение изучения рулевого механизма учащиеся занимаются сборочно-разборочными работами. Преподаватель совместно с мастером производственного обучения или техником-инструктором осуществляет эти работы в соответствии с требованиями программы. Для всех работ должны быть составлены инструкционные карты, применительно к имеющимся условиям. В качестве образца мы приводим одну из таких карт.ОПРОСНАЯ КАРТАОперацииПоследовательность выполненияИнструмент и приспособленияСнятьпродольнуюСнятьпоперечнуютягу 1. Вынуть шплинты из передПассатижи, шплинтодер, отвертка него и заднего наконечника 2. Отвернуть пробки в обоих наконечниках и снять ограничители сжатия пружин 3. Вынуть пружины и сухари 4. Снять шаровые пальцы тягу 1. Расшплинтовать и отвернуть Пассатижи, гаечный ключ гайку крепления пальца на 24 мм рычаге поворотной цапфы 2. Выбить палец из отверстия рулевого рычага поворотной цапфы 3. Снять второй конец поперечной тяги 1. Расшплинтовать и отверПассатижи, гаечный ключ нуть 2 гайки стяжных бол17 мм тов 2. Снять стяжные болты накоМолоток, оправка нечника и наконечник о поперечной тяги 3. Снять шайбы защитной накладки, накладку и обойму о пальца шаровой опоры 4. Снять стопорное кольцо и выбить из гнезда наконечника тяги заглушку, пружину, опорную пяту, палец и сухарь 5. Разобрать второе шаровое сочленение поперечной тягиРазборка поперечной ' тягиНаглядные пособия для занятий по теме «Рулевое управление». Слева — передний ведущий мост, справа — механизм привода рулевого управления.